Знамя мира или культуры по замыслу Николая Константиновича Рериха – символ вечности и единения. Знамя – охранитель, так его еще называют, должно развеваться над всеми учреждениями культуры, оповещая о том, что они находятся под защитой Пакта Рериха и являются неприкосновенными. Теперь это знамя развевается и над Бишкеком. 9 октября – в день рождения великого художника и философа, в кыргызской столице открылся выставочный зал имени Рериха. Это некоммерческий культурный проект, реализованный при поддержке Новосибирского музея имени Рериха.
Это первый зал в Кыргызстане с подобной экспозицией: картины и репродукции Рерихов не были представлены ни в одном музее страны. Зал открыла группа людей, которые увлекаются картинами, книгами, философией Рериха. Здесь представлены более 200 высококачественных репродукций картин Николая Константиновича и его сына Святослава Николаевича Рерихов. Цель организаторов выставки – развитие идей, философии Рериха, повышение культурного и духовного уровня.
«Уникальность Рериха в том, что он международник. Он понятен всем. Он соединил своим творчеством, искусством, живописью, литературным и поэтическим творчеством не только Россию и Индию, а практически весь мир. На западе его воспринимали, как вестника восточной культуры. На востоке – как вестника западной культуры. Рерих ратовал за сохранение всего культурного слоя планеты. «Он говорил, что если с территории страны убрать все памятники культуры, то этот народ обречен», – говорит заместитель директора музея Н.К.Рериха в Новосибирске Сергей Деменко.
Несмотря на то, что в зале представлены не оригиналы картин, можно в полной мере ощутить духовный поток энергии художников, осознать их философское значение и открыть новые горизонты наследия всех членов семьи Рерихов.
Картины представляют разные периоды и разные тематические блоки творчества художника. Организаторы попытались охватить как можно большее количество картин мастера. Ведь Рерих – признанный философ, который через свои картины приоткрывает нам тайны мироздания.
«Каждый художник в своих полотнах призывает человека развиваться и расти культурно. Но Николай Константинович в своих картинах и в своих произведениях помимо призыва к высокодуховному, культурному развитию человека, еще и дает ключи к этому развитию. То есть, помимо того, что он указывает на дверь, он оставляет нам ключи – чтобы мы могли открыть эти двери», – рассказывает организатор выставки Каныкей Нуржанова
Картины Николая Константиновича и его сына Святослава Николаевича – это настоящий энергетический магнит. Духовная энергия, сложенная в картины, со временем усиливается за счет энергии зрителей. Если долго смотреть на картину, то можно заметить, как краски становятся ярче, а образы отчетливее. Смотря на произведения, мы на интуитивном уровне прикасаемся к духовному миру художника.
Картины Рерихов – это своего рода талисман, от которого можно напитаться духовной энергией. Сам Рерих верил, что цвета способствуют духовному развитию человека. По его убеждению, синий, фиолетовый и лиловый цвета, часто присутствующие в живописи Рерихов, соответствуют излучениям высших центров человека – чакрам. Воспринимаемые человеком, эти цвета, стимулируют его духовное начало, ускоряя духовное развитие. Н.К.Рерих считал, что гармоничные цветовые сочетания положительно влияют на здоровье людей, а дисгармоничные – отрицательно.
«Музеи Рериха все-таки – это очень серьезные музеи. Это, позволю себе такую шутку – не музей мягкой игрушки, куда мы приходим отдохнуть, посмотреть, развлечься. В музее Рериха происходит глубокая работа души человека, если он готов к этому», – считает руководитель видеостудии музея Н.К.Рериха в Новосибирске.
Полотна Рериха не просто красивые изображения событий, исторических личностей и природы. Это повествование о прошлом, настоящем и будущем человечества. В них изображен не только призыв, но и указан путь к самосовершенствованию и гармоничному развитию человека и планеты в целом.
Если посмотреть на картины мастера разных этапов его творческого пути, можно искренне удивиться тому, насколько они разные и насколько разные смыслы в них заложены. Одна из первых его работ – картина «Гонец», написанная в 1897 году. Она выполнена в жанре исторического реализма. На ней изображен гонец, плывущий на лодке по реке. Он несет своему роду грустную весть – что на них в скором времени нападет другой род. Это действительно часть нашей истории. Здесь все понятно сразу.
Другая, более поздняя работа Рериха – «Матерь мира» – несет в себе более глубокий, сакральный смысл. Она чем-то похожа на икону, а сама Матерь мира очень напоминает Богородицу. Ее одеяние полностью украшено фигурами зверей и птиц – братьев наших меньших, создателем которых она тоже является. Вокруг Матери мира мастер изобразил звезды. А если присмотреться, то можно увидеть, что это святые, ликами обращенные к матери.
Лик Матери мира закрыт. Лик и глаза – это символ высокого разума и знаний, тех знаний, которые должны быть переданы людям, когда они будут к этому готовы. По задумке мастера, Матерь мира не открывает людям свои тайны, потому что ждет, когда человечество ступит на ту тропу, которую нам указывали все великие духовные учителя человечества, всех религий, всех вероисповеданий.
Матерь мира изображена на троне. Вокруг нее течет река жизни, а на тверди две женские фигуры – фигура западной монахини с книгой и восточной монахини с ларцом. Книга – символ знания, мы читаем книги, мы учимся по ним и сами пишем книги. Это самый понятный нам способ постижения мира и получения знаний. Но есть и иной способ постижения мира. Ларец – символ мудрости. Мудрость, которая хранится в нашем сердце, и которая порою нам открывается независимо от книги. По задумке художника, матерь мира ждет, когда мы будем готовы к тому, чтобы получить от нее ту мудрость, которая хранится в нас самих. Вот такой парадокс. Все творчество Рериха говорит, что мы сами являемся хранителями мудрости. Но не являемся ее обладателями.
Картины этого великого художника показывают нам два плана бытия – земной (картина «Гонец», где все понятно с первого взгляда и нет никаких вторых смыслов) и план, как говорили философы «инобытия».
Рерих был настоящим альтруистом. Если посмотреть на его картину «Мадонна Защитница», на ней можно увидеть Мадонну в плаще. И своим плащом она укрывает весь мир, все культурные сокровища, которые когда-то были созданы человечеством. На груди Мадонны мастер изобразил тот же самый символ триединства, что и на знамени мира. Николай Константинович считал, что культура начинается с человеческого сердца. И на этой картине мы видим большое женское человеческое сердце, которое объяло самим собой все лучшие достижения человеческого гения.
Рерих призывает охранять все лучшее, что создано человеком за все века и за все периоды. Потому что культура – международна. Каждый человек, глядя на произведение искусства, получает то, что он может получить, и неважно каким художником это произведение сотворено – русским, немецким или французским. Культура – всегда и для всех. И она хранится, прежде всего, в сердце человека.
Подробнее в сюжете: Мировой сюжет