Воды древнего океана Тетис шумели и вздымались. А потом ушли, обнажив дно… Следы его морских обитателей остались на вершинах современных гор. Ветер, дождь и снег вытачивали из известняка и ракушечника причудливые формы. Через миллионы лет здесь появился человек. И стал называть эти места полуостровом Мангышлак, или Мангистау, как принято сейчас.
Автор фото: Виталий Попов
С трех сторон полуостров омывается Каспием, а с четвертой стороны раскинулось плато Устюрт. В Средние века через плато Устюрт проходили торговые пути из Хорезма в Поволжье. Долгое время эта каменная пустыня оставалась до конца неизведанной. Но в последние десятилетия эти места посещают все больше людей. И каждого поражает уникальный ландшафт – архаичный, суровый и удивительно красивый. Настолько удивительный, что его сравнивают с марсианскими пейзажами. Это и песчаные барханы, и останцовые горы Шеркала, Айракты, долина Шоманай, это и чинки Устюрта – Тузбаир и Бозжыра, и подземные мечети.
Автор фото: Виталий Попов
Земля этого региона пропитана мифами и легендами. И это неудивительно. Здесь обитали многие народы. И каждый из них оставил частицу себя: памятники, языки и традиции.
«В летописях и эпитафиях есть упоминания о массагетах, упоминания есть о дахах, аланах, печенегах, затем огузы, туркмены, ногаи, кипчаки и, в конечном счете, казахи», – рассказывает археолог Андрей Астафьев.
Одни народы перерождались в другие. Уходили времена и поколения – уходили верования. Эти места стали безмолвными свидетелями века зороастризма, тенгрианства, шаманизма, ислама. Позабыть в одночасье вековые устои ушедших кочевых племен невозможно. И новые религии впитывали элементы старых верований, создавался симбиоз традиций и современных на тот момент духовных практик. Тому одно из подтверждений – старые зираты, кладбища.
Автор фото: Виталий Попов
«Хотя все эти зираты мусульманского периода, тут присутствует некий сгусток доисламских времен. В исламе запрещено какое-либо изображение на надгробиях, и тем более антропоморфное. Но мы имеем прецеденты антропоморфных изображений – что в средневековую эпоху, что в новое время. Есть стилизация надгробий под стоящего человека. На казахских кулпытасах – стелах – часто изображаются предметы, которые определяют, мужчина это был или женщина», – повествует археолог Андрей Астафьев.
Автор фото: Виталий Попов
Еще один пример симбиоза разных верований, смеси ислама и тенгрианства – это традиции людей зажигать шырак (лучину), разводить огонь у могил святых аулие и три раза по кругу обходить захоронение. Это наследие сакских времен. Святые здесь весьма почитаемы местными людьми. И даже скальные мечети – образцы сакрального зодчества – носят имена мусульманских святых.
Ислам пришел в эти земли в XII веке. Произошло это во многом благодаря знаменитому философу, просветителю и суфию – последователю аскетически-мистического течения в исламе – Ходже Ахмеду Ясави. Его мавзолей в Туркестане – одна из святынь мусульманского мира.
Автор фото: Виталий Попов
Ходжа Ахмед Ясави создал свое учение. Основа этого учения – принятие и сохранение культурного наследия и, опять же, симбиоз его с исламом. Как считал Ясави, если бы Аллах хотел создать людей одним племенем, то так и поступил бы. Но раз мы все созданы разными, значит, это нужно для познания друг друга. Каждое племя, национальность, должны сохранять свою национальную идентичность.
Древний степной обычай «салем салу» – поклон старшим в знак уважения – исламские проповедники запрещали. Поклоняться можно только Всевышнему. Но Ясави считал это неверным и призывал терпимо относиться к многовековым традициям. Еще один пример – обряды почитания святых и умерших.
«Концепция «авлия» в арабском, а в казахском «аулие» – это концепция святых. Тех, кому можно поклоняться. Опыт и сила которых могут дать человеку излечение, напутствие, помощь. Это наложилось на концепцию кочевников уважения духу предков, поклонения. Это все смешалось и создало основу для распространения ислама. Поэтому Ходжа Ахмед Ясави играл огромную роль. Его тарикат, который он создал в Яссах-Туркестане, распространял ислам на территорию кочевой степи», – поясняет историк-востоковед Султан Акимбеков.
Краеугольным камнем успеха Ахмеда Ясави, отличавшим его от других духовных наставников, стало то, что он говорил с кочевниками на понятном им языке – на чагатайском. Этот средневековый тюркский письменно-литературный язык был близок степнякам.
«У тюрков к этому времени уже две-три сотни лет было политическое господство в степях. Но в оседлом мире преобладал восточно-иранский язык. Большинство религиозных деятелей были арабо- или таджикоязычными. Ясави был одним из первых, кто был тюркоязычным. Это дало ему возможность проповедовать в тюркской среде», – добавляет Султан Акимбеков.
Благодаря языку, учение оказалось доступным широким массам, и число последователей в степях росло. Отсюда пошло еще одно название этих мест – Край 362 святых. Ровно столько было миссионеров, посланных тюркским просветителем проповедовать ислам.
«Полноценное распространение ислама через суфизм, приверженцем которого был Ходжа Ахмед Ясави, происходило как раз в эти 100-150 лет. Период, который приходится между ним и золотоордынским Узбек-ханом. Он мог распространяться с караванами из Хивы, Бухары. Они все проходили через Мангистау», – рассказывает историк, археолог Нурлан Кульбаев.
Самая почитаемая скальная мечеть носит имя святого Шопан-ата. По легенде, Шопан-ата – первый проповедник, пришедший в Мангистау. Поэтому и мечеть его появилась здесь первой, она расположена на древней дороге из Хорезма на Мангышлак. Для мечети суфий выбрал священное место, там, где находится одно из самых древних огузо-кыпчакских кладбищ Мангистау.
Автор фото: Виталий Попов
Мечеть состоит из 12 комнат, вырубленных в мягкой породе. В центре главного зала – два деревянных шеста, будто указывающих дорогу молитвам паломников. Световой колодец в мечети – не только источник освещения, но и прежде всего путь к Всевышнему.
Автор фото: Виталий Попов
Здесь же находится и кабирхана, место погребения Шопан-ата. В других помещениях комплекса – медресе – там суфий обучал своих мюридов, последователей. Два других молитвенных дома – мечети Караман-ата и Шакпак-ата. Это внуки Шопан-аты.
Мечеть Караман-ата – единственная на Мангышлаке, полностью построенная под землей. Внутри находилось несколько молитвенных залов и соединяющих их коридоров. В одной из комнат Караман-ата обучал своих последователей, а в другой – лечил людей.
Автор фото: Виталий Попов
«Согласно легенде, мечеть Караман-ата состоит из 13 комнат. Со временем часть из них обвалилась. Мы реставрировали и сохранили то, что могли. Есть сведения, что отсюда вели два подземных хода. Один – до мечети отца святого, Есен-ата, другой – до мечети его деда Шопан-ата. Может быть, их когда-то обнаружат под завалами», – надеется директор общественного благотворительного фонда «Караман-ата» Сауле Бердиханкызы.
Караман-ата считался покровителем справедливости. Чтобы решить спор, стороны встречались у его могилы и давали клятву. Примечательно, что люди ищут у него защиты от беззакония и по сей день.
«Смотрю – там лежит много трудовых книжек. Расспрашиваю у ребят, которые там жили. Говорят, недавно группа одного предприятия приехала сюда. Ночевали, молились, оставили свои трудовые книжки, сказали: через три дня придем заберем. – А что случилось? – Их незаконно уволили. И ребята ищут поддержку у Караман-ата», – делится впечатляющим воспоминанием краевед Алкажан Едилхан.
В сотне километров отсюда находится мечеть Шакпак-ата. Этот средневековый суфий считается покровителем огня. Во всей Центральной Азии его мечеть – единственное культовое сооружение средневековья, вырубленное в массиве вертикальной скалы и сохранившееся до наших дней.
Автор фото: Виталий Попов
Есть версия, что сооружена мечеть была в период активного распространения ислама в этих краях. А если так, то это X-XII века. Однако другая версия гласит, что нишу в скале обустроили еще первобытные люди в эпоху неолита. Такая гипотеза появилась после того, как неподалеку были обнаружены следы их стоянки. Но варианты эти друг другу не противоречат – возможно, помещение древних людей просто расширили столетия спустя.
Автор фото: Виталий Попов
Мечеть эта – вырубленное в скале здание в форме креста. В нем несколько помещений, ниши и кельи для уединения отшельников. На стенах – известнейшее изображения человеческой ладони. Это амулет хамса, который в исламе называют «Рука Фатимы», младшей дочери пророка Мухаммеда. Считается, что амулет ограждает от сглаза и нечистых сил. «Рука Фатимы» увековечена на государственных флагах многих арабских стран. Здесь же – узоры арабской вязи. Среди них суфийские строки о бренности бытия. И даже фраза, ставшая принципом служения Шакпак-ата: «Что ни попросишь, все сбудется». Говорят, он никогда не отказывал просящим.
Автор фото: Виталий Попов
«Это известная мечеть, красивая, ориентированная по четырем направлениям света. Там четыре колонны. Декор одной не повторяет другие. Самое большое количество петроглифов находится именно в этой мечети», – рассказывает специалист отдела археологии и архитектуры Мангистауского государственного историко-культурного заповедника Жадыра Аксенбай.
На мысе Тюпкараган находится еще одно чудо сакральной архитектуры – мечеть Султан-эпе. Султан-эпе – сын поэта-мистика Сулеймана Бакыргани, более известного как Хаким-ата, соратника Ахмеда Ясави. Мечеть его снаружи выглядит весьма скромно, но внутри нее расположены девять помещений, соединенных между собой проходами. Суета внешнего мира не проникает сюда. Это помогало мюридам прилежно изучать святые писания несколько веков назад.
Автор фото: Виталий Попов
Среди помещений находится хальват – одиночная келья для полного погружения в молитву. Суфии уходили сюда на 41 день, чтобы следовать аскезе. Считается, что после сосредоточенных молитв и духовных практик люди выходят отсюда просвещенными.
Автор фото: Виталий Попов
В этих местах Султан-эпе называют покровителем моряков и повелителем вод. Легенды гласят, что он спасал корабли в шторм, оживлял убитых быков и даже передвигался по воздуху. Одно из сказаний повествует, что Султан-эпе, появившийся на этих землях с приходом ислама, заменил собой духа воды Упе.
«Эти скальные мечети отличаются от остальных. Говорят, что им нет аналога в Евразии. Большинство вырублены в монолитах скал или выкопаны под землей. Местность это позволяет. Здесь известняк, ракушечник, он хорошо поддается обработке. Обычно суфии расширяли природные углубления. Иногда это делалось не одним человеком, а несколькими поколениями. А потом мечети одновременно служили и центром религии, и своеобразным медресе, где учили детей», – рассказывает историк Отыншы Кошпайулы.
Однако история появления пещерных мечетей едва ли берет свое начало с появлением ислама, а начинается еще раньше, в первые века нашей эры. И связана она, по мнению историков-краеведов, с божеством индо-иранской культуры матерью Митрой. Предки здешних народов начали строить храмы возле пещер, потому что, по преданиям, именно из грота вышла Мать Митра.
«Эти люди считают своей матерью дракона, попросту говоря, змею. На местном языке – Ашдаха. Эта Ашдаха живет в пещере… Со временем Ашдаха превратилась в женщину-мать и получила название у казахов – Умай-ана, у других народов – Митра (Михра). У узбеков и таджиков есть девичье имя Михрабану – это все от той самой Михры», – рассказывает краевед Алкажан Едилхан.
Как подтверждение древних мифов и сказаний, эти места известны как Долина шаров. Шары – это окаменевшие образования, издали напоминающие кладку яиц фантастических драконов. Им миллионы лет…
Автор фото: Виталий Попов
Самая молодая и самая популярная у современных людей мечеть носит имя Бекет-ата. Поток паломников и туристов сюда не иссякает в любое время года. Бекет-ата – в числе наиболее почитаемых святых. Считается, что именно он из всех суфиев достиг высшей точки просветления. А местные жители даже приговаривают: «В Мекке – Мухаммед; в Туркестане – ходжа Ахмед, в Мангистау – пир Бекет».
Автор фото: Виталий Попов
«Мечети Бекет-ата более современные, скажем так. Если Шопан и Шакпак – это средние века, то четыре мечети Бекет-ата ближе к нашему времени. Он родился в 1750 году. Это и дипломат, и философ, и ваятель, и целитель. Он решал споры», – рассказывает специалист отдела археологии и архитектуры Мангистауского государственного историко-культурного заповедника Жадыра Аксенбай.
В одном из залов мечети до сих пор хранится посох Бекет-ата. С его помощью он лечил больных. Считается, что, если попросить святого об исцелении и пройти под этим посохом, обязательно пойдешь на поправку. Главное – добраться сюда по лестнице, ведущей к мечети Бекет-ата. Она насчитывает тысячу ступеней. Путь к святому – настоящее испытание.
Автор фото: Виталий Попов
… С тех пор прошли века. Но народная тропа к святым не заросла. Для удобства современных людей здесь появились асфальтированные дороги и гостевые дома неподалеку. Непроходимая пустошь, где когда-то искали уединения суфии-отшельники, теперь – центр притяжения паломников и туристов.
Автор фото: Виталий Попов
Однако главное осталось неизменным. Атмосфера скальных мечетей Мангистау по-прежнему хранит дух ушедшей мудрости, дух просветленных людей, которые некогда поддержали огонь жизни в этих местах, все еще помнящих времена исхода великого древнего океана…
Автор текста: Асель Тулегенова
Автор фото: Виталий Попов