Ключевым глобальным вызовом остается международный терроризм. Успех в Сирии стал одним из главных итогов уходящего 2017 года. «Исламского государства» (ИГ, запрещена в РФ) в арабской республике больше нет. Но террористическая группировка пока существовать не перестала. Часть перешла на Синайский полуостров в Египте, часть залегла на дно в самых разных странах в виде спящих ячеек. Ведь ИГ охотно набирало в свои ряды добровольцев. Европейским оплотом «Исламского государства» называют почти затерянную в горах деревню Ошве в Боснии и Герцеговине. Для джихада, в Сирию только в 2015-м здесь, по данным местной полиции, подготовили как минимум 12 человек, передает корреспондент «МИР 24» Дмитрий Барбаш.
На домах в столице Боснии и Герцеговины Сараево до сих пор следы снарядов. В 90-х на этой земле шла гражданская война. Друг в друга стреляли сербы, хорваты, мусульмане. Число убитых – около ста тысяч человек. В одной только Сребренице – городе на востоке республики – были расстреляны восемь тысяч мусульман. Самое массовое убийство на Балканах со времен Второй мировой. Мало кто знает, что на их стороне воевало очень много добровольцев из Афганистана, Саудовской Аравии, Иордании.
«Одним из проектов западных спецслужб и была их переброска сюда из Афганистана. Более шести тысяч моджахедов были в составе армии Боснии и Герцеговины. И они приезжали сюда не только воевать, но и проходить подготовку. И на все это у меня есть доказательства», – заявил начальник отдела по борьбе с экстремизмом МВД Республики Сербской БиГ Симо Тушевляк.
Это были не просто борцы за идею. Они получали неплохие деньги. Так же, как сегодня платят боевикам ИГ. Влияние Ближнего Востока в Сараево есть и сегодня. Мечеть Короля Фахда, рядом с которой находится учебный центр, построена на деньги Эр-Риада. И эта территория даже считается территорией Саудовской Аравии. Близко к ней подойти нельзя – дежурит служба безопасности в штатском. Журналистов не пускают, везде висят объявления, что проводить фото- и видеосъемку запрещено, внутри находится вооруженная охрана.От Сараево до села Ошве 133 километра. И как говорят знающие люди, когда машина только поднимается на серпантин, в селе уже знают, что едут чужаки. Деревню Ошве в Боснии и Герцеговине называют «гнездом террористов». Здесь на домах – черные знамена. Местный имам Изет Ходжич даже зимой ходит в коротких, афганских штанах. Так одеваются ваххабиты. И свою принадлежность к этому течению ислама он не скрывает. Также одеты и его соседи. Женщин на улицах не видно.
Изет Ходжич рассказал, что из их села несколько человек уехали в Сирию воевать за запрещенное ИГ. Но сам он против террористов. «Этих людей очень сложно вернуть на истинный путь… Аль-Багдади (главарь ИГ – прим. ред.) подписал приговор, чтобы меня убили. Мне это стало известно от наших спецслужб», – сказал имам.
Изет Ходжич разводит кур. Яйца продает по евро за десяток. Бывший участник боснийской войны утверждает, что много денег ему не надо: «Раньше мне нужны была дорогие брюки, сигареты, виски, а сейчас я не пью, не курю, и эта одежда меня устраивает».
Чтобы развеять все наши сомнения, Изет Ходжич пускает нас в святую святых ваххабитской общины – молельный дом. Показывает, что оружия внутри нет. Но так ли все спойкойно?
«Бочка пороха не опасна, когда там нет искры… Они перекрасились и проводят подготовку под видом спортивных обществ. Цель не поменялась, поменялись методы обучения. И именно из этих обществ появляется большинство террористов. Об этом говорит и число участников войны в Сирии. Это порядка 400 боснийцев. В процентном отношении это третья стана в мире, чьи граждане уехали в Сирию», – сказал Тушевляк.
По данным местных спецслужб, из так называемых боснийских джамаатов, а их десятки, вышли исполнители терактов 11 сентября в Нью-Йорке, в Лондонском метро, в редакции французского еженедельника Charlie Hebdo. Некоторые члены верховного совета «Джебхад ан-Нусры» (группировка запрещена в РФ) тоже были родом из Боснии.
«Эта идеология сослужила плохую роль во время боснийской войны. И сегодня это мощная структура экстремизма в Боснии. Ислам в их понимании является военной идеологией. Боснийские мусульмане проповедуют традиционный ислам», – сказал писатель, эксперт в области радикального ислама Джевад Галияшевич.
Мусульманин по вероисповеданию, Джевад Галияшевич написал книгу, которая помогла спецслужбам Австрии провести операцию «Пальмира». Тогда были арестованы десятки исламистов. В Сербии тоже есть проблема. Как пишут местные газеты, в Косово и сегодня существуют лагеря террористов. Министр внутренних дел республики Нейбоша Стефанович заявил, что с неподконтрольной Белграду территории около 350 человек пополнили ряды запрещенного «Исламского государства».
«Местные власти недостаточно работают для предотвращения отъезда людей в Сирию. И мы не можем полностью мониторить эту ситуацию, имея в виду отношения с властями в Приштине», – отметил Стефанович.
Балканы, как говорят аналитики, очень удобное место, откуда можно дестабилизировать ситуацию по всей Европе. И приводят в пример Сараево, где был убит австрийский эрцгерцог Франц Фердинанд, после чего началась Первая мировая война.
Подписывайтесь и читайте нас в Telegram.
Подробнее в сюжете: Программа Вместе