Усы Грудинина, слезы Собчак… «Кандидатский минимум»

19:08 25/03/2018

Политические предпочтения не должны никого разделять, цель общая – развитие России, говорил президент Владимир Путин в обращении к народу. Этот же тезис прозвучал и в Кремле, когда президент как раз и принимал у себя своих соперников по выборам. Владимир Жириновский сидел рядом с Ксенией Собчак, хотя последний месяц избирательной кампании они серьезно конфликтовали: были и слезы, и оскорбления, и стакан воды. Но все это, похоже, позади. Общались долго – два с половиной часа. Путин призвал всегда «руководствоваться долгосрочными интересами России, а партийные предпочтения отодвигать на второй план». 

Эти выборы заставили многих задуматься о политическом ландшафте в России. По всей видимости, он будет меняться. До переизбрания Государственной думы три года. Это не так уж много. И судя по итогам президентской кампании, страну ждет смена политических элит. Для кого же нынешние выборы как «лебединая песня»? А кто сдал свой «кандидатский минимум»? Все подробности у корреспондента «МИР 24» Максима Красоткина.

Эти выборы сделали Павла Грудинина совсем другим человеком. Теперь у него – новое лицо. «Как честный человек, я должен, конечно, сбрить усы. Но с усами или без усов, мы с вами пойдем дальше», – сказал политик. А набрал бы 15%, не пришлось бы идти на такие жертвы. «Да как быть серьезным? Я без усов», – смеялся Грудинин. 
 
Но сначала бизнесмену и кандидату от КПРФ было не до смеха. Не набрал даже 12%. Худший результат в истории Коммунистической партии России. 
 
«Да, это, как сказала Памфилова, были величайшие выборы, и самые грязные выборы на постсоветском пространстве», – отметил Грудинин. 
 
Впрочем, причины явного проигрыша, по мнению политологов, лежат на поверхности.

«У Грудинина был шанс понравиться, он мог в прыжке взять 15-20%. Но он перестал ходить на дебаты, он ушел из этого поля, и многие это как личное оскорбление восприняли: это он не от телевидения ушел, это он от них ушел. Они пришли к экрану посмотреть на этого кандидата, а он развернулся и показал им спину», – пояснил директор Института политической социологии Вячеслав Смирнов.

Имя Ленина в названии совхоза, пожалуй, единственное, что роднило беспартийного Грудинина с коммунистами. Все удивлялись, что кандидат от КПРФ классово чужд пролетариату: «акула бизнеса» ворочает подмосковными землями и миллиардами – заграничные счета, золотые слитки... 
  
«Миллиардер за бедных и за сирых – это всегда двусмысленно, особенно в России», – сказал политолог Дмитрий Журавлев. Но Геннадий Зюганов говорил: мол, сами с усами, знаем, кого выдвигать. 

А что Титов? Этот кандидат после выборов тоже избавился от растительности на лице. 
 
«Я, как спортсмен на период соревнований чемпионата, хотел, исходя из суеверий, отпустить бороду, имиджмейкерам эта идея понравилась и они посчитали, что она будет мне помогать в избирательной кампании. Хотя она только сильно мешала. Все чесалось, она была совсем не моя, сложно мне было к ней привыкать. И только закончилось – я ее сбрил», – рассказал кандидат в президенты России от «Партии роста» на выборах-2018 Борис Титов. 

Борода тому причиной, или что-то другое, но набрал Борис Титов 0,7% голосов. Впрочем, цифры в итоговых протоколах не главное. Сам кандидат не скрывает – шел рекламировать идеи. 

«Наша главная задача была популяризация нашей «Стратегии роста», нашего экономического плана», – сказал Титов. 

Этим планом он и поделился с начальником на встрече в Кремле после выборов. Борис Титов – уполномоченный по защите прав предпринимателей при президенте. 


 
«Я, конечно, принимая решение об участии в избирательной кампании, думал об этом моменте, нет ли конфликта интересов. Но получил ответ, что конфликта интересов нет, и стал участвовать в избирательной кампании», – отметил Борис Титов. 

А самый искушенный в политике кандидат – Владимир Жириновский – кажется, был немного расстроен своим третьим местом. Эти выборы для главного либерал-демократа, очевидно, последние. Во время следующей кампании ему будет 77. Но Жириновскому так и не удалось занять даже второе место. 

«Исчерпалась идея ЛДПР, идея политики как шоу заканчивается», – комментирует Дмитрий Журавлев. 

Впрочем, сам Владимир Вольфович, выждав паузу, как всегда эмоционально в фирменном стиле, заявил: есть еще порох в пороховницах и президентские амбиции в душе. 
 
«Я никуда не собираюсь уходить: ни в Совет Федерации, даже министром не пойду, даже первым вице-премьером, мне это не надо. Я не желаю кому-то подчиняться. У нас дорога одна – в Кремль», – подчеркнул Владимир Жириновский. 
 
Дорогой в светлое будущее, без либералов и демократов, идет товарищ Максим. Кандидат Сурайкин от партии «Коммунисты России» занял на выборах предпоследнее место.
 
«Когда я спрашивал своих лево настроенных знакомых: почему вы не голосовали за Сурайкина, они отвечали: уж больно агрессивен», – сообщил Дмитрий Журавлев. 

«Я, как русский мужик, считаю, что за какие-то вещи надо бить морды», – говорил Максим Сурайкин. 

Предвыборная кампания Сурайкина была яркой, как его галстук, и полна импровизаций. Он стрелял в тире, пытался национализировать «Аэрофлот», выходил на татами и едва не устроил битву на теледебатах.

«Мы всегда действуем по принципу: пока хоть что-то не потеряно – ничего не потеряно и мы будем бороться до конца», – заявлял политик. 

Бороться в первую очередь приходится с КПРФ. За «ядерный электорат». У товарища Максима такая задача – объединить вокруг себя тех, кто Зюганова и Грудинина считает недостаточно радикальными. Свои 10 сталинских ударов он «хоронить» не собирается: а вдруг помогут подняться по карьерной лестнице?! На встрече с Путиным в Кремле уже начал готовить почву. 
 
«Я ему предложил рассмотреть возможность, у нас есть такой законодательный механизм, назначить пять кандидатов в президенты, с учетом того, что за нас десятки миллионов проголосовали, членами Совета Федерации по президентской квоте», – сообщил Максим Сурайкин. 
 
Сергей Бабурин – аутсайдер президентской гонки. Его 0,65% кажутся погрешностью. Может, поэтому после выборов он предпочел говорить не о политике, а о нравственности. 
 
«Я вот терпеть не могу гламурную пропаганду всех этих глянцевых журналов, когда то один известный артист говорит, то другой: я состою в гражданском браке», – отмечал кандидат в президенты России от партии «Российский общенациональный союз» на выборах-2018 Сергей Бабурин.
  
Примерный семьянин Явлинский и на теледебатах держался молодцом. А вот обойти Ксению Собчак не сумел. Оба кандидата не поделили целевую аудиторию. «Светская львица» попала в самое «яблочко».

«Ксения Анатольевна очень активно использовала нашу повестку, зачастую она озвучивалась на второй день, как те или иные позиции оглашал Григорий Алексеевич», – рассказала председатель партии «Яблоко» Эмилия Слабунова.

В итоге Собчак заработала больше полутора процентов голосов. 
 
«Это голосование выглядит гораздо более прозрачным и отрегулированным, чем те прошлые, где я участвовала в качестве наблюдателя. Мы должны быть реалистами», – заявляла кандидат в президенты России от партии «Гражданская инициатива» на выборах-2018 Ксения Собчак. 
 
За свою кампанию она обливала конкурентов водой, плакала в прямом эфире. Но вопреки всему к концу гонки предстала в образе политика, а не звезды шоу-бизнеса.
  
«Это постепенно уходит, тот имидж «Дома-2», эстрадной заводилы. Я не совсем согласен с одним моим коллегой в том, что «светская львица» в результате кампании превратилась в «политическую мышь». Это не так. Я думаю, что это та самая «мышь», которая спустя две-три серьезные кампании станет «политическим слоном», в ее случае «слонихой», – считает политолог Андрей Колядин. 

А тут еще, как бы невзначай, Ксения Анатольевна сказала и про создание новой партии. Это будет «Партия перемен». Так что об эпатаже Собчак, похоже, придется забыть.