В 315-й день рождения Санкт-Петербург вновь подтвердил статус морской столицы России. Корабелы спустили на воду копию легендарной «Полтавы». В 1712 году она стала первым линкором Балтийского флота и первым крупным судном, построенным на верфях молодой столицы.
История оригинальной «Полтавы»
Линейный трехмачтовый корабль «Полтава» был разработан лично императором Петром I и его другом, мастером судостроения Федосеем Скляевым. 15 июня 1712 года новоиспеченный линкор спустили на воду и отправили в Кронштадт для достройки. По английской ранговой классификации «Полтава» относился к IV рангу. Вооружение состояло из 54 орудий, из которых 22 пушки были 18-фунтовыми, 20 пушек – 12-фунтовыми и 12 пушек – 6-фунтовыми.
Британские офицеры, пребывавшие на российской службе, относились к конструкции корабля критически. Они утверждали, что кормовая часть «Полтавы» была сильно заужена, что не способствовало долгим морским походам. Тем не менее, корабль успешно участвовал в шести сражениях Северной войны и прослужил отечеству более 25 лет. Важным элементом столь долгой жизни линкора стало качество материалов, использовавшихся при постройке.
«Полтаву» изготовили из хорошо высушенной древесины, что в то время было редким явлением. Ведь при массовом строительстве кораблей хорошо высушить и обработать древесину фактически не представлялось возможным. Когда акцент делают на количестве, почти всегда страдает качество. А «Полтава» была первой и единственной в своем роде.
«Полтава» XXI века
На вопрос о том, насколько «Полтава» XXI века похожа на оригинал, корабелы-энтузиасты гордо отвечают – на 95%. Правда, для этого пришлось немало потрудиться: на линкор не было почти никакой документации. Зная, что Петр учился ремеслу за границей, обратились к иностранным архивам.
«Опять же они все разрозненные. То есть не то чтобы пакет чертежей на судно. А вот от этого судна остался чертеж корпуса, от этого судна мидель остался, от этого планировка осталась», – рассказывает Олег Коробкин, главный конструктор корабля «Полтава», – «И начинаешь складывать эти чертежи воедино, так, чтобы понять, что Петр мог построить».
Документация была лишь первой из возникших проблем. Почти все материалы и изделия для новой «Полтавы» были созданы по специальным заказам, так как современный рынок не соответствует стандартам и потребностям судостроения петровского времени. Корабельный лес уже давно никто не поставляет в нужном количестве, как и канаты того же диаметра, что в XVIII веке. Еще одна проблема – отсутствие специалистов по тем или иным видам работ. Например, корабельных конопатчиков. Даже у сертификационных служб нет критериев оценки надежности подобных деревянных кораблей и специалистов, которые бы разбирались в их параметрах.
В результате, если при Петре корабль построили за три года, то современную «Полтаву» делали почти пять лет.
«Даже сейчас есть детали, которые мы до сих пор не поставили на корабль, просто потому что нет подходящего полена. Нам приходится где-то переклеивать, но там, где нам нужно сохранить историческую правду, мы ждем, мы ищем по полгода, по году. Мы ждем подходящего бревна, чтобы изготовить деталь», – делится Михаил Плеханов, главный строитель корабля.
Отдельной историей стал кормовой декор. Полтора года потребовалось специалистам только на проработку деталей и изучение особенностей украшения кораблей барочной эпохи. Дело в том, что внешний вид знаменитой «Полтавы» дошел до нас благодаря единственному изображению – маленькой гравюре голландского художника Питера Пикарта.
В результате получилось настоящее произведение искусства. Перед зрителем разворачивается своеобразная триумфальная симфония, воспевающая победу Петра над шведскими захватчиками. Русалки несут лавры, гении Славы трубят во имя императора, а двуглавый орел пристально следит за государственными границами. Каждая деталь имеет глубокий смысл и является частью истории корабля.
«Падение Фаэтона. Сюжет, который рассказывает о Карле XII, который дерзновенно пытался покорить Россию, но во время Полтавского сражения потерпел фиаско. Как Фаэтон погиб из-за своей гордости, так же и Карл со своими замыслами», – рассказывает художник-маринист Андрей Тронь.
Длина корпуса – 40 метров, ширина – 12. Вес – тысяча тонн. Мастера с точностью воссоздали внешний вид корабля. Не забыли и про вооружение. В скором времени на «Полтаву» установят 54 пушки. Лафеты выкрасят в красный. Выбор цвета традиционен для флота XVIII века. При выстреле орудие откатывалось на два метра назад, нередко давя и калеча невнимательных матросов. Пятна крови сливались с цветом краски, и тем самым не травмировали психику орудийных расчетов.
Будущее «Полтавы»
На новой «Полтаве» пушки бездействовать тоже не будут. В праздничные дни из орудий обещают давать салюты. На линкор у создателей большие планы. Он должен не только стать музеем у одной из набережных Санкт-Петербурга наравне с легендарным крейсером «Аврора» и ледоколом «Красин», но и занять почетное место на морских парадах и городских праздниках.
Текст: Евгений Васильев. Фото: Андрей Бесфамильный.
Читайте также:
Подробнее в сюжете: Мировой сюжет