Крещение в Гудзоне и Неве: как пилоты спасали людей посадкой на воду

15:40 15/01/2019
Крещение в Гудзоне и Неве: как пилоты спасали людей посадкой на воду
ФОТО : Википедия / Chris Gardner

10 лет назад американский пилот спас жизни 150 человек, посадив пассажирский самолет на реку Гудзон в Нью-Йорке. Этот удивительный случай – не единственный в своем роде. Советским и российским пилотам приходилось сажать самолеты с десятками пассажиров и на реку посреди мегаполиса, и в тайгу, отмечает телеканал «МИР 24».

15 января 2009 года аэробус А-320 вылетел из нью-йоркского аэропорта в Северную Каролину. Спустя 90 секунд в него врезалась стая птиц, оба двигателя вышли из строя. Пилот Чесли Салленбергер решил сажать судно на воду. Как оказалось позже, это был единственный возможный вариант, при котором могли выжить все пассажиры. Командир провел лайнер над мостом Джорджа Вашингтона и практически без проблем приводнил его. Люди вышли на крылья судна, через несколько минут их подобрали проплывающие мимо суда. Серьезные травмы тогда получили пять человек, но никто не погиб. А Салленбергер стал национальным героем.

Посадка в Ижме: легенда о стакане

История авиации знает немало примеров рискованных посадок самолетов, когда все заканчивалось благополучно благодаря мастерству экипажа и удачному стечению обстоятельств. Один из самых ярких – посадка в тайге близ поселка Ижма пассажирского Ту-154М авиакомпании «Алроса» 7 сентября 2010 года. В тот день самолет летел в Москву из города Удачный в Якутии, на его борту находились 72 пассажира и девять членов экипажа. Полет проходил на высоте 10 600 метров, когда из-за неисправности аккумуляторных батарей исчезло напряжение в бортовой электросети, перестало работать навигационное оборудование, а потом пропала радиосвязь. Поскольку выключились электрические топливные насосы, в распоряжении экипажа оставалось чуть более трех тонн керосина. Это 30 минут полета, за которые требовалось найти место приземления и посадить самолет.

Снизившись и пробив облачность, пилоты повели лайнер над рекой Ижмой в расчете подыскать участок русла без изгибов и приводниться. И тут – счастливая случайность: в поле зрения экипажа попал старый аэродром в тайге. И командир корабля Евгений Новоселов принимает решение о посадке. Он дважды проводил самолет над аэродромом, примериваясь к короткой взлетно-посадочной полосе, и на третий раз повел его на посадку. Лайнер уверенно коснулся полосы, покатился по ней, но, поскольку ее не хватало для полной остановки, еще на 180 метров углубился в лес. 

Находившиеся на борту, в том числе беременная женщина, успешно эвакуировались по надувным трапам. Никто не пострадал. Неожиданная посадка даже несколько развлекла пассажиров, которые тут же разбрелись по грибы и ягоды.

С этой посадкой связана одна легенда, согласно которой пилоты заменили вышедший из строя авиагоризонт (прибор, по которому определяются углы наклона самолета) стаканом с водой. На самом деле никакой стакан летчикам помочь не мог, поскольку центробежные силы и силы инерции удержат уровень жидкости в нем параллельно приборной доске. И самолет сажали «на глаз». Но мимо стакана могли пройти не все, в том числе создатели фильма «Елки-2», в сюжет которого вплели историю, в основу которой легла посадка в Ижме. При этом прообразом смотрителя аэродрома (его сыграл Владимир Меньшов), на котором давно уже не ждали никаких самолетов, стал Сергей Сотников, 12 лет на голом энтузиазме содержавший полосу в отменном состоянии. Он как будто ждал этот Ту-154. И это уже чистая правда.

Добавим, что самолет восстановили. В марте 2011 года он взлетел с таежного аэродрома, сделал прощальный круг и потом служил под собственным именем «Ижма» до сентября прошлого года, когда закончился сертификат его летной годности. Теперь он на заслуженном отдыхе в музее авиации в новосибирском аэропорту Толмачево.

«Иду на Неву»: чудо в Ленинграде

21 августа 1963 года ленинградцы стали свидетелями удивительного зрелища: в центре города на Неву сел пассажирский самолет. Успешное приводнение стало финалом драмы, начавшейся в тот день с вылета Ту-124 компании «Аэрофлот» из Таллина в Москву. На борту лайнера находились 45 пассажиров и семь членов экипажа.

После взлета выяснилось, что передняя стойка шасси до конца не убралась, ее заклинило. Аварийную посадку решили совершать на аэродроме «Шоссейная» в Ленинграде (сегодня – «Пулково»). Пока лайнер вырабатывал топливо, экипаж пытался выпустить стойку беспрецедентным для мировой авиации способом – с помощью шеста через пробитую дыру в полу. 

Но беда одна не приходит: перед самой посадкой остановился сначала левый двигатель, потом правый. В результате самолет начал планировать с полуторакилометровой высоты над самым центром Ленинграда. Оставался последний шанс – садиться на Неву. Командир воздушного судна Виктор Мостовой передал управление второму пилоту Василию Чеченеву, который служил в морской авиации и имел опыт посадки самолета на воду. Чеченев сумел сориентировать лайнер именно так, чтобы при касании поверхности Невы он не «нырнул» и не ударился хвостом о воду.

Самолет уверенно приводнился в районе Финляндского железнодорожного моста, пролетев перед этим буквально в метрах над крышами домом и строящимся мостом Александра Невского. Его оперативно отбуксировали к берегу и эвакуировали пассажиров. Ту-124, набрав на борт воды, через некоторое время затонул, его потом подняли и отправили в Тамбовскую область в качестве тренажера для курсантов летного училища.

Пилоты оказались и героями, и виновниками форс-мажора одновременно. По одной из версий, они настолько «увлеклись» стойкой шасси, что упустили момент, когда топлива еще хватало, чтобы долететь до аэродрома. Как бы там ни было, летчики спасли десятки жизней. Всего в мировой летной практике известен 21 случай посадок пассажирских самолетов на воду, и посадка на Неву – один из семи, обошедшихся без жертв.

Самый подробный рассказ о той посадке Ту-124 – в документальном фильме МТРК «МИР» «Иду на Неву».

Водная гладь вместо ВПП

Что касается успешной посадки на воду больших пассажирских самолетов с десятками людей на борту, то таких случаев единицы.

16 октября 1956 года Boeing 377 компании Pan Am летел из Гонолулу в Сан-Франциско, когда над Тихим океаном отказали два двигателя из четырех. Лайнер успешно приводнился, все находившиеся на его борту перебрались на спасательные плоты и вскоре были подобраны катерами береговой охраны.

22 ноября 1968 года DC-8 компании Japan Airlines, направлявшийся из Токио в Сан-Франциско, приводнился близ побережья США. Это уникальный случай в том смысле, что экипаж полагал, что сажает самолет на аэродром. Оказалось, что пилотов обманул неисправный радиовысотомер. Неожиданное приводнение прошло идеально, и более ста человек находившихся на борту, не ощутили никакого дискомфорта – до того момента, как посмотрели в окна. Впрочем, их быстро переправили на берег. 

Отметим еще одно приводнение в исполнении советских пилотов. 17 июля 1972 года Ту-134 проходил испытательный полет в Московской области: электрооборудование тестировали на предельных режимах. В какой-то момент оно не выдержало нагрузки, топливные насосы замерли, и двигатели остановились. Пилоты аккуратно посадили лайнер на гладь Икшинского водохранилища, никто из экипажа не пострадал.

Подвиг по расписанию

Незаурядное мастерство, чтобы посадить самолет, пилотам приходится демонстрировать постоянно. Вот совсем свежий пример. В аэропорту британского Бирмингема совершил посадку в условиях сильной турбулентности и ветра самый большой пассажирский самолет в мире – Airbus A380. Перпендикулярно взлетно-посадочной полосе дул сильнейший ветер, хлестал дождь. Первым в таких условиях попытался зайти на посадку Embraer E-Jet британской компании Flybe. На кадрах видеозаписи видно, как ветер едва не опрокинул судно, самолет не смог приземлиться и улетел в другой аэропорт. Следующим попытался сесть Airbus A320 Easyjet, но две попытки оказались безуспешными: судно буквально сдувало с курса, и его также направили в другую гавань.

Увереннее всех выглядел Airbus A380 компании Emirates. Его тоже сильно раскачивало при приземлении, но пилоты справились с посадкой. Насколько серьезным был риск, известно только экипажу.