Времена меняются, и то, что было актуальным еще пару десятилетий назад, сегодня больше не делает людей счастливыми, а только мешает прогрессу общества. «МИР 24» вспомнил привычки советского прошлого, которые раньше помогали выживать, но сегодня стали атавизмом.
Не хвалить детей
Мало кто в советские времена знал про такие понятия, как «позитивное намерение», «мотивация на успех» и «похвала с Я-посланием». Родители советского периода считали подзатыльник лучшим средством для повышения успеваемости, а слова «балбес» или «даун» – нормальным обращением к нерадивому ученику. А нерадивым считался тот, кто принес в портфеле «тройку». И мало кто задумывался о том, что названные однажды троечниками, ими и остаются надолго, как каста неприкасаемых, которым закрыт путь в брахманы.
Но в постсоветское время воспитательные тенденции заметно изменились. Теперь родители знают, что как они лодку назовут, так она и поплывет. Иначе говоря, если постоянно критиковать ребенка и называть его недостаточно умным, то он и вырастет таким. Жаль, что многие советские родители не услышали слова Маяковского, который предупреждал: «Вырастет из сына свин, если сын – свиненок». В наши дни нужно пересмотреть старые представления о воспитании и научиться осознанному общению. Благо, советов от психологов достаточно и в интернете, и в бумажных книгах.
Запасаться «на черный день» и доедать без остатка
В советские времена «черные дни» были вполне реальной перспективой. Военное поколение, которое застало и голод, и лишения, и в мирное время не могло отказаться от привычки доедать до последней крошки. Ведь еда для них была синонимом самой жизни. Даже в относительно благополучное время привычка вытирать хлебом тарелку и не оставлять ни кусочка еды сохранилась во многих семьях. А еще мы все помним, как покупали картошку мешками, чтобы потом положить ее в подполье (если это был частный дом) или в погреб, и есть всю зиму. Там же хранились разносолы, консервы, варенье. Те, у кого не было погребов, складывали провизию в сетки и сумки и выставляли за окно, на холод.
В наши дни магазины переполнены свежей едой, но это не мешает существовать домохозяйствам с отголосками прошлого. Они плотно забивают холодильники едой и устраивают склады банок на кухне. Может, настало время расслабиться и поверить, что еда на прилавках в ближайшее время не закончится? Что касается привычки доедать, то «общество чистых тарелок» даже в современных детских садах пора упразднить. В наши дни здоровым телом уже не считается упитанное. Наоборот, сегодня ценится стройность и легкость. А она достигается только тогда, когда вы едите ровно столько, сколько требует ваш организм, а не столько, сколько положено кем-то на тарелку.
Переживать «а что люди скажут»
Фото: Кавашкин Борис, Христофоров Валерий/Фотохроника ТАСС
Зависимость от чужого мнения была понятна социалистическому обществу, ведь тебя могли уволить, лишить премии и еще как-нибудь наказать тех, кто сделал «неблаговидный проступок». Степень неблаговидности определялась на собраниях партячейки или других коллективных разборах «морального бытового облика». Изменяешь жене или выпиваешь по вечерам: будешь жестко пропесочен в коллективном обсуждении, где каждый найдет, как назвать тебя и твое «аморальное» поведение.
Привычка оглядываться на других крепко засела в умах людей, выросших «при совке». Даже то, как тебя оценят бабушки на лавочке или что о тебе скажут в курилке коллеги на работе, для многих является важным вопросом. Но следует вспомнить, что сейчас мы уже не стремимся в коммунизм, а живем в стране, где свобода личности уважается намного больше, чем раньше. Поэтому выбор того, как жить и какие решения в жизни принимать, может строиться не на мнении окружающих, а на собственном сознании.
Кормить детей по утрам манной кашей
Манка – побочный продукт при производстве пшеничной муки. Около 2% мелких осколков зерна остается после ее размола. Кашу из этой крупы ели по утрам дети только в СССР. В других странах ее использовали для приготовления десертов (как в Турции или Финляндии) или клецек, как в Италии. Польза манной каши в наши дни уже давно подвергается сомнению. От нее, конечно, можно располнеть. В ней и так много углеводов, а когда заботливые родители посыпают ее сахаром или добавляют варенье, то ее калорийность вырастает в разы. Известно, что манка на 70% состоит из крахмала. Но детский желудок не способен переваривать крахмальные углеводы, которыми богата манка, поэтому от нее у детей могут быть запоры и несварения.
Также эта каша почти не содержит клетчатку. Для тех, кто восстанавливается после операции, это самая правильная еда. Но для растущего организма нужно что-то более полезное. Кроме того, манка содержит много белка глютена, который может вызвать пищевую аллергию. И если ребенка постоянно кормить манкой, то у него во взрослом состоянии может начаться непереносимость глютена, который вызывает атрофию слизистой оболочки тонкой кишки, из-за чего нарушается кишечное всасывание и развивается хроническая диарея.
Тащить по мелочи с работы
Фото: Брюханенко Эдгар/Фотохроника ТАСС
В эпоху дефицита было обычным делом нести с работы все, что плохо лежит. Работники пищевой промышленности уносили домой сервелаты и окорока, рабочие заводов прятали под одеждой куски металла и провода, а офисные клерки пробавлялись канцелярскими принадлежностями. Хотя воровство на рабочем месте и наказывалось, но все же привычка таскать с работы выглядела нормальной для подавляющего большинства населения СССР. Помните «голубого воришку» Альхена из Старсобеса, описанного Ильфом и Петровым в «12 стульях»? «Он воровал и стеснялся, воровал и смущался, воровал и сам себе стыдился. Но не воровать не мог». О чем думали «несуны»: что всего и так полно, государство у нас богатое, все равно всем хватит, еще закупят. И еще, наверное, о том, что богатство нации никак не связано с личным удовлетворением и благосостоянием.
Сегодня в частном бизнесе, во-первых, есть возможность лучше следить за расходованием средств, а во-вторых, придуманы системы бонусов и вознаграждений. Соответственно, человек, который захочет навредить компании, в первую очередь, навредит себе. А если компания работает эффективно, то это отражается и на личном доходе сотрудника.
А еще сегодня многие люди осознают, что воровать невыгодно. Понимание того, ччто все в мире взаимосвязано, становится очевидным. Присвоить себе чужую энергию можно, но за это придется рано или поздно заплатить, и не обязательно деньгами. Иногда – здоровьем.
Давать мелкие взятки
Чтобы получить какую-нибудь справку или путевку в санаторий, «откосить» от армии, пристроить ребенка в институт, надо было уметь занести куда надо и кому надо. И заносили очень многие. При этом, и даватели, и получатели мелких взяток так увлекались, что в советское время сформировалась порочная система, при которой уже было невозможно получить нормальные и доступные ресурсы без конверта. Хочешь получить место в больнице? Дай на лапу. Хочешь, чтобы твоя очередь на квартиру двигалась быстрее – снова реши вопрос взяткой. Хочешь, чтобы тебя отпустил гаишник, когда ты нарушил правила? То же самое. Дай. В конвертике, между страниц, аккуратно.
Сегодня распределение общественного продукта стало более прозрачным. «Давать» и «брать» стало труднее, но все равно в больницах в порядке вещей – приплачивать медсестрам, санитаркам и врачам. Вот и получается, что санитарки убирают только за больными, которые ей заплатили и игнорируют остальных. Не лучше ли отпустить эту пагубную привычку и подкармливать этого зверя – бытовую коррупцию – и двигаться в сторону более цивилизованного подхода к общественным отношениям?
Верить всему, что пишут и показывают
Фото: Песляк Владимир/Фотохроника ТАСС
В советские времена считалось незыблемым и не подвергалось сомнению все, о чем рассказывали средства массовой информации. Раз сказали, значит, так оно и есть. Доверие было почти стопроцентным: «По телевизору глупости не скажут» или «Это же в газете напечатали!». Пожилые люди особенно свято верили в то, о чем вещали с экранов. Это такое немного инфантильный подход: верю всему, и ничего критически не осмысливаю. Сегодня вряд ли нужно объяснять, что получаемую информацию нужно как минимум фильтровать, а еще лучше формировать свою картину мира из того, что видишь своими глазами.