Геймеры под колпаком: удар по террору или головная боль спецслужбам?

21:51 27/11/2017
Мошенники из соцсети обманули москвичку на 160 тысяч рублей
ФОТО : Mir24.tv / Алан Кациев

Поручение Совбеза России ввести идентификацию пользователей онлайн-игр и социальных сетей с помощью сотовых телефонов оценивается экспертами неоднозначно. Кто-то считает эту меру излишней, другие, напротив, видят ее вполне обоснованной.

Власти не раз утверждали, что в игровых чатах общаются террористы, которые под видом обсуждения игровых стратегий на самом деле могут вынашивать куда менее безобидные планы.

В частности, как ранее отмечал глава Роскомнадзора Александр Жаров, террористы в Париже общались не только посредством мессенджеров, шифрующих переписку, но и через PlayStation 4, где невозможно определить, относятся ли призывы стрелять и убивать к событиям виртуальной игры или реальной террористической атаки.

Совет безопасности поручил Минкомсвязи совместно с ФСБ до 1 июня 2018 года разработать дополнительные меры регулирования деятельности организаторов распространения информации (ОРИ) в интернете, то есть всех интернет-ресурсов, которые дают пользователям возможность обмениваться сообщениями, сообщает РБК.

Таким образом, на онлайн-игры и соцсети могут распространиться требования, которым с нового года будут подчиняться мессенджеры, – об обязательной идентификации пользователей по номеру мобильника и передаче этих данных правоохранительным органам по запросу.

Главный аналитик Российской ассоциации электронных коммуникаций Карен Казарян напоминает: согласно так называемому закону Яровой с 1 июля 2018 года ОРИ будут обязаны в течение года хранить на территории РФ информацию о фактах коммуникации пользователей и до полугода – содержание их переписки. «Требования «закона Яровой» делают предложение о дополнительной идентификации пользователей неактуальным и избыточным. Операторы уже идентифицируют абонентов по действующему законодательству», – отмечает Казарян. Распространять эти требования на онлайн-игры, по его словам, лишнее: соцсети  и сейчас запрашивают у пользователей номер мобильного для подтверждения аккаунта.

По данным Mail.Ru Group, число геймеров в стране – около 43 млн человек. Возникают вопросы: поможет ли анализ игровых чатов в борьбе с терроризмом, и не усложнится ли на порядки работа спецслужб? Ведь придется так или иначе обращать внимание на каждого геймера, который обсуждает покупку «пушки» для какой-то стратегии.

Эксперт в области информационной безопасности Аристарх Гутман поясняет: если весь процесс будет автоматизирован, т.е. первичным этапом отсева будут заниматься не люди вручную, а вычислительные мощности, каких-то космических затрат не потребуется. Подозрительные личности, злоупотребляющие, например, словами типа «гексоген», попадут в поле зрения машины, как это происходит у некоторых телефонных операторов.

«Если на первом этапе некую выборку будет делать компьютер, а дальше процесс – детальное изучение выбранных личностей – будет переключаться уже на людей, эта мера может оказаться вполне действенной. Вероятность того, что в борьбе с терроризмом это поможет, тоже есть», – поясняет эксперт.

При этом некоторым наблюдателям непонятно, каким образом мировых разработчиков заставят соблюдать российский закон. В мире в год выпускаются десятки тысяч игр, часть из них – с чатами для общения игроков, и доля российского рынка среди них крайне мала. Иностранным же разработчикам никто не помешает проигнорировать все эти требования, допускают аналитики.

Однако, напоминает Аристарх Гутман, некоторые соцсети согласились перенести свои сервера на российский хостинг – и так же можно поступить и с популярными онлайн-играми. «Если социальные сети на это пошли, то и разработчики игр могут согласиться – если будут понимать, что в противном случае потеряют некоторую часть своих пользователей и клиентов. И контролировать их будет проще. Думаю, что все возможно, и это стоит, как минимум, изучить. На первом этапе все это видится вполне оправданным, а дальше будет видно», – сказал он.

Юлия Кундухова