65 лет исполняется медиа-менеджеру Олегу Добродееву. Это он автор привычного для зрителя стиля подачи теленовостей. И он один из тех, кто создал современное российское телевидение. Корреспондент «МИР 24» Роман Никифоров изучил биографию юбиляра.
Когда хобби – даже не профессия, а призвание. Главный «информационщик» России Олег Добродеев свой путь начинает еще на Центральном телевидении Советского Союза. И не где-нибудь – в программе «Время».
«В кабинет привели молодого человека, о котором сказали: «Вот посмотрите, может быть, он вам пригодится». Я посмотрел и решил, что молодому человеку, которому, скорее всего, неполных было 24 года, у которого за плечами был уже Истфак Московского университета, человеку, который владеет французским языком, самое место у нас в редакции в международном отделе», – рассказал главный редактор главной редакции информации ЦТ в 1983-1988 гг. Григорий Шевелев.
Вузовская специализация – наполеонистика. Потом работа в Институте США и Канады. И вот научный сотрудник становится младшим редактором.
Добродеев делает материалы из пленок от партнерских зарубежных телекомпаний. У таких сюжетов в редакции и свое шутливое название есть.
«Трехгрошовая опера, трехрублевая опера. Три рубля был гонорар за каждый сюжет, сделанный на основе такой пленки. Олег тогда уже заметно выделялся», – рассказал обозреватель Службы информации НТВ Владимир Кондратьев.
Тут, возможно, гены помогают. Его отец – известный сценарист Борис Добродеев. В 1965-м работал над фильмом «Первый учитель» по одноименной повести Чингиза Айтматова.
Кроме того, Добродеева-старшего считают основоположником биографического жанра в документальном кино.
«Я понял, что так же, как и игровому кино, необходима драматургия. Эта драматургия, но совершенно особая, необходима и документальному фильму», – говорил сценарист Борис Добродеев, отец Олега Добродеева.
Вот и его сын постоянно ищет новые формы и форматы. Создает на первой кнопке телевизионную службу новостей. Выпуски поздно вечером завершают вещание.
«Информационные приоритеты выстраивались в соответствии с мировыми стандартами, то есть какие-то события: происшествия, сенсации – выносились вперед. А в то время программа «Время» среди народа называлась так: «Все о вожде и немножко о дожде», – рассказал журналист, в 1990-1991 гг. – руководитель программы «ТСН» Александр Гурнов.
В то время в стране – разброд и шатание. У каждой республики появляются свои собственные телекомпании, в том числе у РСФСР – ВГТРК. Сюда в 1990-м и уходит Добродеев вместе с командой делать принципиально новый телевизионный продукт.
«Могу сказать, что сегодняшний руководитель ВГТРК Олег Добродеев думал целых 45 секунд. А был он ни много, ни мало заместителем главного редактора программы «Время». Тогда это было «ух», генеральская должность», – подчеркнул Анатолий Лысенко – в 1990-1996 гг. генеральный директор ВГТРК.
«Вести» – в студии вместо привычных дикторов появляются журналисты. Это настоящий прямой эфир, живой.
В 1993-м году – новый проект. Снова амбициозный, снова успешный и снова революционный. Добродеев участвует в создании НТВ.
«Журналисты получили право на свое собственное лицо. Вы знаете, что в программе «Время» корреспонденты стендапы, как мы говорим, не делали. Это было не принято. Это считалось даже не очень скромно. А на НТВ и по сию пору стендап – это обязательный атрибут информации», – поделилась главный редактор Службы информации НТВ Татьяна Миткова.
Именно благодаря узнаваемым персонам НТВ и становится таким популярным. Уникальная команда.
В 1997-м Добродеев занимает должность гендиректора канала. А в 2000-м уходит, точнее, возвращается на ВГТРК. В тот момент компания переживает не лучшие времена.
Новый старый руководитель сразу расставил приоритеты.
Итог хорошо известен. Олег Добродеев создал первый в мире русскоязычный информационный канал «Россия 24». Превратил ВГТРК в крупнейший медиахолдинг Европы. Филиалы в каждом регионе России. И в каждый из них Добродеев ездил лично, причем не единожды. Изучал географию страны буквально на ногах. Родная земля для него не просто словосочетание. Ведь когда-то он эту самую землю и руками разгребал в студенческих археологических экспедициях.
В компании Добродеева знают и как директора, и как гениального редактора. Когда правит тексты, часто говорит: «Пометь себе, старик!»
«Вот так снимая очки, садился и правил карандашом сам текст иной раз или что-то просил добавить. И всегда тексты становились глубже, ярче, интереснее», – подчеркнул Евгений Ревенко.
Энциклопедически образованный Добродеев любит повторять, что без гуманитарного фундамента в журналистике делать нечего. И часто летучка в кабинете генерального директора превращается в увлекательную лекцию по истории, литературе или живописи.
Олег Борисович умеет делать на телевидении буквально все. Но гены главного «информационщика» России берут свое. Где бы ни находился Добродеев, в восемь вечера по Москве он отложит все дела и пойдет смотреть выпуск новостей. Потому что так надо.
«Олег Борисович всегда звонит мне в день рождения, поздравляет меня, он со мной на Вы, естественно. Говорит: «Да, не волнуйтесь, я всегда рядом с вами». Это дорогого стоит. Вообще, не многие крупные руководители сегодня способны на это», – отметил Григорий Шевелев.
Коллеги по телевизионному цеху знают: Добродеев всегда поможет. При любых обстоятельствах. Несмотря ни на что. Это тот редкий случай, когда фамилия все объясняет. С днем рождения, Олег Борисович!
Подробнее в сюжете: Телевидение