Суровая русская зима: ни проехать, ни пройти

19:42 03/02/2019

На границе Подмосковья и Калужской области прошел ледяной дождь. За ночь дорога не успела оттаять. За последнюю неделю столбик термометра резка менялся. Еще в понедельник в Московском регионе был сильнейший за последние 70 лет снегопад. Его разгребают до сих пор. Жители некоторых регионов уже почти месяц не могут выбраться из снежного плена. О суровой русской зиме корреспондент «МИР 24» Владимир Сероухов.

Национальный вид спорта в Саратове – толкание автобуса. Саратовцы в этой дисциплине лидируют. Январь подарил им множество тренировок. Снега выше крыши. Сольные выступления с личными автомобилями – обычное дело. Из колеи никуда не деться. Счастливчики, откопали машины. Легковушка Валерия успела вмерзнуть. Вот-вот расчистит и поедет. На дорогах, говорит, как на войне.

«Ужас, просто невозможно ездить вообще. Или тебя «бахнут», или ты кого-нибудь», – сказал водитель.

Отказаться от машины который год призывают в Ярославле. Там действует акция «снежный билет». Достаточно показать права, техпаспорт, и тебя бесплатно пустят в общественный транспорт. Автомобилисты, правда, на идею смотрят без энтузиазма.

«Я не стал пользоваться «снежным билетом», потому что посчитал это пустой тратой времени. Если город не чистят, то и общественный транспорт стоит на месте. Тем более, сегодня было опубликовано видео, как пассажиры толкают с остановки маршрутку», – говорит житель Ярославля Владимир Русанова.

У ярославцев и саратовцев нашлось много общего. Снег и зимние забавы, но в Поволжье пошли дальше. Со снежными заносами в Саратове ушла воевать армия. Бульдозер на артиллерийском тягаче пробивает дорогу к селам. Военные прошли 150 километров дорог, и все-таки победили. Дворник Владимир Гротов один из тех, кому удалось выбраться. Его отряд дошел до столицы.

«Я с саратовской области, у нас там все занесло. Я в этот момент как раз дома был, не мог сюда попасть, выехать. Дорог не было, ждали пока дороги пробьют», – говорит дорожный рабочий Владимир Гротов.

Он расчищает улицы от грязи, но это просто его работа. 60 тысяч коммунальщиков бок о бок боролись со стихией в Москве. Их поле боя – дороги, дворы и парки. На снег бросили тяжелую технику. То был один из самых тяжелых боев: снег валил 37 часов. Дворникам в тягость, автомобилистам в радость. В восторге и продавцы инвентаря – снегопад для них золотая жила.

«На лопаты спрос превысил все ожидания – в 2,5 раза относительно прошлого года по всей сети. Били все рекорды автомобильные лопаты-скребки. У автомобилистов они пользовались неимоверно высоким спросом», – отметил  продавец Вадим Возной.

Предприимчивые россияне предлагают свои услуги, лопаты, помощь и хорошую компанию. Сезон в этом году у них может выдаться долгим. Все-таки снегопад был рекордным. Такого, говорят метеорологи, 70 лет не было.

«До середины марта снег будет. Потому что при такой высоте, которая уже превышает в полтора раза климатическую норму, еще выпадение снега предопределяет, что март не будет бесснежным», – уточнил директор Гидрометцентра Роман Вильфанд.

Снегопад раскрыл в москвичах все лучшее: прохожие толкали машины, кто-то подвозил, но какой в этом толк, если придется ждать в пробках. Столица очень быстро встала. Пешеходы тоже вынуждено снизили скорость. Все-таки больше половины месячной нормы. Снегопад кого-то только не вывел на улицу. Оля, Яна и Таня решили заняться йогой в сугробе. Вообще-то они художницы. Снег для них непаханое поле.

К трудностям готовы и московские аэропорты. Диспетчеры в Домодедово уверяют – ни один снегопад в этом году к апокалипсису не привел. Ни на земле, ни в воздухе. Для российских летчиков вполне летная погода. А вот иностранные пилоты перенервничали.

«Иностранные воздушные суда – немцы, например, – на прямой зачастую два или три раза могут запросить ветер. У русских экипажей этого нет», – поделилась авиадиспетчер ГК ОрВД Светлана Кизилова.

Зима – самое сложное время года для воздушной гавани. Ни один самолет не взлетит без обработки, чтобы он льдом в небе не покрылся. В зависимости от погоды может уйти от пары сотен литров до тонны этой жидкости. А сколько реагента уходит на обработку полосы и вовсе не сосчитать. В Домодедово их две. Пока одна закрыта на уборку, другая принимает самолеты.

«Гололеда на полосе нет. Реагенты не топят лед, они не дают ему образоваться», – уточнил начальник аэродромной службы аэропорта Домодедово Иван Перминов.

Ни один самолет не сядет, если на полосе больше сантиметра снега – это правило, над которым невластна даже погода.  Кто сумел подчинить себе природу, так это российские военные. Обрушившаяся сель заблокировала Бурейское водохранилище. Без взрывчатки никак. 

«Я думаю, не получилось бы механическим способом. Нужны были взрывные работы. С них надо было начинать. И бульдозер не поставить», – говорит начальник инженерных войск вооруженных сил РФ Юрий Ставицкий.

Такого раньше не делали нигде в мире. 50 тонн тротила и Бурея снова в привычном русле, и уровень воды стал снижаться. Военные спасли деревни вниз по течению, ведь весной им угрожало затопление. Кого точно стихия не тронула, так это пассажиров московской подземки. Там быстро, тепло, wi-fi, толкаться надо только в час-пик. А пробки и взрывы только на экранах мобильных.