В январе в России вступил в силу резонансный закон «О защите животных». Госдума рассматривала его 8 лет. Зоозащитники устраивали пикеты и голодали у стен парламента – и не зря. Корреспондент «МИР 24» Анна Парпура разбиралась в деталях этого сложного законопроекта.
Свой зоопарк директор Центра социальной адаптации животных Александр Титов называет не контактным, а познавательным. По его словам, в этих вольерах животные не томятся: прогулки по воздуху, правильное питание и общение – полезное и для зверька, и для человека.
«Кролики – это не только ценный мех, но и полтора килограмма живого общения. Мы говорим, что на каждую шубу нужно 16 лисят. Многие перестают одевать норковые шубы и начинают задумываться», – сказал Александр Титов.
Вот только не залюбить бы до смерти. В интернете десятки видео из контактных зоопарков с изможденными животными, которые в жизни света белого не видели. Четкую грань теперь проводит федеральный закон «Об ответственном обращении с животными». Контактные зоопарки в торговых центрах точно закроют, остальным придется получать лицензию.
«Мы работаем, как работали на данный момент. Если надо будет пройти какие-то дополнительные процессы сертификации, то мы к этому готовы», – говорит Титов.
Александр уверен, что его зверинец выдержит проверку в отличие от сотни других по всей России.
«Мы спасали животных из двух контактных зоопарков. Потому что владельцы просто бросают животных, уезжают. Мы приезжали, их оттуда вызволяли, пристраивали», – рассказал председатель межрегиональной общественной организации Альянс защитников животных Юрий Корецких.
Юрий Корецких этот закон считает своей личной победой. Принять его зоозащитник требовал восемь лет. Даже голодовку объявляли с единомышленниками.
«Мы пришли к Думе, там обосновались и никуда оттуда не уходили. Я в течение 14 дней, Вера продержалась 11 дней и потеряла сознание, ее увезли на скорой», – говорит Корецких.
Юрий заработал обезвоживание и потерял 10 килограммов, но, уверен, помог сохранить жизни множества животных. Ведь изменилось главное – статус животного. Если раньше по закону они считались имуществом, то теперь это существа, способные испытывать эмоции и физические страдания. Почти как человек. А потому и наказание за убийство и даже мучения животинки теперь уголовное - от трех до пяти лет тюрьмы.
«Обыкновенная трубка, в ней находится шприц, и мы легко, видя собаку, можем прицелиться и сразу попасть в животное», – рассказывает генеральный директор Центра зоозащиты «Добрый город» Михаил Шаронов.
Отловом беспризорных собак Михаил занимается с 2016 года. Уже тогда в его дротиках был не яд, а снотворное. Псов все эти годы он ловит по программе ОСВВ – отлов, стерилизация, вакцинация и возврат в свою среду. И если раньше такое гуманное отношение к животным было лишь делом совести, теперь – закон.
«Если ловец поймал животное, он обязан в течение 20 минут погрузить его в машину и отвезти в центр временной передержки, там его осмотрит ветеринар. Животное будет избавлено от паразитов, провакцинировано. Обязательно стерилизовано или кастрировано. И через 10 дней выпущено в то же место, где оно было поймано», – пояснил Михаил Шаронов.
Впервые в России введено понятие «жестокого обращения с животными». Человек теперь по закону отвечает за тех, кого приручил. Утопить котят или выкинуть надоевшего питомца безнаказанно уже не удастся. Но и приютить у себя в квартире теперь можно не каждого зверя.Но осторожно, чтобы не обидеть котика.
«Тигры и леопарды в квартирах – это нормально? Да это абсурд, бред. Но в законе это не было прописано. И только в московских квартирах у нас проживают 300 опасных кошачьих: тигров, леопардов, пантер», – рассказала заместитель председателя Государственной думы Ольга Тимофеева.
Один из них рыська – уже восемь лет живет в квартире на севере Москвы, смотрит на мир через сетку балкона десятого этажа. А мог бы быть сейчас воротником или шапкой, шутит хозяин. Котенка хозяин Александр взял на звероферме и расставаться не собирается.
«Самое страшное, это когда он дуть начинает. Если его обидеть, он может на компьютер надуть. Или клавиатуру лапами подрать. Ну дует он, конечно, больше, чем кошка, но обижать не надо», - отметил владелец рыси Александр Любарский.
По новому закону четвероногих нелегалов из квартир не заберут, но зафиксируют, а владельцам не позволят приобретать новых экзотических питомцев. Список тех, кто под запретом, еще в разработке, как и перечень особо опасных пород собак: их нельзя будет выгуливать без поводка и намордника.
Корги Дори вряд ли попадет в этот список, но и он скоро почувствует перемены: гулять теперь будет только на собачьих площадках. А хозяйка Наталья обязана убирать за своим питомцем.
«Убирать за собакой в городе необходимо, потому что есть, например, собаководы, которые считают, что гораздо лучше оставлять фекалии, чтобы они утилизировались в природе естественным образом. Но боюсь, если в городе три млн домашних собак, это не поле, на котором растет рожь. Мы не в тех условиях», – уверена собаковод Наталья Дорунова.
Непонятна пока и судьба котокафе. Посетители здесь общаются с кошками. Не контактный зоопарк, скорее – особый вид приюта. Животные сюда попадают с улиц. Больные и искалеченные. Их лечат, вакцинируют, а потом подыскивают хозяев. В новый дом отсюда уехали больше 100 кошек.
«Для них это бы был настоящий удар, потому что около 40 кошек неизвестно куда делись бы. Тот, кто будет отвечать за этот закон, будет отделять, как говорится, мух от котлет», – отметил директор котокафе Илья Смирнов.
«У нас везде либо защитники животных, либо люди, пострадавшие от животных. Общество разделилось на две половины, и найти ту грань очень сложно. Многие нормы – отсылочные: они начнут действовать через два-три года. Но это уже колоссальный шаг вперед, который делает сегодня Россия», – пояснила Ольга Тимофеева.
В законе об ответственном отношении к животным 21 статья. По некоторым наказания пока нет. У чиновников есть 180 дней, чтобы составить подзаконные акты. Там пропишут, кто и как будет следить за исполнением новых правил.
Читайте также:
Подробнее в сюжете: Программа Вместе