Неприкасаемых нет: масштабная борьба с коррупцией в Дагестане

19:10 30/09/2018

На незаконных пенсионных начислениях погорел Раджаб Абдулатипов, брат экс-главы Дагестана. В среду его задержали сотрудники спец.служб. Его брат – Рамазан Абдуллатипов возглавлял республику 4 года. В прошлом году его сменил Владимир Васильев. Началась масштабная борьба с коррупцией. Задержания чиновников идут каждый месяц. Приход Васильева нарушил вековую традицию, когда первым лицом может быть любой человек. При условии что он – аварец или даргинец. Неприкасаемых нет - в этом убедилась корреспондент телеканала «МИР 24» Анна Бажайкина.

Зачистка 2.0 – обыск в кабинете Раджаба Абдулатипова. Депутат народного собрания до этого несколько лет руководил республиканским ФМС. Но самое главное – он родной брат Рамазана Абдулатипова, экс-главы Дагестана.

Обвинение Раджабу Абдулатипову пока не предъявили. Подозревают, за 200 тысяч рублей он мог из любого сделать инвалида – по документам. Просто местным так выгоднее. Работы в республике мало. А с инвалидностью можно и пособие получать, и льготы. Особенно выгодно инвалидность приписывать детям, им ежемесячно положено около 20 тысяч рублей. Почти столько же – средняя зарплата по региону. Местные говорят, деньги на взятку обычно собирали все родственники. Потом все окупалось. Именно поэтому в сети Дагестан иронично называют республикой борцов и инвалидов.

«Больной человек, настоящий инвалид не может получить такую справку, надо очень постараться», – сказал заведующий отделом социологии Института истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра РАН Заид Абдулагатов.

В выдаче фальшивых инвалидностей подозревают и Магомеда Махачева – главу бюро медико-социальной экспертизы. Его задержали в августе. Подозревают в получении взяток на сумму 52 миллиона рублей.

На новую волну зачистки попал и главный врач Махачкалинской больницы Меджид Алиев. Следствие полагает, что за два последних года Алиев поощрял себя и некоторых сотрудников премиями. В общей сложности это 238 миллионов рублей.

Первая волна борьбы с коррупцией началась зимой. Через три месяца после того, как управлять Дагестаном поручили Владимиру Васильеву. Началась череда задержаний – все резонансные. Вскрывалось то, о чем все знали, но боялись сказать. К тому же привыкли. Ведь почти в каждой структуре можно найти брата, дядю или друга.

«Наш сотрудник Расулов Магомед провел опрос «Вы участвовали в коррупционных делах?» Оказывается 70% дагестанцев говорили, что давали или брали взятки. Когда я эту цифру озвучил на конференции в Политехническом университете, кто-то из зала крикнyл: «Остальные 25% врут», – отметил Заид Абдулагатов.

Покончить с кумовством во власти – такую задачу ставил Владимир Васильев в первую очередь. Этой зимой чиновники начали менять министерские кабинеты на камеры СИЗО. Одним из первых под февральскую зачистку попал мэр Махачкалы Муса Мусаев. Следом за ним – главный архитектор города Магомедрасул Гитинов.

Затем был бывший премьер Дагестана Абдусамад Гамидов. Спецназ ФСБ нагрянул в его особняк, который лишь казался неприступной крепостью. Тогда же задержали двух его замов и регионального министра образования. Задержанных спецрейсом отправили в Москву – есть фото из суда, а Следственный комитет показал видео с апартаментами бывших чиновников: изысканная архитектура, шикарные интерьеры, картины, чучела и шкуры животных, много оружия. У Гамидова нашли два автомата Калашникова, пистолеты Макарова, «Беретта» и золотой ТТ с инициалами владельца.

Многие из задержанных чиновников и их родственники жили в элитном квартале. Куда ни глянь – роскошные особняки. Из-за высоких бетонных заборов нищету региона и вовсе не видно. Средняя зарплата в республике в два раза ниже, чем по России. Это один из самых бедных регионов. Вместе с тем – самый крупный получатель дотаций. В этом году почти 60 миллиардов рублей. Например, Иркутская область – чуть больше пяти миллиардов рублей.

«Я хорошо понимаю простых дагестанцев, которые, как и мы с вами, понимают, что такое коррупция и куда уходят деньги. Если деньги выделяются на бюджет, а они уходят на личные дома, дорогие машины и прочие предметы роскоши, то никто не хочет такие налоги платить. Для нас сейчас стоит задача не только собрать налоги, но и показать людям, куда эти деньги идут, показать, что они идут именно для людей, на их пользу», – пояснил глава Дагестана Владимир Васильев.

За взятки в этом году привлекли к ответственности больше 200 дагестанских чиновников.

«Мы не кровожадный народ, не радуемся, что у кого-то что-то забирают, но мы довольны, что если человек заслужил, то его должна постигнуть кара. Потому что люди, которые доводили республику до точки невозврата, должны понести наказание», – сказал общественный деятель Альберт Эседов.

Эксперты и местные жители предполагают, за решеткой окажутся представители не только верхних эшелонов власти. В муниципальных, сельских администрациях тоже самоуправства хватает. Так что чуть позже и они узнают, неприкосновенных в республике не осталось.