23 апреля, понедельник. После двух недель протестов на улицах Еревана праздник. Серж Саргсян оставил пост премьер-министра Армении – оставил добровольно.
«Я не верил, но сейчас убедился, что молодежь способна все изменить. Мы все должны преклонить колени перед этими людьми, которым удалось без капли крови добиться такого результата», – говорит житель Еревана Карен Акопян.
Спасти страну от кровопролития – именно этим мотивом руководствовался Саргсян. Такого в Армении еще не было: первое лицо государства отказалось от власти. Чтобы республика не скатилась к гражданской войне.
«Никол Пашинян был прав. Я был не прав. Нынешняя ситуация имеет несколько решений, но я не пойду ни по одному из этих путей. Это не мое. Уличное движение против того, чтобы я занимал этот пост. Я исполняю ваше требование. Мира, гармонии и логики нашей стране», – говорится в заявлении Саргсяна.
«Вариант первый – пойти на переговоры, однако они не состоялись ввиду ультимативных по сути требований Пашиняна. Второй – экстрим: завершение протестных движений путем использования всех средств, которые может позволить себе государство, обладая правом легитимного насилия», – считает политолог Александр Маркаров.
«Бархатная революция», которую объявил лидер оппозиции Никол Пашинян, диктует пока свою логику. Премьер ушел, а народ на улицах остался. Митинги в Ереване идут каждый день.
Паузу протестующие решили сделать лишь на два дня, пятницу и субботу. Чтобы столица «отдохнула». Вид пустующей площади сейчас даже как-то не привычен, в последнее время здесь очень много людей, десятки тысяч. И мусора нет. Нередко сами протестующие убирают за собой.
Но оппозиция в пятницу и субботу все же не отдыхала. Отправилась в Гюмри, Иджеван и Ванадзор. Для этого устроили автопробег. Люди, кажется, не устают требовать перемен.
«Наша победа неполная, мы не хотим просто отставки Сержа Саргсяна, мы хотим, чтобы все республиканцы в полном составе ушли из власти», – говорит Кнарик Саакян.
Лидер республиканцев Серж Саргсян собрал ночью экстренное заседание однопартийцев. Главный вывод: сильная оппозиция – это сильное государство. И еще…
«Основная проблема – непонимание с нашей стороны, со стороны Республиканской партии, опасности монополизации политики одной политической партией. Это наша основная ошибка, которую мы признаем», – заявил Давид Арутюнян, и.о. министра юстиции Армении.
К тому же Серж Саргсян действительно обещал уйти после окончания второго президентского срока. Однако соратники по партии, очевидно, уговорили его занять премьерский пост. Но это стало лишь спусковым крючком. Двигателем «бархатной революции» стало другое – экономическое и социальное положение страны.
«По официальным данным Национальной статистической службы, почти 30 процентов считаются бедными. Это люди, которые официально считаются бедными, но мы понимаем, если подходить с более строгими критериями, эта цифра будет намного больше», – отмечает политический обозреватель Яйк Халатян.
Да, в целом зарплата в Армении за 10 лет правления Сержа Саргсяна выросла. Но выросли и цены. Зимой за один лишь газ надо платить около 125 долларов, это одна треть среднего ежемесячного дохода. Еще одна причина народного недовольства – социальная пропасть между бедными и богатыми.
«Самое главное, чтобы люди знали, что его борьба – не за власть. Это борьба против коррупции, за процветание Армении», – говорит житель Еревана Микаел Тумасян.
Протестная волна подняла вверх Никола Пашиняна. Он уже заявил о своих премьерских амбициях. А ведь еще месяц назад он был рядовым депутатом из оппозиционной фракции «Елк», в переводе «Выбор». В Национальном собрании всего девять мандатов из 105. Этого мало, чтобы влиять на ключевые решения. Но Пашиняна это совсем не смущает. Он уверен, что премьер должен быть народным избранником. А техническая фигура на время кризиса до следующих парламентских выборов, по мнению Пашиняна, – сомнительный выход.
«Если придет этот нейтральный премьер-министр, и мы согласимся, республиканцы согласятся, а потом будет кое-что плохое в его действиях, кто будет за это нести ответственность? Республиканцы? У них нет ничего, чтобы потерять. Вся ответственность останется на нас. Если так, то почему наш кандидат не должен быть премьером. Это вопрос политической ответственности», – считает Никол Пашинян, лидер протестного движения «Сделай шаг», глава партии «Гражданский договор», депутат Национального собрания Армении.
А как это закрепить де-юре?
«То, что мы предлагаем, на 100 процентов соответствует Конституции. Не на 99, на 100 процентов. Потому что по Конституции Армении парламент может назначить премьер-министром любого гражданина. Не обязательно, чтобы он был членом правящей партии или членом парламентского большинства», – уверен он.
А вот избирательный кодекс и закон о партиях, считает Пашинян, нужно менять. Чтобы одна политическая сила не могла единолично принимать решения.
«То, что он опытный политик, он это уже показал. Он сделал то, что многие считали невозможным. Но одно дело побеждать власть, другое – эту власть удержать и эффективно ею распорядиться», – отмечает Яйк Халатян.
Все перемены, которые предлагает оппозиция, в основном касаются внутренней повестки. Что касается внешней политики, Пашинян не планирует ничего кардинально менять.
«После перемен при новой власти не будет никаких политических реверсов, и отношения между Россией и Арменией в рамках и ЕврАзЭС, и ОДКБ будут развиваться нормально и даже хорошо», – заверил Пашинян.
Пока же обязанности премьера исполняет республиканец Карен Карапетян. На днях он должен был встретиться с Пашиняном, но переговоры не состоялись – по инициативе Карапетяна. Теперь уже он напоминает оппозиции о том, что монополизация власти – это тупик.
«Хочу сказать, чтобы сказанное мной было обязательно услышано. Говорится, что на переговорах только моя повестка, другой повестки нет, премьер я или никто. Мы же говорим о демократии и плюрализме, готовности слушать друг друга, конституции, парламентской стране. Это похоже на монополию на политической арене», – указал Карапетян.
Под вечер субботы сенсация: правящая республиканская партия выдвигать своего кандидата на пост премьер-министра не будет. То есть власть Армении действует последовательно – «за мир, гармонию и логику в этой стране».
Читайте также:
Подробнее в сюжете: Программа Вместе