Каталония идет на обострение, или Самые крупные движения сепаратистов в Европе
11:10 01/10/2017Жителям Каталонии сегодня предстоит решить, хотят ли они, чтобы их родной регион стал независимым государством с республиканской формой правления. Но еще до голосования ответ очевиден: да, хотят. Согласно предварительным опросам, таково желание 80% каталонцев. Однако отстоять право на свободу будет непросто из-за противостояния с Мадридом. Так почему плебисцит, который эксперты уже окрестили новым раундом долгоиграющей схватки, так важен для автономии?
Каталония отделится от Испании, если свыше половины участников референдума проголосуют «за». Результаты станут известны в течение 48 часов после того, как голосование завершится. Так говорится в постановлении о проведении каталонского референдума. За плебисцит ранее проголосовали 72 из 135 депутатов местного парламента.
Вообще проводить любые референдумы в Испании можно только по решению правительства, ведь это унитарное государство, где Конституция не предполагает какого-либо самоопределения отдельно взятых регионов. Прошлая попытка провести плебисцит на юго-востоке королевства была предпринята три года назад. Тогда потенциальное отделение Каталонии никакой юридической силы не имело, даже несмотря на активность граждан и их полуторамиллионные акции – такое число людей стабильно выходит на улицы Барселоны несколько лет подряд в Национальный день Каталонии.
Партия главы Каталонии Карлоса Пучдемона победила на выборах автономии в 2015 году во многом благодаря обещанию сделать последний шаг для отделения региона от Испании. Однако Пучдемон не первый, кто задумывался о необходимости этой меры. В 2006 году каталонцев признали отдельной нацией и разрешили самостоятельно распоряжаться всеми собранными местными налогами и половиной центральных. В тот период было предпринято как минимум три попытки покончить с зависимостью о централизованной власти. От нее добились конституционного разрешения на проведение референдума.
Последняя и наиболее удачная попытка состоялась три года назад. Правда, давление полиции, международной общественности и Мадрида в 2014-м оказалось настолько сильным, что референдум превратился в допустимый Конституцией консультативный опрос о будущем Каталонии. Такая форма оказалась непопулярной, поскольку не имела никакой прямой юридической силы. На референдум пришли около 37% жителей провинции, хотя свыше 80% избирателей, явившихся на участки, говорили, что поддерживают идею независимой Каталонии.
Эти же 80% каталонцев, согласно последним данным социологических опросов, считают необходимым само проведение референдума и в этом году. Сейчас местные власти, оглядываясь на 2014-ый, говорят, что тот референдум был проверочным, а нынешний уж точно станет решающим и окончательным.
Почему хотят отделиться
Каталония выдвигает требования о своей независимости не первое десятилетие. Основания вполне весомые: если вы поговорите с любым жителем автономного сообщества, то тут же заметите его выраженную через язык самобытность. Сами жители региона, говоря о языковых и культурных различиях, отмечают, что больше тяготеют к Франции, чем к Испании. Всего на каталонском говорят, согласно разным подсчетам, до 9 миллионов человек.
Однако главный аргумент в пользу желания каталонцев отделиться связан все же не с языком, а экономической ситуацией. Долг Каталонии превысил 51 млрд евро – сумму, непосильную для обслуживания. Тем не менее, это не мешает Каталонии быть одной из самых богатых и промышленно развитых областей Испании. Это, к слову, одна из первых испанских провинций, где произошла индустриализация. На фоне остальных 16 регионов страны ее можно назвать процветающей.
Каталонцы составляют 16% от всего населения Испании. При этом автономное сообщество дает более четверти валового национального продукта, что для такой общей численности граждан - очень высокий показатель. ВВП Каталонии почти такой же, как в Финляндии или Дании, а ВВП на душу населения можно сравнить с немецким.
Еще один существенный фактор – налоги. Каталонцы вкладывают в национальный бюджет на 16 млрд евро больше, чем получают обратно. Так и возникли сепаратистские настроения: налоговую систему Испании жители автономного сообщества считают нечестной по отношению к ним.
И все-таки, зачем каталонцам независимость?
У этого требования есть и исторические предпосылки. Историческая область Каталония состоит из современной Каталонской автономной области в Испании и из департамента Восточные Пиренеи во Франции. До 987 года власть здесь принадлежала французским королям, а в Средние века область была частью Арагонского королевства. В 1700 году Каталония лишилась своих земель на севере (они отошли Франции), потому что во время войны за испанское наследство поддержала не того претендента на испанскую корону. В 1714 году, по завершении войны, вошла в состав Испании как ее провинция.
Свое правительство и органы управления в Каталонии окончательно утвердились лишь в 1979 году, когда территория получила статус автономии. Этого каталонцам, как показали последние события, оказалось недостаточно.
Кто против отделения Каталонии
Отделение Каталонии может вылиться в глубочайший внутриполитический кризис, какого Испания не видела со времен гражданской войны 1936 года, говорят эксперты. Поэтому Мадрид вполне обоснованно опасается раскола и пресекает попытки каталонцев получить свободу. К тому же столице невыгодно терять свой авторитетный главенствующий статус, на который вполне претендует Барселона.
В преддверии референдумов противники суверенитета Каталонии открывают окна и звенят кастрюлями – этот обряд уже стал традиционным. Резко против независимости выступают предприниматели и деловые люди, чей бизнес завязан на испанский рынок. Благополучный средний класс на вопросы о возможном отделении обычно реагирует уклончиво.
Главный аргумент против суверенитета Каталонии (автономия, очевидно, и сама это осознает) – торговые и экономические преимущества, которые Испания имеет как член Евросоюза, а Каталония рискует потерять. Если будет провозглашена независимость, региону придется вступить в переговоры о присоединении к ЕС в качестве нового государства-члена.
Добиться одобрения от ЕС будет непросто. Глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер предупредил каталонцев, что для получения желаемого членства им придется проходить все процедуры, включая одобрение расширения союза всеми странами, в том числе и Испанией. Нет сомнений, что получить это одобрение будет невозможно.
Пока жители Каталонии выбирают, остаться ли им с Мадридом или проголосовать за суверенитет, «МИР 24» вспомнил самые массовые сепаратистские движения Европы.
Ирландия
Ирландский сепаратизм возник ровно в ту минуту, когда Ирландия окончательно утратила независимость и стала частью Соединенного королевства. Правительство не особо беспокоилось о том, что происходит на острове святого Патрика, воспринимая его как еще один придаток к Британской империи. Ситуация накалилась после Великого голода 1845-1849 годов, из-за которого население Ирландии сократилось на треть. Власти не оказали никакой помощи страдающим от бедствия. Более того – в качестве компенсации за неурожай были подняты налоги. Сейчас многие историки склонны считать события тех лет геноцидом.
В 70-е годы обстановка накалилась до предела. Ирландские националисты перешли к прямому террору, нападая на полицейских и чиновников. Одной из жертв боевиков мог стать Джозеф Чемберлен, который благоразумно отказался от поста губернатора Ирландии. Через неделю после этого новоприбывшего руководителя убили выстрелом из-за угла. По всему острову начались стихийные восстания, которые были подавлены войсками, несмотря на усилия ирландских депутатов, саботировавших работу парламента. Одному из них удалось больше месяца держать речь за трибуной, чтобы не дать перейти к голосованию по вопросу о вводе войск. Подобная тактика стала символом ненасильственного сопротивления на первом этапе борьбы за независимость.
Возрождение боевого крыла ирландского сепаратизма пришлось на Первую мировую войну. Снова началось массовое восстание, которое вновь встретило жесткий отпор. Однако националисты воспользовались тем, что у англичан были дела поважнее, и начали формировать вооруженные отряды повстанцев. Так возникла Ирландская республиканская армия (ИРА), без труда набравшая тысячи добровольцев, готовых умереть за независимость от британской короны.
Изнуренная войной Британия пошла на уступки и согласилась признать суверенитет южной части Ирландии, оставив за собой север острова. Соглашение подписали одни из условных лидеров ИРА. Их соратники восприняли это как предательство. Остров охватила гражданская война, в которой ИРА потерпела поражение, но не сдалась. Со временем партизанская армия превратилась в подпольную организацию, главным методом которой стал террор против британских военных и полиции.
В 1960-е годы разгорелся новый пожар. Его эпицентром стал Белфаст, столица Северной Ирландии. Жертвами столкновений между католиками-ирландцами и протестантами стали тысячи людей. Почти два десятка лет из города не выводились танки. В это время ИРА окончательно радикализировалась, превратившись в террористическую организацию. В 1998 году ИРА и правительство Великобритании подписали мирное соглашение. Но вспышки насилия в Белфасте продолжаются и по сей день. Правда, по оценкам британской разведки, в ИРА сейчас состоят лишь 500 боевиков.
Корсика
Родина Наполеона уже сотни лет доставляет головную боль руководству Франции. Свободолюбивые и дерзкие корсиканцы в буквальном смысле были проданы французам в 1768 году. До того момента остров принадлежал Генуэзской республике. Итальянцы проявили хитрость и продали французам кота в мешке. Покупатели даже не подозревали, с чем им придется столкнуться, и почему генуэзцы так охотно расстаются с плодородной землей и отличным морским портом. Дело в том, что Корсика к тому моменту обзавелась собственной государственностью. На острове уже несколько лет было самоуправление, своя валюта и отряды самообороны. Все это остается лишь помножить на самобытные нравы народа, живущего на небольшом острове посреди Средиземного моря.
Договор между Генуей и Францией, разумеется, не пришелся по нраву горячим корсиканцам. Они пошли на мятеж, но потерпели поражение от французских войск. В последующие годы остров превратился в огромную ферму, кормившую Париж. Лишь в 50-х годах ХХ века центральное правительство озаботилось проблемой Корсики. Острову начали поступать колоссальные дотации, которые помогли развить экономику региона. Но в обмен от корсиканцев требовалась полная лояльность к метрополии, в том числе – отказ от обучения детей на родном языке. Более того – именно на Корсике французское правительство решило работать над ядерной программой. Предотвратить это смогли только массовые акции протеста.
Решить проблему острова до сих пор не удалось: на его территории продолжают действовать организованные группы боевиков. Флагманом корсиканского сепаратизма принято считать «Фронт национального освобождения Корсики». На счету этой группировки более сотни жизней мирных граждан. Власти Франции заявляют, что террористы финансируются за счет контрабанды и оборота наркотиков.
Косово
В июне 1389 года произошла великая битва между сербскими феодалами и Османской империей. Сражение окончилось победой турок, сербы были покорены. На этом же месте ровно 700 лет спустя выступил будущий президент Слободан Милошевич. Свою речь политик посвятил назревавшему тогда конфликту между косовскими сербами и албанцами. Милошевич дал понять, что сербы никогда не покинут эту землю, и, если потребуется, будут отстаивать Косово силой. Для многих эта речь стала знаком возрождения национальной идентичности и собственной государственности сербов.
Вскоре Балканы охватила серия кровопролитных гражданских войн, ставших результатом сложных конфликтов на национальной и религиозной почве. Словения, Хорватия, Босния и Македония провозгласили независимость от Белграда, Югославия де-факто распалась. На этой волне поднялись сепаратистские настроения и среди косовских албанцев. В середине 90-х наиболее радикально настроенные из них создали Армию освобождения Косово. В отличие от многих других сепаратистских организаций, у АОК не было политической идеологии и социальных требований. Провозглашение независимости Косово было для боевиков и их руководства самоцелью.
На счету АОК десятки, если не сотни терактов, уничтожение культурного наследия и, возможно, торговля человеческими органами. По крайней мере, последнее утверждает прокурор Международного трибунала по бывшей Югославии Карла дель Понте. По ее словам, она располагает доказательствами того, что боевики АОК замешаны в чудовищных преступлениях, пугающих даже на фоне всего происходившего на Балканах. Дель Понте приводит свидетельства того, что сербских женщин насиловали, держали в неволе до самых родов, а младенцев продавали на органы. Прокурор уверена – прибыль от такого бизнеса получал премьер-министр Косово и один из основателей АОК Хаши Тачим. Дель Понте также считает, что трибунал отказался рассмотреть собранные ею материалы по политическим мотивам.
Несмотря на сомнительные методы борьбы и репутацию террористов, АОК и ее политическому крылу в лице Демократической партии Косово удалось достигнуть своей цели. В 2008 году начался процесс международного признания республики. На данный момент уже более ста государств признает суверенитет Косово.
Страна Басков
Баскский сепаратизм сформировался во второй половине XIX, когда революционер Сабино Арана провозгласил начало борьбы за свободу четырех регионов Испании и трех французских провинций, населенных басками. Во время гражданской войны 30-х годов баски встали на сторону республиканцев и анархистов, сражавшихся против армии Франко. За это они были жестоко наказаны. В 1937 году авиация фалангистов стерла с лица земли Гернику – самое сердце Страны басков. Более того, после поражения республиканцев хунта полностью запретила баскский язык.
В 50-е годы для борьбы за свободу от ультраправого режима Франко была создана леворадикальная организация Euskadi Ta Askatasuna («Страна басков и свобода»), сокращенно – ЭТА. За несколько десятилетий ЭТА из небольшой ячейки молодых националистов левого толка превратилась в самую опасную террористическую группировку Испании. Главной мишенью боевиков стали полицейские, военные и чиновники. Кроме того, они регулярно устраивали взрывы и пускали поезда под откос. Одной из самых громких акций ЭТА стало убийство премьера Хосе Орденьяны.
После смерти генерала Франко Мадрид взял курс на демократизацию Испании и предоставил Стране басков широкую автономию. Несмотря на это, радикалы отказались сложить оружие. Они также решили бороться за независимость политическими средствами, создав партию Batasuna («Единство»). Левые националисты с завидным успехом выступали на выборах, регулярно получая места в испанском парламенте. Однако в 2003 году суд запретил партию из-за связей с террористами. В 2011 году ЭТА официально заявила о прекращении вооруженной борьбы. Впрочем, националисты уже неоднократно нарушали аналогичные обещания.
Но баскский и каталонский сепаратизм далеко не единственная проблема, стоящая перед Мадридом. В королевстве действуют десятки организаций, требующих независимости для Андалусии, Галисии, Кастилии и других регионов. Очевидно, что каталонский референдум стал серьезным вызовом для Мадрида, и от действий центральных властей может зависеть единство всей страны.
Алла Смирнова, Эдуард Лукоянов