Белые ночи – явление астрономическое. И в мире довольно распространенное. Но только в Санкт-Петербурге оно возведено в культ.
Время наступления и продолжительность белых ночей определяется географической широтой. Их можно наблюдать на территориях, расположенных выше 59 градусов. Там солнце летом заходит за горизонт всего на час или час с небольшим. Помимо города на Неве, белыми ночами можно любоваться, например, в Архангельске и Новом Уренгое, в Магадане и Сургуте, в Осло и в Рейкьявике.
В Северной столице России этот период краток – всего три недели. С 11 июня по 2 июля по вечерам не темнеет – на смену светлому времени суток приходят лишь сумерки.
Именно в эти дни в Петербурге больше всего туристов. Белые ночи стали брендом, который приносит немалый доход и в городскую казну, и частным предпринимателям.
Первым пиар-кампанию по продвижению петербургских белых ночей начал Александр Сергеевич Пушкин. Он воспел это природное явление в поэме «Медный всадник».
Когда я в комнате моей
Пишу, читаю без лампады,
И ясны спящие громады
Пустынных улиц, и светла
Адмиралтейская игла,
И, не пуская тьму ночную
На золотые небеса,
Одна заря сменить другую
Спешит, дав ночи полчаса.
Мрачный сумрак городских переулков вдохновил и Федора Достоевского на создание повести «Белые ночи». Песня с таким названием есть и у рок-группы ДДТ. Пиар получился настолько успешным, что теперь чиновники из городского комитета по туризму ломают голову – как привлечь гостей и в долгие, темные, петербургские ночи.
Например, в 2017 году Северную столицу посетили более 7,5 миллионов туристов. И пик турпотока, разумеется, пришелся на май-июнь. Приезжающих в Петербург уже давно не останавливает завышенные летом цены в гостиницах и даже хостелах. Все хотят увидеть «чудо природы».
У петербургской белой ночи свой ритуал. Уже в одиннадцатом часу вечера в центральные улицы превращаются в концертные площадки. Вот молодые люди на гитарах и барабанах исполняют кавер-версии мировых хитов. Мелодия по душе найдется для каждого. Здесь и классика, и русский рок, и лирические композиции. Лето – самое денежное время. Выступления таких музыкантов собирают толпы случайных слушателей.
А на стрелке Васильевского острова всех желающих бесплатно учат танцевать. Экзотические кизомба, афрохаус и популярные у жителей Северной столицы сальса и бачата.
«Когда люди участвуют в мастер-классе, самое главное не то, как это выглядит со стороны, а то, как чувствует себя человек внутри», – говорит преподаватель танцев Андрэ Атибайеба.
Ближе к полуночи сумерки все-таки опускаются на город. В Петербурге загорается художественная подсветка зданий. Лучше всего в это время смотреть на Северную столицу с высоты птичьего полета. Идеальный вариант – колоннада Исаакиевского собора. В белые ночи вход сюда открыт. Правда, предстоит преодолеть почти две сотни ступенек. В здании есть лифт, но он доступен только людям с ограниченными возможностями.
Отсюда Эрмитаж, здание Сената и Синода, Мариинский дворец предстают в новом ракурсе. Всю ночь на колоннаде из динамиков звучит голос экскурсовода. Чтобы легче было ориентироваться, обозначены и стороны света.
С высоты 43 метров ночной город выглядит завораживающе. И здесь важно не забыть про главное представление ночи – разводку мостов. Каждую ночь в Петербурге поднимают пролеты 9 мостов. Делают это для того, чтобы пропустить большие груженые суда, которые идут из Ладожского озера в Финский залив и обратно. По Неве проходит одна из главных транспортных артерий страны – Волго-Балтийский водный путь.
В начале второго ночи на центральных набережных – суета и столпотворение. Машины торопятся на Васильевский остров. Опоздавшим «на мосты» автомобилистам придется пару часов провести на этом берегу. Или воспользоваться новой платной магистралью – Западным скоростным диаметром.
Труд механиков городских переправ всегда остается в тени. Но без них этого шоу не случилось бы. Станислав Пусташинский ежедневно проверяет механизмы вверенного ему Дворцового моста.
«Сейчас это самое современное оборудование из всех мостов. Конечно, больше автоматики, больше электроники, которая отвечает всем требованиям. Мне достаточно осматривать это дело визуально», – говорит он.
Ровно в 1:25 засверкают вспышки фотоаппаратов и мобильных телефонов восхищенных зрителей. Пролетам Дворцового требуется всего пять минут, чтобы полностью подняться.
Если с набережной смотреть на разводящиеся мосты уже не интересно, можно это сделать с воды. Прокатиться под пролетами всегда много желающих, несмотря на погоду.
На реках и каналах Северной столицы, как и на автомагистралях, даже поздно вечером случаются заторы. Слишком много лодок, которые катают туристов и отдыхающих. Среди них встречаются и уникальные экспонаты – например, венецианское такси – «Катарина». Судно из красного дерева идеально сочетается с классическим видом городских набережных.
«Этим нельзя устать любоваться – это не только работа, это еще и хобби. Работа, приносящая не только деньги, но и удовольствие», – говорит капитан прогулочного катера Алексей Окулич.
У петербургской белой ночи свой дресс-код. Диктует его переменчивая погода. Днем может быть жарко, а к полуночи температура опускается до 12-14 градусов. Поэтому и одеваются в городе на Неве своеобразно: многослойность, неброские цвета. У воды еще холоднее, поэтому шерстяной плед поможет уберечься от простуды.
В 2018 году белые ночи в Санкт-Петербурге стали особенными – именно в эти дни в городе проходит Чемпионат мира по футболу. А значит, к многочисленным туристам добавится еще и огромная международная армия болельщиков.
Читайте также:
Подробнее в сюжете: Мировой сюжет