Победившие смерть: история героического побега из Собибора

19:48 04/02/2018

Борьбу с террористами уже сравнивают со Второй мировой. Ведь и вправду терроризм и фашизм, по сути, одно: античеловечность, и этому нужно сопротивляться. Восстание в концлагере Собибор в 43-м в этом смысле показательно. Это был единственный успешный бунт за все существование нацистской карательной системы. Узники смогли доказать всем, что враг будет уничтожен. Возглавил «операцию» лейтенант Александр Печерский. О подвиге рассказал корреспондент «МИР 24» Родион Мариничев. 

Полноценной кинохроники из Собибора нет и никогда не было. В этот «лагерь смерти» репортеры добраться не успели. Нацисты полностью разрушили его, а на пустыре посадили овощи. Произошло это еще в самый разгар войны, в 43-м году, сразу после того, как узники «Собибора» подняли бунт. 

«Почему эта столярка новая стала штабом восстания? Из этого окна были видны входные ворота в лагерь номер один, были видны входные ворота в портняжную мастерскую, в сапожную мастерскую», – сказал участник восстания Семен Розенфельд. 

95-летний Семен Розенфельд и сегодня, спустя три четверти века, по той «фабрике смерти» мог бы ходить с закрытыми глазами. Из всех организаторов восстания – он единственный, кто дожил до наших дней. Своей жизнью обязан, прежде всего, главному вдохновителю бунта – Александру Печерскому

«Говорит мне: «Ты топором убить человека сможешь?». Я говорю: «Если нужно для дела, смогу!» – вспоминает Розенфельд.

Вырваться из Собибора было немыслимо: три ряда колючей проволоки под напряжением, часовые на вышках, ров с водой, дальше – минные поля. Каждый день в газовые камеры отправляли по нескольку тысяч человек. За полтора года работы лагеря уничтожили четверть миллиона – в основном, евреев. Со всей Европы. План Печерского был такой: заманить главных надзирателей поодиночке в бараки и там убить.

«Это какой нужно иметь стержень внутри, какую нужно иметь волю, чтобы в таких нечеловеческих условиях это все осуществить и вообще желать этого!» – сказала внучка Александра Печерского Наталья Ладыченко. 

За ограждение прорвались больше 400 человек. 80 были расстреляны с вышек или попали на мины, еще 170 схвачены во время розысков и казнены. Около 100 человек погибли до конца войны. Ко Дню Победы в живых остались 50 узников Собибора. Александр Печерский и несколько товарищей, которые бежали вместе с ним, присоединились к партизанам. Но и среди своих они долго считались предателями: были в немецком плену. В СССР за это преследовали. 

«В 63-м году первый раз вот собрались на 20-летие восстания. Приехали бывшие узники, выступали, тосты все говорили, а папа не мог говорить, потому что он начинал плакать», – сказала дочь Печеского Элеонора Гриневич.

Александр Печерский, Семен Розенфельд, Аркадий Вайспапир, Алексей Вайцен. Эти участники Собиборского бунта жили в разных уголках СССР, но до самого конца оставались близкими друзьями. Каждый из них свой день рождения отмечал именно 14 октября, в день восстания.

«Дед там пробыл очень длительный срок. И то, что его там не убили и не отправили в газовую камеру, в баню, – счастливый случай. И он это осознавал. Он говорил: «Я рожден под счастливой звездой», – сказал внук одного из участников бунта Александр Вайцен.

Семен Мазуркевич тоже участвовал в восстании. С войны он не вернулся. Похоронку семья получила в 45-м. И только через полвека Лариса Подрецкая узнала об отцовском подвиге – из книги, которая однажды приглянулась ей в магазине. 

«Взяла и купила. Мой брат попросил почитать, а назавтра позвонил и сказал, что там про нашего отца», – сказала Подрецкая. 

Во время бунта у Семена Мазуркевича была особая миссия: он зарубил топором начальника лагерной охраны, а затем возглавил группу беглецов. 

«Его группа слилась с группой Печерского, как пишут, и они отправились вместе, когда бежали, партизан нашли», – сказала Подрецкая.

Фильм «Собибор» режиссера Константина Хабенского выйдет на экраны в мае. Создатели ленты стремились рассказать историю восстания точно, почти документально, старались не упустить ни одной детали, как, например, рубашка Печерского. 

«Муза восстания – голландская девушка по имени Люка – подарила ее Александру Печерскому 14 октября 1943 года в «лагере смерти» Собибор, в день восстания. Она сказала, что это рубашка ее отца, и что если он наденет ее, ему будет сопутствовать удача, значит, он будет жив», – рассказал председатель правления Фонда Александра Печерского Илья Васильев.

В честь главного героя Собиборского восстания названы улицы в Ростове-на-Дону, где он жил до самой смерти, в украинском Кременчуге и израильском Цфате. А буквально на днях его память увековечили и в Москве – новая дорога теперь тоже называется улицей Александра Печерского.

Подписывайтесь и читайте нас в Telegram.