В России глобальное потепление идет в 2,5 раза быстрее, чем в среднем на планете, а в Арктической части – в 3,7 раза. В этом году с географической карты России исчез целый остров. За 10 лет его площадь уменьшилась в 20 раз. В августе он занимал всего три гектара, а в сентябре ушел под воду полностью. Подробнее – в сюжете специального корреспондента «МИР 24» Анна Деркач.
«У нас потепление идет быстрее, чем во всех других регионах мира. В Европе за 10 лет потепление произошло на 0,5 градуса плюс, а в Арктике еще быстрее – 0,7 плюс. Для нас это очевидная вещь, для страны, 60% территории которой находится в зоне вечной мерзлоты, это имеет практические последствия», – подчеркивал президент РФ Владимир Путин.
Батагайский кратер в Верхоянском районе Якутии – крупнейший в мире очаг протаявшей вечной мерзлоты. Эту язву на теле Земли журналисты прозвали «вратами ада» – вот во что превратится тайга, если температура на планете продолжит расти.
В этом году с географической карты России исчез целый остров. За 10 лет его площадь уменьшилась в 20 раз. В августе он занимал всего три гектара, а в сентябре ушел под воду полностью.
Если на Земле потеплеет на три градуса, главная, Дворцовая площадь Санкт-Петербурга, будет выглядеть вот так. Прогнозы составляют интернет-порталы, посвященные Вселенскому потопу. На интерактивной карте можно выставить температуру или уровень Мирового океана и увидеть, какие части суши уйдут под воду. В России это некоторые районы Санкт-Петербурга, Ростова-на-Дону, побережье Балтийского, Азовского моря и Каспия.
Сейчас картинки Апокалипсиса кажутся чем-то нереальным. На самом деле, три-четыре градуса к среднегодовой температуре – это не так уж далеко.
Последнее исследование ученых МГУ. В Москве за 243 года потеплело на 2,8 градуса. И все за счет зимних месяцев. Средняя температура января за эти 2,5 века повысилась на целых пять градусов.
Пока сотрудники метеорологической обсерватории МГУ изучают глобальное потепление, в соседнем Ботаническом саду собирают его плоды, причем в буквальном смысле.
«Никогда так случайные люди не подумают, но это грецкий орех. Лет 12, он уже дает урожай. Если бы не майские морозы этого года, у нас были жуткие майские морозы в Ботаническом саду тоже, то он бы, конечно, в этом году дал бы несколько ведер чистых орехов, даже без кожуры, и белкам был бы совсем пир», – рассказал младший научный сотрудник Отдела дендрологии Ботанического сада МГУ Сергей Купцов.
Зона уверенного земледелия сдвинулась на север. Подсолнечник теперь выращивают в Брянской, Орловской, Рязанской областях, Мордовии, Татарстане и Башкортостане. В Подмосковье – черешню, абрикосы, персики и даже коренную жительницу юга – магнолию.
«Ассоциируется у нас совсем там с югом «в краю магнолий плещет море», в этом году бутонов нагуляла вообще какое то невероятное количество. Вся крона в бутонах. Они будут в конце апреля, в начале мая распускаться, какая бы холодной ни была зима. Если там будет совсем минус 35, может, и замерзнут. Я надеюсь, что 35 не будет больше уже никогда! Хотя кто его знает», – рассказал младший научный сотрудник отдела дендрологии ботанического сада МГУ Сергей Купцов.
Глобально климат на Земле менялся много раз. Только за последнее тысячелетие это происходило дважды. В XIV веке теплый Атлантический период сменился Малым ледниковым по не зависящим от человечества причинам. Среди прямых и косвенных: снижение солнечной активности, пробуждение вулканов, пепел от которых отражал и без того тусклый свет, и даже сокращение сельхозземель, после того как чума выкосила треть населения Евразии. И закончился Малый ледниковый период, уверены ученые, тоже от нашего влияния, еще до наступления индустриальной эпохи.
«Если говорить о XVIII веке, интенсивность выброса парниковых газов была ничтожно малой и не могла повлиять на такое, так сказать, явление, как окончание Малого ледниковой периода. Впоследствии, в XIX – XX веке, глобальное потепление было продолжено и ускорено влиянием человека», – объяснил ведущий научный сотрудник кафедры метеорологии и климатологии географического факультета МГУ Михаил Локошенко.
Нынешнее глобальное потепление, считают ученые, это выход из Малого ледникового периода, а техногенный фактор его просто ускоряет. Вот только скорость увеличения температуры действительно пугает. Такого не было две тысячи лет.
«Сейчас стало накладываться антропогенное воздействие, и оно проявилось достаточно сильно в последние 50 лет. Каждый год все больше и больше концентрация C2 в атмосфере, это измеряется. Изотопный анализ однозначно говорит – на 80-90% от сжигания ископаемого топлива», – отметил эксперт по вопросам климата Фонда «Природа и люди» Алексей Кокорин.
В России глобальное потепление идет в 2,5 раза быстрее, чем в среднем на планете. В Арктической части – в 3,7 раза. Все дело в альбедо – способности белых поверхностей отражать тепло и свет. Из-за повышения температуры на планете белая шапка Земли уменьшается. Темная поверхность воды и земли не отражает свет, а поглощает, тем самым усиливая потепление.
В 2016 году в нескольких северных регионах России проснулась сибирская язва. Главной причиной вспышки назвали протаивание вечной мерзлоты.
«Это может высвобождать из-под земли какие-то древние захороненные вирусы, которые давно спят в земле и могут вылезти и уничтожить человечество. Таких разговоров последние пять лет я слышал очень много», – отметил ведущий научный сотрудник Института мерзлотоведения РАН Никита Тананаев.
Таяние льда жители российского Севера могут ощутить буквально под ногами. Проседают фундаменты жилых домов и других зданий. Изменение климата уже сейчас угрожает жилому фонду 27 городов и поселений. В этих домах проживают почти 800 тысяч человек.
«К сожалению, наши квартиры не подлежат восстановлению. Таково решение комиссии. Поэтому мы не знаем, где мы будем жить дальше», – рассказала пострадавшая Раиса Горохова.
Двухэтажка в Якутске буквально раскололась надвое. Капитально застраивать республику начали в 60-х. Из-за особенностей климата все дома там стоят на сваях. Их вбивали на восемь метров в глубину. Земля там не протаивала даже жарким летом.
«Если мы сравним данные 1959 года и 2024-го, то на 10 градусов температура повысилась. То есть было минус шесть, а стало минус два», – отметил директор Научно-исследовательского центра технологии строительства Заполярного государственного университета Павел Котов.
Остановить глобальное потепление быстро не получится. Пока только придумали, как искусственно спасать мерзлоту. Грунт вокруг свай либо укрепляют специальным раствором, чтобы не шатались, либо замораживают. Термостабилизация – метод затратный, но все равно дешевле, чем перестроить здание.
«Если говорить о многоквартирном здании, то расселение и строительство нового здания обходится где-то порядка 1,5-2 миллиардов в зоне вечной мерзлоты. Вот такая термостабилизация и капитальный ремонт обходится ну где-то 80 – 100 миллионов. То есть мы можем видеть, насколько большая разница. Какого-то общего решения здесь нет, конечно же. То есть по конкретному здание принимается конкретное решение», – отметил заведующий кафедрой механики грунтов и геотехники МГСУ Дмитрий Чунюк.
От изменения климата страдает не только российский Север. Юг страны захлестнули смерчи, Дальний Восток – наводнения и шторма. Даже относительно спокойная русская равнина все больше напоминает тропики с резким изменением погоды.
В пятницу погода в очередной раз попыталась покрыть столицу снегом, но и эта попытка потерпела фиаско. Сугробы не продержались и нескольких часов. В выходные столицу накрыло совсем не ноябрьским теплом.
Подробнее в сюжете: Экологические проблемы