«Случайный вальс». Сталинградский мотив

19:59 04/02/2018

Про Сталинградскую битву сложена не одна песня, но отдельно стоит «Случайный вальс» – песня даже не про войну, а скорее про жизнь во время войны. Стопроцентный хит. Ее любили и так любят исполнять Леонид Утесов, Эдуард Хиль, Людмила Гурченко, Дмитрий Хворостовский, Валентина Толкунова. «Случайный вальс» – это не просто песня. Это реальная история одного летчика и девушки Зины, передает корреспондент «МИР 24» Ксения Крихели.

В сентябре 1943 года штурман дальней авиации Василий Васильев выполнял свой 201-й боевой вылет. Именно о нем и написан «Случайный вальс».

«Увидев на железнодорожной станции под Угличем большое скопление боевой техники вражеской, он ее атаковал, разбил много эшелонов с горючим, с техникой… Дотянул до своей полосы и разбился в деревне Василево», – сказала внучка Васильева Людмила Брыкова.

Летчику Василию Васильеву было 28 лет. Почти столько же в 43-м было и композитору Марку Фрадкину. Вместе с молодым поэтом, военным корреспондентом Евгением Долматовским он неделю ехал в эшелоне из Сталинграда в Елец. Фронт требовал новых песен. 

«Переходя из одной эпопеи Великой Отечественной в другую, они в эшелоне создали песни, напоминающие о родном доме, о том, что боец оставил на родине и за что он воюет, что он защищает», – отметил заместитель главного редактора журнала «Историк» Арсений Замостьянов.

Тем более материал для лирических песен на войне уже был. Как раз в 42-м в газете «Красная Армия» Долматовский опубликовал свое стихотворение «Танцы до утра». Оно и легло в основу «Случайного вальса». 

Танца вечная погоня
Удивительно легка, 
И лежит в моей ладони
Незнакомая рука…

Марк Фрадкин в вагоне поезда вспомнил встречу с тем самым летчиком Василием Васильевым, который однажды поведал ему свою историю и попросил об этом написать песню – как в прифронтовом городе зашел случайно в дом культуры, где под старый граммофон вальсировали люди, и лишь одна девушка стояла возле стены. 

«Он познакомился с ней, пригласил на танец, тем самым познакомился с ней. Она сказала, что зовут ее Зина. И, в общем-то, надо было расходиться», – сказал внук Евгения Долматовского Владимир. 

Дальше война, фронт, новый бой. Владимир Долматовский уверен, что такие встречи на войне очень были нужны, без них не было бы победы: «Ты встретишь человека и, может быть, найдешь свое счастье, и это твое счастье, любовь поможет тебе и в бою, поможет помнить, куда тебе идти, зачем тебе возвращаться…».

Герой песни «Случайный вальс» Василий Васильев в детстве и юности жил в небольшом городе Гусь-Хрустальный. Здесь закончил семилетку, пошел работать на ткацкую фабрику, а потом его жизнь резко изменилась.

«Небо, конечно, звало его. Он в 38-м году поступил в Луганское авиационное училище и выбрал направление, тогда бурно развивающееся, – военный бомбардировщик. Стал изучать и выучился на штурмана», – рассказал директор историко-художественного музея города Гусь-Хрустальный Николай Скулов. 

На боевом счету Васильева были битва на Халхин-Голе и финская война. К началу Великой Отечественной числился в списке летчиков-асов. А вот в местном музее, кроме вырезки из газеты и фотографии, отпечатанной на принтере, о летчике Васильеве ничего не осталось.

«Ну вот чем вам не Гагарин… Такая же улыбка, лучистые глаза», – сказал директор. 

Именно такие глаза имел в виду поэт Долматовский, описывая историю случайной встречи в ДК. Эта сразу ушла на фронт. На коротких остановках авторы музыки и стихов выходили из вагона и напевали ее солдатам. 

«Эта история о любви, не о войне или потере. Это история о надежде, начале любви, обо всем прекрасном», – отметил народный артист РФ Олег Погудин.

Однако вскоре «Случайный», или, как его называли вначале, «Офицерский вальс», попал под опалу. Ее запретил лично Иосиф Сталин. Мол, сюжет, порочит честь мундира. 

«Он сказал: «А почему «Офицерский вальс»? Офицер должен воевать, а не танцевать. Как это так? Он заходит в незнакомый дом, к чужой женщине, берет ее за руку, с ней танцует. Что это такое?» – сказал Владимир Долматовский.

Песня снова зазвучала уже после смерти Сталина, в хрущевскую оттепель. Однажды на радио пришло письмо, писала Зина: «Услышала «Случайный вальс». Вот со мной произошла похожая история. Не обо мне ли эта песня?». Далее она просила узнать адрес молодого офицера. Она еще не знала, что летчик Василий Васильев погиб еще в сентябре 43-го года.

Подписывайтесь и читайте нас в Telegram.