Ошакан – небольшое село в Армении, расположенное в живописной местности на севере страны, недалеко от столицы. Это место имеет богатую историю, неразрывно связанную с армянской культурой и традициями. Это место, где нашел последнее пристанище создатель армянского алфавита Святой Месроп Маштоц. Место, где люди раскрывают свои таланты, ради которого оставляют привычную жизнь. Ошакан полон историй и истории. Здесь все пропитано стремлением к развитию и непреодолимой тягой к сохранению древних традиций.
Ошакан известен как родина святого Месропа Маштоца, основателя армянского алфавита. Именно здесь, по преданию, он создал первую библиотеку, где хранились важнейшие тексты и рукописи. Село является важной точкой на культурной карте Армении и привлекает туристов, интересующихся историей и религией.
Храм Святого Месропа Маштоца – самое знаковое место села Ошакан. И, в первую очередь, его посетители – это дети и молодые люди, для которых образование не пустой звук. Они приходят сюда не только получать благословение у могилы святого, который создал армянский алфавит в 405-406 годах. Они молятся, чтобы он дал им терпение и дисциплину на пути к получению знаний. Здесь практически не бывает пусто, студенты и школьники приходят большими группами.
Ошакан не зря попадает в карту мест для обязательного посещения. В 440-м году, когда Святой Месроп Маштоц ушел из жизни, князь Ваан Аматуни решил похоронить его в Ошакане. Три года длилось строительство церкви, и тело Святого поместили под алтарь. С этого дня Ошакан обрел для армян новую ценность.
Церковь отличается уникальным архитектурным стилем и хранит множество исторических артефактов. Рядом с ней находятся старинные кладбища и руины, которые свидетельствуют о богатом прошлом региона.
В Ошакане сохранился дом конца XIX века. На его примере рассказывают большую историю деревни, показывают ее традиции. Верхний этаж старого дома – жилые помещения. Здесь хранится история одной семьи и артефакты, которые рассказывают о тех временах.
«Для одной очень красивой девушки отец обещает хорошее приданое. И в честь ее замужества строит этот дом, где рождаются 8 детей. И вся история семьи разворачивается здесь», – рассказывает культуролог Вардуи Григорян.
В кроватке 1956 года спали некоторые из 8 детей этой семьи. Сохранилась кровать супругов, швейная машинка. Хозяин дома был обувщиком и часто использовал ее, инструменты обувщика – тоже ценные артефакты этого дома. На верхнем этаже хранятся рукописи жителя Ошакана Папикяна, который записывал истории ошаканцев, воспоминания, описания природы, также в отдельных альбомах он сохранил упоминания о деревне в прессе и прочие документы. Хранятся некоторые важные фотографии.
В Ошакане до наших дней сохранилась традиция проверять невесту на хозяйственность. Еще с давних времен, чтобы понять, хорошая ли невеста попалась, семья жениха устраивала для нее разные испытания. Ей давали высушенный лаваш, и она должна была с помощью воды намочить его таким образом, чтобы он не развалился, не стал липким и не остался сухим. Если невеста справлялась с заданием – родные мужа считали ее готовой к семье.
Также в Ошакане знают, откуда пошло выражение «держать свечку». Оно произошло еще от одной местной традиции. В конце свадьбы танцующие пары окружали новобрачных, и каждая пара держала своими мизинцами по свечке. Только после этого танца жених считался полноправным мужем. Он должен был достать из кармана зерна пшеницы и кинуть их в воздух или на участников свадьбы.
Ошакан славится своими традициями и обычаями, которые передаются из поколения в поколение. Например, в селе сохранился обычай семейных встреч и празднования значимых дат. Местные жители почитают свои корни и гордятся историей своего села.
Жители Ошакана – это настоящие хранители армянских традиций. Многие семьи живут здесь на протяжении нескольких поколений. Основные занятия местных жителей связаны с сельским хозяйством: выращиванием овощей, фруктов и винограда. Овощи и фрукты с Ошаканских полей известны своим качеством и вкусом. Социальная жизнь в селе насыщенная: местные жители активно участвуют в культурных мероприятиях, праздниках и церковных службах. Каждое лето в селе проходят фестивали, на которых можно увидеть традиционные танцы, послушать народную музыку и попробовать блюда армянской кухни.
А еще Ошакан буквально манит к себе деятелей искусства. Художник Самвел Саакян переехал в Ошакан из Швеции пять лет назад, купил здесь дом и решил превратить его в самую яркую точку деревни. Сейчас все стены и даже сад увешаны картинами.
«У меня много картин на духовную тему. Когда я еще жил в Швеции, мне позволили организовать выставку в кафедральном соборе в Упсале, и там мне дали титул капеллана за пропаганду духовных ценностей. Я много работаю с золотом, поэтому решил нарисовать этот цикл. Когда я переехал сюда, дом был пуст, и я решил, что он превратится в галерею», – рассказывает художник Самвел Саакян.
Самвел называет себя экспрессионистом, и все картины у него рождаются в моменте, под действием чувствования тех или иных состояний. Практически все картины художника не фигуративные. Такой период в его творчестве был, но сейчас для него важно, чтобы зритель сам нашел в каждой свои линии и свои смыслы.
Важная цель жизни художника – находиться в состоянии умиротворения, и картины – один из способов прийти к балансу. Он говорит, если человек чист, а его мысли прозрачны и правильны, он всего может достичь. Нет прошлого, нет будущего, только желание проживать каждую секунду.
Сегодня в большой деревне проживает шесть тысяч человек. Здесь созидают и молятся, почитают знания и берегут традиции. Здесь хранятся и создаются сокровища армянской истории и культуры. Ошакан – это не просто село, а живое свидетельство богатой истории и культуры Армении. Его жители, сохраняя традиции и обычаи, продолжают жить в гармонии с природой и своей историей, делая все возможное для того, чтобы сохранить уникальное наследие своего края. Село остается важным местом для изучения армянской культуры и истории, и его значение только растет с каждым годом.