Классический персонаж Алексея Серебрякова – русский мужик, как правило, интроверт, побитый жизнью и остро реагирующий на происходящее вокруг. Возможно, из-за того, что в России таких, как его персонаж – миллионы, Серебряков стал одним из самых востребованных актеров в российском кино. Сам он признается, что из 150 ролей в кино своим детям он будет рассказывать лишь о нескольких из них. Мы выбрали те, которые могли бы войти в этот список.
Агент по прозвищу Американец, сериал «Агент», 2013 г.
В сериале «Агент» Алексей Серебряков играет несправедливо осужденного агента по прозвищу Американец. В свое время он участвовал в раскрытии дела о смертельном вирусе, но это расследование стоило жизни его жены и дочери, а также его личной свободы. Он оказался в колонии как главный обвиняемый в покушении на своих родственников. На самом деле, все произошло из-за одного человека, бывшего сотрудника спецслужб Самсонова. Все думают, что он погиб во время взрыва, но выясняется, что злодей выжил, и продолжает свое дело. Именно он – автор смертельного вируса, жертвами которого продолжают становиться жители города.
Американец совершает дерзкий побег из колонии (с помощью своего бывшего начальника, генерала Данилова) и начинает собственное расследование. В нем ему помогает красавица Настя (ее играет Агния Дитковските), блестяще владеющая компьютерными технологиями. Но постепенно Американец начинает замечать странности в ее поведении...
Серебряков в роли Американца продолжает эксплуатировать свой образ немногословного и брутального мужчины, безжалостного к врагам общества.
Чтобы лучше раскрыть свой образ, актер учился зрелищно драться и даже спорил с режиссером по поводу нескольких кровожадных сцен. Серебряков опять работал без дублера, и ему, видимо, помог опыт работы в таких фильмах, как «Жмурки» и «9 рота».
Накаченный каратист Малыш, фильм «Фанат», 1989 г.
Алексей Серебряков ворвался в советский кинематограф голым по пояс, со стальными мускулами, квадратной челюстью, белым ежиком на голове и с поясом по каратэ. Этот фильм стал культовым для ценителей боевых искусств в СССР. Серебряков играет в нем Малыша – талантливого каратиста, который, попав в криминальный мир и участвуя в подпольных боях, невольно становится убийцей своего друга. В поединке он наносит ему травму, от которой тот так и не смог оправиться. Малышу предстоит перенести не только моральные мучения, но и физические: криминальный авторитет, глава банды Мэтр приказывает его убить. Известно, что до начала съемок фильма Алексей Серебряков не занимался восточными единоборствами, но и отказался от услуг каскадёра. Он демонстрирует отличную физическую форму и машет руками и ногами не хуже Брюса Ли (впрочем, наверное, немного похуже) – по крайней мере на экране, в сценах поединков он выглядит достойно.
Но сам актер оценил фильм и свою роль в нем «слишком примитивно», поэтому возлагал большие надежды на другую картину, «Случайный вальс», в которой он снимался параллельно с «Фанатом». Но публика больше оценила «Фаната», и Серебрякова после него стали приглашать сыграть бывших афганцев, бандитов, каратистов и других брутальных героев.
«Это естественно: кино почти всегда отрабатывает сложившиеся стереотипы, – вспоминал Серебряков. – Можно огорчаться по этому поводу, но это ничего не изменит. Если уж ты попал в какую-то схему, продюсеры начинают ее отрабатывать по полной программе: у тебя, милый, хороший рейтинг, давай-ка его поддерживай, пока зритель не наестся».
Странник на планете Саракш, фильм «Обитаемый остров», 2008-2009 гг.
В эпическом и поражающем своим размахом фильме Федора Бондарчука «Обитаемый остров» Алексей Серебряков сыграл неоднозначного персонажа – Странника. Он, в отличие от героического персонажа картины, Максима Каммерера, молодого и амбициозного «прогрессора», который прилетает на планету Саракш, чтобы спасти ее от порабощения, понимает, что у каждой цивилизации свои законы, и насильственное навязывание чужих ценностей может оказаться губительным для нее. Как признается Серебряков, он в фильме был просто исполнителем, поскольку не разделял восторгов продюсеров и режиссера по поводу сценарного материала.
«Я написал 40 страниц своих вопросов и претензий к сценарию и передал их продюсеру Сергею Мелькумову, – вспоминал актер. – Какие-то мои слова были услышаны, какие-то нет. В целом считаю, что они были напрасно не услышаны, и я вижу много недостатков, которых можно было избежать, если бы еще на этапе сценария больше времени уделялось не аттракционной, а смысловой характеристике будущего фильма».
Впрочем, Алексей справился со своей ролью отлично, и показал не только актерское мастерство, но и великолепную физическую форму, что видно в сценах, где он дерется с Максимом Каммерером. Их драка в финале фильма очень напоминает знаменитый бой Немо и Агента Смита в «Матрице».
«Белый» адвокат Олег Званцев, сериал «Бандитский Петербург», 2000 г.
В нулевые название этого сериала гремело на всю страну. Он имел немыслимую популярность, ведь тема «новых русских», людей в малиновых пиджаках, которые ездят на дорогих машинах, «забивают стрелки» и стреляют из больших блестящих пистолетов, была на пике популярности – как в кино, так и в жизни. Прототипами многих персонажей стали реальные бандиты и «воры в законе», поэтому зрители были поражены сходством.
Серебряков появляется во второй части фильма - «Адвокат». Он играет одного из двух друзей, адвокатов, Белого и Черного, которые влюблены в одну женщину, но выбрали разные дороги в жизни. Один, Олег Званцев, бросил институт и ушел в армию в Афганистан (герой Серебрякова), а второй, Сергей Челищев, пошел работать следователем в прокуратуру. Судьба сводит их в непростых обстоятельствах. Они начинают работать на крупного городского авторитета Антибиотика, чтобы рано или поздно его разоблачить.
Серебряков согласился участвовать в проекте, потому что его лично попросил режиссер Бортко. К тому же, в сериале принимали участие его близкие друзья – Дмитрий Певцов и Ольга Дроздова. Выбор главных актеров одобрили критики и зрители. Между Дмитрием Певцовым и Алексеем Серебряковым действительно немало общего. Они сверстники, оба начали сниматься в кино еще при СССР, оба – харизматичны и крепки. И оба блестяще продемонстрировали образец настоящей мужской дружбы в «Бандитском Петербурге».
Борец за справедливость Николай Сергеев, фильм «Левиафан», 2014 г.
Это была, пожалуй, самая успешная и обсуждаемая роль Серебрякова в кино. Когда Андрей Звягинцев предложил ему сыграть в своем фильме, Алексей и не думал отказываться. Тем более что так поступить посоветовала его жена Мария, с мнением которой он очень считается. Ему предстояло сыграть главную роль в истории про одного простого работягу из российской глубинки, который вступает в бой с «Левиафаном» – неумолимой и безжалостной государственной машиной, «системой» в самом ее неприглядном российском варианте. Чтобы вжиться с роль, Серебряков приехал на место съемок, и не вылезал оттуда два месяца, отключив все каналы общения с внешним миром.
«Сниматься в «Левиафане» мне было тяжело, – вспоминает он. – Дело в том, что Анрюша (Звягинцев, – ред.) снимает очень много дублей. Ты все это должен отрабатывать в разные стороны – по 25-30 дублей. В день снимается по 1,5 – 2 минуты фильма. Это все очень сложно. Но у него в голове есть какое-то внутренне содержание, которое ты не видишь, но увидишь, когда фильм выйдет, на экраны».
«В целом получилось большое и очень живое кино, которое будет жить своей жизнью, и, надеюсь, очень долго», – сказал Серебряков в одном из своих крайних интервью.
Командир штрафного батальона Василий Твердохлебов, сериал «Штрафбат», 2004 г.
«Штрафбат» – это военные батальоны, состоящие из заключённых. Во времена Второй мировой войны их бросали на передовую, плохо снабжали провизией и оружием, поэтому выжить в таком батальоне было очень сложно. Выживали самые сильные, и авторы сериала хотели рассказать об этих людях правдиво, насколько это возможно. О людях, которых смерть поджидала со всех сторон. Алексей Серебряков играет в этом сериале бывшего в плену солдата Василия Твердохлебова, которому предлагают искупить «вину» (попасть в плен и не умереть считалось предательством) кровью, став командиром штрафного батальона. Под его начало попадает вор в законе и двое политзаключенных, с которыми они начинают вместе воевать на передовой.
Несмотря на критику сериала (его авторов обвиняли в том, что они пытаются показать, что войну выиграли «зэки»), Серебряков свою роль не считает ни победой и ни поражением.
«Для меня же важно, наворачивается у зрителя слеза или нет, вызывает ли фильм странное, необъяснимое словами чувство патриотизма или нет», – говорил он.
Сами съемки дались ему непросто. Он вспоминал: «Нужно было каждый день снимать семь, восемь, десять минут экранного времени. Это кошмар! Снимать! Не создавать, не творить. Без пауз, без перерывов, иначе будет перерасход и вообще сериал может не выйти». К тому же, признавался актер, держать внутри себя определенную психологическую конструкцию на протяжении многих часов, «проживая» тяжелые ситуации, как в «Штрафбате» – это было непросто.
Подробнее в сюжете: Новости кино