18:50 17/11/2024

Климат сошел с ума. Глобальное потепление угрожает Русскому Северу

В России глобальное потепление идет в 2,5 раза быстрее, чем в среднем на планете, а в Арктической части – в 3,7 раза. В этом году с географической карты России исчез целый остров. За 10 лет его площадь уменьшилась в 20 раз. В августе он занимал всего три гектара, а в сентябре ушел под воду полностью. Подробнее – в сюжете специального корреспондента «МИР 24» Анна Деркач.

«У нас потепление идет быстрее, чем во всех других регионах мира. В Европе за 10 лет потепление произошло на 0,5 градуса плюс, а в Арктике еще быстрее – 0,7 плюс. Для нас это очевидная вещь, для страны, 60% территории которой находится в зоне вечной мерзлоты, это имеет практические последствия», – подчеркивал президент РФ Владимир Путин.

Батагайский кратер в Верхоянском районе Якутии – крупнейший в мире очаг протаявшей вечной мерзлоты. Эту язву на теле Земли журналисты прозвали «вратами ада» – вот во что превратится тайга, если температура на планете продолжит расти.

В этом году с географической карты России исчез целый остров. За 10 лет его площадь уменьшилась в 20 раз. В августе он занимал всего три гектара, а в сентябре ушел под воду полностью.

Ледник площадью с Великобританию тает с рекордной скоростью

Если на Земле потеплеет на три градуса, главная, Дворцовая площадь Санкт-Петербурга, будет выглядеть вот так. Прогнозы составляют интернет-порталы, посвященные Вселенскому потопу. На интерактивной карте можно выставить температуру или уровень Мирового океана и увидеть, какие части суши уйдут под воду. В России это некоторые районы Санкт-Петербурга, Ростова-на-Дону, побережье Балтийского, Азовского моря и Каспия.

Сейчас картинки Апокалипсиса кажутся чем-то нереальным. На самом деле, три-четыре градуса к среднегодовой температуре – это не так уж далеко.

Последнее исследование ученых МГУ. В Москве за 243 года потеплело на 2,8 градуса. И все за счет зимних месяцев. Средняя температура января за эти 2,5 века повысилась на целых пять градусов.

Пока сотрудники метеорологической обсерватории МГУ изучают глобальное потепление, в соседнем Ботаническом саду собирают его плоды, причем в буквальном смысле.

«Никогда так случайные люди не подумают, но это грецкий орех. Лет 12, он уже дает урожай. Если бы не майские морозы этого года, у нас были жуткие майские морозы в Ботаническом саду тоже, то он бы, конечно, в этом году дал бы несколько ведер чистых орехов, даже без кожуры, и белкам был бы совсем пир», – рассказал младший научный сотрудник Отдела дендрологии Ботанического сада МГУ Сергей Купцов.

Зона уверенного земледелия сдвинулась на север. Подсолнечник теперь выращивают в Брянской, Орловской, Рязанской областях, Мордовии, Татарстане и Башкортостане. В Подмосковье – черешню, абрикосы, персики и даже коренную жительницу юга – магнолию.

«Ассоциируется у нас совсем там с югом «в краю магнолий плещет море», в этом году бутонов нагуляла вообще какое то невероятное количество. Вся крона в бутонах. Они будут в конце апреля, в начале мая распускаться, какая бы холодной ни была зима. Если там будет совсем минус 35, может, и замерзнут. Я надеюсь, что 35 не будет больше уже никогда! Хотя кто его знает», – рассказал младший научный сотрудник отдела дендрологии ботанического сада МГУ Сергей Купцов.

Глобально климат на Земле менялся много раз. Только за последнее тысячелетие это происходило дважды. В XIV веке теплый Атлантический период сменился Малым ледниковым по не зависящим от человечества причинам. Среди прямых и косвенных: снижение солнечной активности, пробуждение вулканов, пепел от которых отражал и без того тусклый свет, и даже сокращение сельхозземель, после того как чума выкосила треть населения Евразии. И закончился Малый ледниковый период, уверены ученые, тоже от нашего влияния, еще до наступления индустриальной эпохи.

«Если говорить о XVIII веке, интенсивность выброса парниковых газов была ничтожно малой и не могла повлиять на такое, так сказать, явление, как окончание Малого ледниковой периода. Впоследствии, в XIX – XX веке, глобальное потепление было продолжено и ускорено влиянием человека», – объяснил ведущий научный сотрудник кафедры метеорологии и климатологии географического факультета МГУ Михаил Локошенко.

Нынешнее глобальное потепление, считают ученые, это выход из Малого ледникового периода, а техногенный фактор его просто ускоряет. Вот только скорость увеличения температуры действительно пугает. Такого не было две тысячи лет.

«Сейчас стало накладываться антропогенное воздействие, и оно проявилось достаточно сильно в последние 50 лет. Каждый год все больше и больше концентрация C2 в атмосфере, это измеряется. Изотопный анализ однозначно говорит – на 80-90% от сжигания ископаемого топлива», – отметил эксперт по вопросам климата Фонда «Природа и люди» Алексей Кокорин.

В России глобальное потепление идет в 2,5 раза быстрее, чем в среднем на планете. В Арктической части – в 3,7 раза. Все дело в альбедо – способности белых поверхностей отражать тепло и свет. Из-за повышения температуры на планете белая шапка Земли уменьшается. Темная поверхность воды и земли не отражает свет, а поглощает, тем самым усиливая потепление.

В 2016 году в нескольких северных регионах России проснулась сибирская язва. Главной причиной вспышки назвали протаивание вечной мерзлоты.

«Это может высвобождать из-под земли какие-то древние захороненные вирусы, которые давно спят в земле и могут вылезти и уничтожить человечество. Таких разговоров последние пять лет я слышал очень много», – отметил ведущий научный сотрудник Института мерзлотоведения РАН Никита Тананаев.

Таяние льда жители российского Севера могут ощутить буквально под ногами. Проседают фундаменты жилых домов и других зданий. Изменение климата уже сейчас угрожает жилому фонду 27 городов и поселений. В этих домах проживают почти 800 тысяч человек.

«К сожалению, наши квартиры не подлежат восстановлению. Таково решение комиссии. Поэтому мы не знаем, где мы будем жить дальше», – рассказала пострадавшая Раиса Горохова.

Двухэтажка в Якутске буквально раскололась надвое. Капитально застраивать республику начали в 60-х. Из-за особенностей климата все дома там стоят на сваях. Их вбивали на восемь метров в глубину. Земля там не протаивала даже жарким летом.

«Если мы сравним данные 1959 года и 2024-го, то на 10 градусов температура повысилась. То есть было минус шесть, а стало минус два», – отметил директор Научно-исследовательского центра технологии строительства Заполярного государственного университета Павел Котов.



В 2020-м таяние вечной мерзлоты уже вызвало экологическую катастрофу. В Норильске из цистерны, под которой просела свая, разлилось дизельное топливо. После этого Заполярный университет и «Норникель» начали свой проект по наблюдению за мерзлотой на территории от Талнаха до Дудинки. Пробурили десятки скважин и установили термометрическое оборудование.

«Самое главное понять: климат меняется, а как это влияет на мерзлоту? Вторая наша большая программа – это оценка устойчивости зданий в сооружении», – рассказал Павел Котов.

Остановить глобальное потепление быстро не получится. Пока только придумали, как искусственно спасать мерзлоту. Грунт вокруг свай либо укрепляют специальным раствором, чтобы не шатались, либо замораживают. Термостабилизация – метод затратный, но все равно дешевле, чем перестроить здание.

«Если говорить о многоквартирном здании, то расселение и строительство нового здания обходится где-то порядка 1,5-2 миллиардов в зоне вечной мерзлоты. Вот такая термостабилизация и капитальный ремонт обходится ну где-то 80 – 100 миллионов. То есть мы можем видеть, насколько большая разница. Какого-то общего решения здесь нет, конечно же. То есть по конкретному здание принимается конкретное решение», – отметил заведующий кафедрой механики грунтов и геотехники МГСУ Дмитрий Чунюк.

От изменения климата страдает не только российский Север. Юг страны захлестнули смерчи, Дальний Восток – наводнения и шторма. Даже относительно спокойная русская равнина все больше напоминает тропики с резким изменением погоды.

В пятницу погода в очередной раз попыталась покрыть столицу снегом, но и эта попытка потерпела фиаско. Сугробы не продержались и нескольких часов. В выходные столицу накрыло совсем не ноябрьским теплом.