Армянскому художнику Минасу Аветисяну – 90

18:11 03/07/2018
Армянскому художнику Минасу Аветисяну – 90

Юбилейная экспозиция в Национальной галерее Армении

В Национальной картинной галерее Армении открылась выставка «Минас Аветисян. Искусство древнее и совершенно новое», которая приурочена к 90-летию великого художника.

Организаторы выставки считают, что это прекрасная возможность для нового осмысления его творчества, возможность посмотреть на его творчество под другим ракурсом, другими глазами.

Экспозиция продлится три месяца, она включила около ста работ, хранящихся в Национальной галерее, в Музее современного искусства, в собрании Первопрестольного Эчмиадзина, в Доме-музее Арама Хачатряна, в частных коллекциях.



Властелин цвета, армянский Матисс – так называли великого армянского художника Минаса Аветисяна. Такого аншлага на открытии выставки не было давно. Экспозиция представила весь творческий путь Минаса. Творчество Минаса давно уже вышло за пределы Армении и получило широкое распространение во многих европейских странах, США, Канаде, СНГ.

Картины Минаса хранятся не только в музеях мира, но и у частных коллекционеров, которые были почетными гостями выставки. Так, Вардан Григорян начал покупать работы мастера еще в 70-ых. Он – обладатель почти двадцати живописных работ Минаса. По словам Григоряна, у него ни разу не возникало желания продать работы любимого художника. Они, как члены семьи, сопровождают коллекционера по жизни.

«Как можно не любить Минаса. Это же наше армянское искусство. Принципы его творчества берут начало от средневекового армянского искусства. Благодаря Минасу я полюбил живопись и стал приобретать работы наших мастеров, однако Минас по своему величию всегда стоит особняком», – сказал Григорян.

Биография и творческий путь Минаса

Минас Аветисян родился в 1928 году в горном селе Джаджур Ширкской области. В 24 года, когда другие заканчивали обучение, Минас Аветисян приехал в Ереван и получил профессиональное образование в Художественном училище имени Терлемезяна и в Ереванском Художественно-театральном институте. Затем учился в Академии художества имени Репина в Ленинграде, которую окончил в 1960 году.

Впоследствии Минас часто вспоминал, что его учителю Борису Владимировичу Иогансону приходилось защищать своего ученика. «Не трогайте моего Минаса, – говорил тот. – Дайте ему возможность работать именно так, как ему хочется». Однако истинными своими учителями Минас всю свою жизнь считал армянских миниатюристов Средневековья, а также Гогена и Матисса. Все свободное время он проводил в Эрмитаже, чаще всего в зале, где экспонировались картины Матисса.

Огромный успех пришел к Минасу в 1962 году, после выставки «Пять художников», на которой он смог показать свою индивидуальность, неповторимый стиль и взгляд на окружающий мир.

С каждой новой картиной художник все больше и больше раскрывался, показывая миру то, что его интересует. Когда патриарх армянского изобразительного искусства Мартирос Сарьян впервые увидел картины Минаса, он сначала впал в глубокое раздумье, а потом вынес вердикт: «Художник, имеющий такой рисунок, имеет право рисовать все, что ему захочется. Его полотна – это яркий и впечатляющий гимн солнцу».

Минаса называют армянским Матиссом. Он создавал контрастный колорит, наполненный солнцем. Искусствоведы считают, что его картины многослойны, его красный и синий – это не просто цвета, их он получал благодаря многослойному нанесению краски. Его картины многослойны в прямом и переносном смысле этого слова. Минас – философ, который никогда не копировал реальность. Его работы – это выражение чувств или отношения. Все душевные переживания он переносил на полотно.

«Когда мы видим графику, пастель у других художников, это расценивается как эскизная работа, которую художник впоследствии переносит на большое полотно. Любая графическая работа Минаса не расценивается как эскиз, это отдельная ветвь искусства – темпера, гуашь. Международные эксперты всегда относят его работы к высшему классу в живописи», – объяснил искусствовед Гамлет Матевосян.

Минас был очень привязан к своей жене Гаяне Маманджян-Аветисян, также художнице, и к двум сыновьям, которых безумно любил. «Минас сделал мне предложение через полчаса после знакомства, – вспоминает Гаяне. – Я почти согласилась, но после этого мы продолжали встречаться еще целый год. А еще я видела во сне картины Минаса, которые он еще не написал. Думаю, что это объяснялось моей страстной увлеченностью его живописью».

Нарек – сын Минаса Аветисяна – стал талантливым художником. Его картины приобретают известные в мире галереи. Арман Аветисян возглавил Дом-музей Минаса Аветисяна в родном селе Джаджур. Во время Спитакского землетрясения 1988 года Дом-музей буквально сравнялся с землей, пострадали работы Минаса. Благодаря государственной поддержке, в 2005 году Дом-музей был восстановлен, а работы – реставрированы. Директор музея Арман Аветисян вспоминает рассказы друзей своего отца о необычном детстве Минаса Аветисяна.

«Он был человеком с раннего детства очень зрелым. Маленький пример: будучи восьмилетним мальчишкой, он требовал от матери, чтобы она сшила ему штаны из разноцветных лоскутков, потому что он так воспринимал мир, цветным», – рассказал Арман Аветисян.



Трагический рок на протяжении всей жизни преследовал художника. 25 декабря 1971 года Минас семьей уехал в родное село Джаджур, чтобы провести новогодние праздники в родительском доме. А в ночь с 1 на 2 января 1972 года в городской мастерской художника при загадочных обстоятельствах вспыхнул пожар, и огонь уничтожил все картины в мастерской, сгорела вся переписка и архивы художника.

Трагедия усугублялась еще и тем, что именно тогда Минас готовился к большой персональной выставке в Париже и поэтому собрал в мастерской большую часть своих лучших работ, причем попросил свои работы у коллекционеров из частных коллекций. Минас очень тяжело перенес эту трагедию, однако работать не перестал. В период с 1960 по 1975 годы Аветисян создал около пятисот живописных и столько же графических работ.

Минас – сценографист, художник-декоратор

Минас никогда не останавливался на чем-то одном. Более двадцати фресок и дюжины театральных представлений дают понять о широком таланте художника. Балет Арама Хачатуряна «Гаяне» в декорациях Минаса получил свое второе рождение. Оформлять балет «Гаяне» Минаса пригласил сам Арам Ильич.

«Минас с самого начала знает, чего он хочет, – говорит Хачатурян. – Он четко видит, слышит. Он интересен тем, что знает, какое нужно сочетание, быстро его находит, стремится полностью воплотить свои замыслы и болезненно переживает малейшие срывы. Его трудно сбить, он не попадает под влияние никаких авторитетов. Темперамент Минаса – сильный, яркий, мне очень близок. Являясь художником с симфоническим дыханием, он ворвался в театр с широкими и глубокими мыслями. Он перенес в театральную живопись свой мощный симфонизм».

Трагический уход из жизни

В воскресный день 16 февраля 1975 года Минас присутствовал на пятидесятом представлении балета Эдгара Оганесяна «Антуни», который шел в его оформлении. Он возвращался домой и на перекрестке улиц Саят-Нова и Теряна при загадочных обстоятельствах невесть откуда взявшаяся автомашина сбила шагающего художника и прижала его к стене.

Целую неделю Минас боролся со смертью. 24 февраля мастер скончался. Он погиб в 46 лет, но при этом навечно остался жить в своей живописи. В истории армянского искусства он навсегда останется большим художником, потому что имел свой голос, свою палитру, свое слово и свою тему.