Первоклашке из деревни Сапегина в Свердловской области приходится в холодную погоду добираться до учебы на санях. О нелегком пути к знаниям – корреспондент «МИР 24» Максим Красоткин.
Еще нет и семи утра, а первоклассник Артур Панов с дядей Сашей и папой Димой на дровнях обновляет путь до остановки, где его подберет школьный автобус. Кобыла Лейла уверенно идет сквозь спящую деревню, и главный пассажир живет с местностью в одном ритме.
Вряд ли первоклассник знает, кто такой Ломоносов, но, наверное, так же основатель Московского университета ехал на учебу в Москву. По накатанному зимнику сани идут быстро, и почти не трясет на ухабах. Мороз, кажется, сделал то, что не могут местные власти. Но стоит солнцу растопить лед, и поездка в школу превратится в приключение.
«Гребут, но осенью не знаю как. По грязи придется на телеге», – сказал житель житель деревни Сапегина Александр Панов.
Уже на остановке в соседнем селе Артур Панов меняет одну лошадиную силу на 150, сколько под капотом у школьного ПАЗика. Сюда к назначенному времени подтягиваются и остальные. Это конечная точка, куда доходит «маршрут знаний». Кажется, от такой славы первоклашке Артуру не по себе. К нему в школу и в деревню зачастили журналисты. Здесь и рады бы продлить маршрут автобуса до его дома, да не позволяют нормативы.
«Маршрут у нас строго утверждается и регламентирован правилами безопасности. Поэтому автобус имеет право останавливаться только в месте посадки и высадки детей», – заявила директор Байкаловской средней школы Светлана Папулова.
По тем же правилам, утвержденным автоинспекцией, остановка должна быть только там, где есть асфальт. Ведь на грунтовке автобус может застрять, а то и вовсе съехать в кювет. Всякий раз Нина Панова, мама Артура, вспоминает, как сама 30 лет назад так же ездила на санях в школу.
«Я ездила, и сын мой ездит, и еще один сын будет ездить, осенью пойдет в школу. Будем так же страдать, в грязь - не в грязь, в холод - не в холод, а куда деваться», – говорит Панова.
Деревня Сапегина затеряна где-то между Тюменью и Екатеринбургом. В 19 веке ее основал ссыльный крестьянин Прокоп Сапега, но с тех пор тут мало что поменялось. Местные жители о строительстве дороги говорят через призму российской истории.
«Нам дорогу обещали в 1985 году построить. Перестройка, нашли какого-то Горбачева, выбрали. Дальше Ельцин переворот устроил, все заглохло», – рассказывает житель деревни Сапегина Анатолий Титков.
Иногда глохнет и старый трактор, на котором в распутицу тут ездят в магазин. Не иссякает только активность жителей в стремлении получить то, что стало привычно даже в соседнем селе.
Дорогу жителям деревни Сапегина обещают уже не первое десятилетие, но всякий раз вместо асфальта появлялось что-то другое. Несколько лет назад поставили таксофон. Вещь, конечно, нужная, но мобильная связь все-таки удобнее и к этой точке цивилизации в глубоком снегу нет даже следов. По нему можно вызвать скорую помощь, но редкий врач доберется до Сапегина.
«Болел ребенок, а скорая отказывалась ехать. Говорят, что мы не можем ничего сделать, как-нибудь вывозите сами. Они опять запрягают лошадь и вывозят ребенка до Шалам. Там ждет скорая, им деваться некуда, а то застрянут здесь», – говорит жительница деревни Сапегина Надежда Титкова.
Дорога в деревню, словно нить, на которую нанизаны проблемы селян и с ней же связаны мечты: что пустят автобус и может даже откроют магазин. Местный совхоз пока еще продолжает засеивать поля вокруг деревни, но скорее вопреки здравому смыслу и выгоде.
«Во время полевых работ бездорожье не дает нам нормально произвести уборку, перевести зерно с полей. Корма на хранилище. Потери есть, производство нашей продукции становится невыгодным», – пояснил руководитель СПК «Шаламовский» Владимир Охоткин.
Помимо совхоза здесь работают и частные фермеры. Отец и сын Соколовы из одноименной деревни, это рядом с Сапегина. Анатолий думает весной уже и не сеять пшеницу. Стоит только собрать урожай, как дожди размывают грунтовку и весь крестьянский труд насмарку.
«Мы сколько раз тут чуть машину не опрокинули с зерном. Бывало так, что моста не было, и мы в реку опрокидывали с зерном и все уплывало», – рассказал фермер Анатолий Соколов.
В советское время асфальт протянули до села Шаламы. Вместе с ним провели даже водопровод. Давнюю московскую шутку о том, что за МКАД жизни нет, в селе Шаламы немного переиначили, но смысл остался такой же. Ведь именно здесь заканчивается асфальт и начинается бездорожье. Просто какой-то стык двух цивилизаций.
Всего в четырех километрах отсюда Сапегина совсем другой мир. Местные жители, куда только не обращались. Областная прокуратура даже провела проверку и подала в суд, который обязал местную администрацию сделать дорогу. Пока же нашли только фирму, которая согласилась разработать проект.
«Стоимость проектно-сметных работ составляет 7,35 млн рублей. Это большие деньги для бюджета. Собственные доходы составляют 23 миллиона», – говорит глава Байкаловского сельского поселения Дмитрий Лыжин.
Стоимость самой же дороги может обойтись в 200 млн рублей. Несколько бюджетов Байкальского района. Но здесь рассчитывают на федеральные деньги. За эту сумму хотят не просто уложить асфальт, а поменять облик всей деревни.
«У нас тут попадает населенный пункт и Сапегина, там две улицы: Мира и Заречная. Все будут заасфальтированы. Еще в Шаламах есть водопровод, он старый, 70-х годов, будет перекладка, это все тоже надо переделывать», – заявил Лыжин.
Все обещают сделать к 20-му году. Местные говорят: запрягали долго, то может хоть поедут быстро.
Читайте также:
Подробнее в сюжете: Программа Вместе