Советская легенда театра и кино. Настоящая икона кинематографа. Один из самых талантливых, ярких и искренних русских актеров. Николай Караченцов за свою долгую творческую жизнь успел поработать с самыми именитыми режиссерами. К 80-летию со дня рождения народного артиста MIR24.TV подготовил материал по воспоминаниям Николая Караченцова.
Одаренный и импульсивный лицедей создавал на сцене неповторимые образы. А его актерская игра просто завораживала. Им был очарован не только весь СССР, но и вся Европа и США, а также знаменитый Пьер Карден. Николай Караченцов – вне времени и вне эпох. Но все это было потом, а пока – сложное поступление во МХАТ, оттачивание актерского мастерства, бессонные ночи и первые «малюсенькие роли».
«Профессия актера – публичная. Мы рождены, чтобы нас любил зритель. Мы обязаны ему нравиться. В то же время наша профессия зависима, причем от тысяч самых разных людей и событий. Кого-то из нас любят только близкие, кого-то – узкий круг театралов, кто-то «герой» в своем городе, а кто-то действительно становится народным достоянием (без кавычек). Труд, талант при этом – безусловно, необходимые составляющие, но главное – Удача! Далеко не сразу, но мне она улыбнулась. Оттого ее улыбкой я очень дорожу», – из книги Николая Караченцова «Я не ушел…».
В Школу-студию имени В.И. Немировича-Данченко при МХАТе Караченцов поступил в 1963 году. На экзамене он прочитал отрывок из романа Бориса Горбатова «Донбасс», басню Ивана Крылова «Крестьянин и медведь» и «стихотворение какого-то арабского поэта». Отборочные этапы абитуриент прошел, вот только приемная комиссия зачислила его не сразу. За Караченцова заступился театральный педагог Виктор Монюков.
Проявил Караченцов себя сразу. Учился отлично, а потому считался лучшим на курсе. Его учителями в Школе-студии были актеры Василий Топорков, Виктор Станицын, Кира Головко, Олег Герасимов. Тогда же актер познакомился с Владимиром Высоцким.
В 23 года Караченцов окончил институт. Ему предложили работу в Московском театре имени Ленинского комсомола («Ленкоме»). Начинал как исполнитель ролей молодых, динамичных героев, которым свойственно обаяние мужской силы
и мощная энергетика.
Среди первых работ Николая Караченцова в спектаклях, поставленных режиссером Эфросом – парень («104 страницы
про любовь»), Марат («Мой бедный Марат»), оператор («Снимается кино») и в спектаклях других режиссеров, работающих в те годы в театре – штурмовик («Страх и отчаяние в третьей империи»), Шурка Басаргин («Дым отечества» по Симонову), Карабанов («Колонисты» по Макаренко), солдат («Прощай, оружие!» по Хемингуэю), кот Базилио («Золотой ключик») и другие.
В 1973 году у театра открылось второе дыхание: его руководителем стал Марк Захаров. Репертуар «Ленкома» пополнился экспериментальными спектаклями. Особую популярность заслужила рок-опера «Юнона и Авось». Она произвела фурор как на родине, так и за границей. За 40 лет существования она была поставлена более тысячи раз. Опера «Юнона и Авось» – визитная карточка «Ленкома» и сегодня.
«Итак, начало моего настоящего театра – Захаров. Первая постановка Марка Анатольевича в «Ленкоме» – спектакль, который назывался «Автоград-21». Пьеса Юры Визбора. Главную роль играл Олег Янковский, которого Марк привез из Саратова. Уже известный в кино по роли Остапа Бендера Арчил Гомиашвили получил в «Автограде» одну из главных ролей. А мы изображали хор и пели зонги. Стилистика у спектакля оказалась новой, непривычной. Но, скорее всего, Захаров отдавал дань названию театра и решению органа, назначившего его на этот пост... Впервые у нас в театре появился рок-ансамбль «Аракс». И следующий спектакль, который произвел в Москве эффект разорвавшейся бомбы, – «Тиль». После него Захарова, безусловно, признали одним из лучших режиссеров страны», – из книги Николая Караченцова «Я не ушел…».
За почти 30 лет творческой деятельности любимцу публики удалось получить статус одного из ведущих актеров современности. Но больше других зрители полюбили в его исполнении графа Резанова в постановке Захарова «Юнона и Авось». Этот спектакль по одноименной рок-опере композитора Алексея Рыбникова на либретто Андрея Вознесенского рассказывал о драматической любви русского путешественника и юной испанки. Караченцов играл в нем более 20 лет. Гастроли с успехом прошли во многих городах Европы и в США.
«Спектакль оказался принят, хотя на сцене для комиссии происходило что-то не совсем понятное. Потом появились статьи о спектакле. Причем появились в западной прессе. Наши притихли, не знают, что писать, а у «Ленкома» – конная милиция, народ двери выносит. В Германии, где-то там, в «Шпигеле» или в «Штерне», пишут: «Взрывная волна от бомбы, которая разорвалась на улице Чехова, докатилась до стен Кремля». «Юность авоськи» – так они озаглавили спектакль, не зная, как перевести его название и что это такое «Юнона и Авось». А как можно «авось» перевести? Да никак, – из книги Николая Караченцова «Я не ушел…».
Тогда же потихонечку начали распространяться слухи, что Захарова собираются снимать, что ему уже предлагали возглавить Театр оперетты. Но спектакль уже зажил своей самостоятельной жизнью. И, как ни странно, благополучно протянул четверть века, пережив советскую власть со всеми ее комиссиями.
«Вспоминаешь, что творилось со зрителями: чума, сумасшествие! Трудно сейчас такое представить. «Ленком», мне кажется, – всегда радость. Но тут еще радость запретного плода, острого слова. Не говоря уже о том, что все, происходящее в этом спектакле, все было неожиданностью для зрителя. Театр Ленинского комсомола и… жанр рок-оперы. Елки зеленые, как это может быть рок-опера! Молитвы со сцены! Да еще в рок-ритме! Наша «Юнона» начала обрастать богатой биографией. Еще бы, столько гастролей! Париж – это целая история. Нью-Йорк, Бродвей. Целая история», – вспоминал Николай Караченцов.
Что такое для русского, а тем более для советского человека – Париж? Много отзвуков сразу возникает в голове. От Вольтера до войны восемьсот двенадцатого года и Наполеона, от д’Артаньяна до Бельмондо, от Жана Габена до Эдит Пиаф. Советские люди знали, что такое Бастилия, что такое французская революция, кто такие Марат и Робеспьер. Они зачитывались Дюма, Мопассаном, Золя, Гюго. Париж для русских всегда был всемирной культурной Меккой.
«В Париж нас привез миллиардер Пьер Карден. Надо думать, что Карден, приезжая по делам в Москву, вероятно, спросил, что можно интересного посмотреть здесь. Ну ему, наверное, и сказали, что в театре «Ленком» идет самый модный спектакль в СССР. Он пришел на «Юнону и Авось», мы играли тогда не на своей площадке, а во Дворце культуры завода имени Ленинского комсомола… Из-за присутствия дорогого французского гостя срочно устроили легкий импровизированный фуршет. Какой-то левый коньяк принесли, Карден, попробовав его, случайно разбил рюмку, чему все очень обрадовались и, как на свадьбе, закричали «горько», заорали, что это на счастье, – и не ошиблись. А Карден в ответ сказал, что потрясен увиденным чудом под названием «Юнона и Авось», он с первого взгляда так влюбился в этот спектакль, что мечтает подарить его миру», – из книги Николая Караченцова «Я не ушел…».
Карден совершил смелый поступок, решившись, несмотря ни на что, везти советских артистов во Францию. Более того, как потом выяснилось, ему грозили, он получал звонки с сообщением, что театр взорвут, но вида не подавал и от своей затеи не отказался.
«Кстати, наверное, будет уместен вопрос, на каком языке шла в Париже «Юнона». Поскольку спектакль музыкальный, то Марк Анатольевич решил, что нельзя давать синхронный перевод. Талдычащий в ухо переводчик будет разрушать эмоциональное и цельное восприятие музыки, голоса, зрительного ряда. И придумали такой прием. Перед нами на авансцену выходил французский актер. Он довольно быстро стал нашим другом, влюбился в нашу труппу. За несколько минут до начала первого акта он рассказывал его содержание. После его монолога убавляли свет, и мы играли спектакль. Потом то же самое происходило перед вторым актом. До сих пор в памяти та фраза на французском, после которой мы начинали», – писал актер.
В «Ленкоме» Николай Караченцов проработал почти 40 лет. За это время он сыграл более чем в 20 постановках. Свою верность месту работы актер объяснял уважением к Марку Захарову: «Наверное, я мог бы устроиться в любой театр Москвы. Но какой смысл уходить от лучшего режиссера?»
Впервые мэтр появился на экране в конце 1960-х. А со второй половины 1970-х Караченцов стал одним из наиболее востребованных актеров советского кино. Он с успехом снимался в самых разных жанрах и амплуа.
Как же сам говорил Караченцов, удача в кино пришла после фильма «Старший сын». Но была и предыдущая картина, она же первая большая, которая называлась «Одиножды один». Снимал этот фильм Геннадий Полока, автор известных фильмов «Республика Шкид» и «Интервенция».
До встречи с Полокой Николай Караченцов пытался начать роман с кинематографом, но дальше фотопроб дело не шло. Иногда случались даже кинопробы, но ему сухо говорили: «Мы вам позвоним», и на этом все заканчивалось. «Я и сам понимал, насколько фотогенично мое лицо, а для ассистентов, помощников режиссера, помимо прочего, я – «кот в мешке», – с юмором вспоминал Караченцов.
«До сих пор картина («Старший сын» – прим.ред.) мне невероятно дорога, и не только потому, что она получилась, такой потрясающей атмосферы на съемочной площадке я потом не встречал. Леонов с нами возился, как настоящий папа, мы очень сдружились во время съемок. До сих пор я встречаю того же Мишу Боярского, Свету Крючкову, Наташу Егорову как родных людей. С Мишей у нас произошло полное единение: съемка кончается, а мы расстаться не можем: ходим по Питеру до глубокой ночи... Мы с Леоновым служили в одном театре, он меня более или менее считал за своего и иногда вел со мной откровенные беседы», – из книги Николая Караченцова «Корабль плывет».
Герои Караченцова – совершенно разные по характеру, но всегда выразительные, запоминающиеся. Он сыграл более 100 ролей в фильмах всех жанров: «Старший сын», «Собака на сене», «Трест, который лопнул», «Моя судьба», «Красная площадь», «Благочестивая Марта», «Белые росы», «Дом, который построил Свифт», «Моонзунд», «Человек с бульвара Капуцинов», «Дежа Вю», «Криминальный квартет», «Чокнутые», «Приключения Электроника», телесериалах «Петербургские тайны», «Королева Марго», «Досье детектива Дубровского», «Тайны дворцовых переворотов», «На углу, у Патриарших», «Идеальная пара» и другие.
«Одиножды один» – мой первый фильм с большой ролью, «Старший сын» – всего лишь второй. С них началась моя кинобиография. Равнозначным тем двум первым работам могу назвать участие в «Собаке на сене», «Криминальном квартете». «Белые росы» считаю замечательной картиной. С Всеволодом Санаевым… «Человек с бульвара Капуцинов», «Чокнутые». У режиссера Бортко снялся в фильме «Цирк сгорел, и клоуны разбежались», а до этого у него же снимался в картине «Удачи вам, господа». Он писал режиссерский сценарий «Цирка…» конкретно на меня. Я играл в фильме кинорежиссера, постоянно занятого поиском денег, подозреваю, что для Бортко эта работа – исповедальное кино. Конечно, не автобиография, но крик души», – из книги Николая Караченцова «Корабль плывет».
…Караченцов – взрывной, импульсивный, острохарактерный артист. Музыкально одаренный и спортивный, всегда сам исполнял рискованные каскадерские акробатические трюки, профессионально исполнял танцы любой сложности, занимался дубляжом и озвучанием. Казалось, что ему подвластно абсолютно все, но… не сама судьба.
В 2007-м Караченцов попал в автомобильную аварию, после которой долго восстанавливался. Он получил серьезную черепно-мозговую травму. Пролежал больше 20 дней в коме. Впервые подняться на сцену Караченцов смог только через два года. А 27 февраля 2017 года мэтр снова попал в ДТП. В конце того же года его супруга призналась, что помимо проблем со здоровьем после ДТП, Караченцов страдал от злокачественной опухоли.
«Люди очень спешат жить. Забывая о том, что вот придет жизнь к финалу и придется отвечать на главный вопрос: «А ты что сделал для других? Ты кому-нибудь протянул руку помощи? Или ты только сам бежал впереди, награды надевал на себя, деньжатами разживался, бился за квартиры, за виллы, за автомобили, за яхты… И куда ты с этим теперь?» – размышлял артист.
Онкология прогрессировала. Но сдаться смертельной болезни Караченцов не мог. В одном из интервью на вопрос журналиста: «Николай Петрович, вы прошли через столько испытаний, каждый день боретесь со страшной болезнью. Скажите, что же все-таки помогает вам жить?» и он ответил: «Все вы. Я все преодолею. Я выдюжу, потому что меня столько людей любят!»
Николая Караченцова не стало 26 октября 2018 года. Его похоронили на Троекуровском кладбище в Москве.
Подробнее в сюжете: Новости кино