В Дагестане – российском кавказском регионе – не просто перемены, а настоящее землетрясение. С понедельника – задержания и аресты крупных чиновников во главе с премьером республики Абдусамадом Гамидовым. Для такого случая есть очень точное слово: «зачистка». Зачистка верхушки дагестанского правительства. Следственный комитет России обвиняет арестованных в коррупции, и, судя по активным действиям силовиков, коррупция в Дагестане повсюду. «Как врут очевидцы», в Дагестане продается все. Даже за то, чтобы сына призвали в армию, нужно заплатить взятку, и немалую, а стоимость места депутата парламента, говорят, доходила до пяти миллионов рублей. Корреспондент «МИР 24» Роман Никифоров выяснил, так ли это.
В Махачкале уже несколько дней дует сильный порывистый ветер. Местные говорят, что для февраля это обычное дело, но теперь видят в природном явлении некий символ: ветер перемен, порой переходящий в ураган.
Еще недавно особняк уже бывшего премьера Дагестана казался тихой гаванью и неприступной крепостью. Однако в дом теперь нагрянул спецназ ФСБ. Кроме самого Абдусамада Гамидова, задержали и двух его заместителей, а также регионального министра образования.
«Расследуется уголовное дело, возбужденное по факту хищения денежных средств, выделенных из бюджета Республики Дагестан для реализации социальных программ на территории региона», – заявила официальный представитель СК РФ Светлана Петренко.
Задержанных спецрейсом отправили в Москву, а Следственный комитет показал видео с апартаментами бывших чиновников – изысканная архитектура, шикарные интерьеры, картины, чучела и шкуры животных… И оружие. Много оружия. У Гамидова нашли два автомата Калашникова, пистолеты Макарова, «Беретта» и золотой ТТ с инициалами владельца, а еще пистолет-пулемет «Кедр», украшенные костью и драгоценными камнями «Стечкин» и «Глок».
Эти объекты явно финансировались в полном объеме. Зато, утверждает следствие, бюджетных рублей не досчитались детский сад в Буйнакском районе, государственный агрокомплекс в Кизлярском районе, турбаза под Гунибом, спецучреждение для временного содержания иностранцев в столице региона. Пропали деньги, направленные на расширение подъездных путей трассы Каспийск-Махачкала. Общий ущерб оценивают в 100 миллионов рублей.
В Махачкале есть несколько элитных кварталов с роскошными особняками, где живут чиновники и их родственники. Например, дом бывшего главы дагестанской столицы Мусы Мусаева находится сразу за зданием республиканской прокуратуры. Мусаева также арестовали еще в январе, как и главного архитектора города. Их обвиняют в превышении полномочий при выделении земли.
На фоне всего этого великолепия даже не верится, что речь идет о самом бедном регионе России, где 70% всех расходов приходится на долю федерального бюджета, а средняя зарплата не дотягивает до 20 тысяч рублей, что почти в два раза меньше общероссийских показателей.
«Бюджет разворовывался. И сейчас речь идет о более чем 100 миллионах. Но у нас в Дагестане смеются над этой суммой. Разворовывались миллиарды… О чем можно говорить, если мы не могли дать зарплату в конце года бюджетникам», – отметил политолог, главный редактор телеканала «Наше национальное телевидение» Ханжан Курбанов.
Бороться с местной мафией, конечно, пытались. Пять лет назад арестовали еще одного махачкалинского мэра Саида Амирова, которого называли одним из самых влиятельных людей на Северном Кавказе. Его обвинили в подготовке убийства сотрудника Следственного комитета, а также в бандитизме и незаконном обороте оружия, дали пожизненный срок.
«Выключили Амирова, из этой матрицы убрали. Но остался Гамидов. Кстати, гамидовский клан является, мягко говоря, оппонирующим амировскому. Это клан номер один был в республике. Со своими разветвлениями, со своими людьми на ключевых постах, с контролем финансов, с кадровой расстановкой и возможностью двигать любые персоны на этой шахматной доске», – добавил Курбанов.
Чтобы разорвать порочный круг, федеральные власти решили направить в республику варяга Владимира Васильева – зампреда Госдумы и генерал-полковника МВД. Он стал известен в 2002-м после теракта на Дубровке в Москве, был среди руководителей операции по освобождению заложников из театрального центра.
«Вы мне напомнили про «Норд-Ост». Кто думал, что мы потом наведем порядок у себя, когда захватывали целые залы, школы... Иногда по несколько терактов в день... Вот смотрите, сколько лет прошло. 16 лет. Мы можем сказать, что в Дагестане уже целый ряд лет ситуация с терроризмом идет на убыль», – сказал Васильев.
Однако теперь дагестанская молодежь активно пополняет ряды иностранных террористических группировок – прежде всего, на Ближнем Востоке.
«Пропагандисты используют, что в Дагестане чиновники коррумпированы. Это был один из основных их аргументов в борьбе в настроениях молодежи. Чтобы перенаправить, переориентировать молодежь на протестные настроения против власти», – отметил политолог, журналист Эдуард Уразаев.
Исправлять ситуацию в регионе собираются не только и не столько силовыми акциями. Васильев применил новый кадровый подход, где нет места клановым интересам. В здании республиканского правительства уже поменяли таблички. Например, перед кабинетом председателя новое имя – Здунов Артем Алексеевич. Он еще один варяг и молодой технократ. Ему всего 42, и он четыре года успел поработать министром экономики другой республики – Татарстана.
«Ваши коллеги сказали, что он мордвин, жена у него татарка… Сам он русский. Как я. Отец у меня казах. Но я русский», – сказал Васильев.
Первый зам остался прежний – Анатолий Карибов, а министр образования новый – Уммупазиль Омарова, которая до этого работала в республике омбудсменом.
«В этих назначениях я даже не назвал национальность. Я сказал, что буду ориентироваться на профессионализм и нравственные ценности и качества. Остальное для меня не является определяющим», – подчеркнул врио главы Дагестана.
Первая задача нового правительства – наладить нормальную налоговую систему.
«Если деньги уходят на личные дома, дорогие машины и иные прочие предметы роскоши, то никто не хочет такие налоги платить. И для нас сейчас стоит задача не только собирать налоги, но и показать людям, куда эти деньги идут», – отметил Васильев.
У республики большой логистический и туристический потенциалы – две сухопутные границы с Грузией и Азербайджаном и три морские – с Казахстаном, Туркменистаном и Ираном. И 500 километров береговой линии, которые чиновники считали своей вотчиной.
«На особо охраняемых рекреационных землях идет хищническая застройка. Вне всякого разрешения и логического смысла. Мы теряем пляжи», – сказал главный редактор газеты «Махачкалинские известия» Расул Хайбулаев.
В республике обещают крутые экономические и социальные реформы, ориентируются на российских региональных флагманов. «Будем двигаться в сторону хорошего примера – татарских товарищей. А теперь наших стратегических партнеров причем», – добавил Васильев.
Дагестан и Татарстан уже подписали объемное соглашение о сотрудничестве. Например, знаменитый «КамАЗ» станет партнером Кизлярского электромеханического завода, и вместе они планируют выпускать сельскохозяйственную технику.
Дагестанское дело на личный контроль взял глава Следственного комитета России Александр Бастрыкин. Для этого он специально приехал в республику. Там же побывал и генеральный прокурор России Юрий Чайка. Он представил нового главу республиканской прокуратуры. На ближайшие пять лет эту должность занял Денис Попов.
Борьба с коррупцией идет не только в Дагестане. В пятницу обыски прошли в Ингушетии. Здесь силовики нагрянули в соцстрах. На этой же неделе суд Южно-Сахалинска поставил точку в другом громком деле о коррупции – деле Александра Хорошавина. Бывший губернатор Сахалина получил 13 лет колонии строгого режима, а еще должен выплатить штраф в полмиллиарда рублей, как того и требовала прокуратура.
Хорошавин Сахалинской областью руководил восемь лет. До тех пор, пока к нему не пришли силовики. Задержали его в марте 2015 года. Во время обысков нашли большую сумму денег, коллекцию драгоценностей, дорогие часы – почти 200 экземпляров. Была еще одна интересная находка – пишущая ручка стоимостью 36 миллионов рублей. Имелось и другое движимое и недвижимое имущество: шесть автомобилей (в том числе два Bentley), а также четыре квартиры в столичном регионе. В итоге суд обвинил Хорошавина в получении взяток по девяти эпизодам и еще в легализации средств, полученных незаконно. Вместе с Хорошавиным за решетку попали и его подельники – двое бывших его подчиненных. Они и помогали переводить деньги на счета компаний в офшорах, а потом зачислять на банковские карты и обменивать на валюту.
Подробнее в сюжете: Программа Вместе