Заветный «Нобель», видимо, не достанется нынешнему президенту США. По крайней мере, не в этот раз. Хотя его уже выдвинули как миротворца, срыв переговоров с северокорейским лидером помешал честолюбивым планам. Все подробности – у корреспондента телеканала «МИР 24» Романа Никифорова.
44-й президент США Барак Обама еще и года не отработал на своем посту, а уже получил Нобелевскую премию мира. За одни лишь обещания. Его сменщик Дональд Трамп над предшественником потешался, но и сам не прочь был стать лауреатом. И когда его кандидатуру выдвинул японский премьер за переговоры с Северной Кореей, никто не удивился. Дональд должен иметь то же, что и Барак.
«Я сказал спасибо. Может, я и не получу ее. Это не проблема. Они же дали ее Обаме. Так он даже не понял, за что», – сыронизировал Трамп.
И вот Трамп отправился за «Нобелевкой» в Ханой. Действовал по науке: начал с обещаний.
«Завтра у нас будет великий загруженный день, и мы, вероятно, быстро пообедаем. Многие вещи будут решены», – обещал он.
Но этот план не сработал. На следующий день лидеры прогулялись по территории отеля, попозировали, пообщались. И только. К соглашению не пришли, документов не подписали и даже от трапезы отказались. Хотя их ждали снежная рыба, фуа-гра и пирог «Баноффи» из бананов. Впрочем, меню от Трампа осталось прежним: все будет хорошо, но не сегодня.
«Это были очень продуктивные два дня, но иногда приходится ходить пешком», – резюмировал он.
Провал переговоров выглядит тем более странным, что корейцы и сегодня дают понять, что готовы к компромиссам.
«Если Соединенные Штаты согласятся отменить частичные санкции в отношении обычных людей, то КНДР навсегда и полностью демонтирует все ядерные производственные объекты», – заверил министр иностранных дел КНДР Ри Йон Хо.
Есть версия, что Трампу помешали соратники.
«Утверждают, что присутствовавший на переговорах Болтон внезапно заявил, что речь идет не о денуклеаризации, а о лишении Северной Кореи оружия массового поражения вообще», – отмечает сотрудник Центра корейских исследований Института Дальнего Востока РАН Константин Асмолов.
Другой вариант: Трамп решил отложить соглашение сам. Мол, не до «Нобелевки».
«В следующем году выборы в США, он пойдет на второй срок, и ему, конечно, горячая картофелина, горячая новость как раз тогда бы была», – уверен ведущий научный сотрудник Центра корейских исследований Института Дальнего Востока РАН Евгений Ким.
Кто не удивился, так это российский министр иностранных дел Сергей Лавров. Точный прогноз он дал за три дня до саммита.
«Жесткая ультимативная позиция, с которой Вашингтон начинал эти переговоры, не принесет результатов. Как это – заставить людей разоружиться, а потом… Ну, разоружили уже Саддама Хусейна один раз через жульнические приемы, разоружили Каддафи, и потом известно, чем все это закончилось», – напомнил Лавров.
А вот антураж, в отличие от самого события, не разочаровал. Кажется, в Ханое к саммиту готовились, как к карнавалу.
Один из местных парикмахеров предложил своим клиентам стрижки – под Трампа или Кима. Совершенно бесплатно.
…А вот альтернативная встреча двух лидеров: двойник американца – из Канады, корейца – из Австралии.
«Мы с тобой здесь, чтобы политику снова сделать великой. Верно? Я имею в виду, комедию сделать великой», – заявляет Рассел Вайт, двойник Дональда Трампа.
А в одном из ресторанов ирландский шеф-повар предлагает новинки: бургеры «Ким Чен Ням» и «Грязный Дональд».
««Грязный Дональд – это американская классика. Как сам мистер Трамп, такой же экстравагантный. Это двойная говядина, двойной бекон, двойной сыр, жареные маринованные огурцы. И чтобы соответствовать некоторым противоречиям, которые его окружают, мы добавили русскую заправку», – объясняет Колин Келли, шеф и владелец ресторана «Грязная птица».
Обсуждают еще одну деталь. Глава КНДР во Вьетнам не прилетел, а приехал на бронепоезде, которым пользовались его дед и отец.
2002 год. Генерал-лейтенант Пуликовский – тогда он был полпредом президента на Дальнем Востоке – путешествует с прежним главой КНДР Ким Чен Иром по России. На том самом поезде.
«Мы сидели у него в кабинете, пили пиво, смотрели в окно», - вспоминает Константин Пуликовский, генерал-лейтенант запаса, в 2000-2005 гг. полномочный представитель президента РФ в Дальневосточном федеральном округе.
По словам Пуликовского, северяне знают толк в комфорте. Даже в вагонах сопровождающих всего по шесть купе. И каждое как небольшой гостиничный номер: два спальных места, столик, видеомониторы, свой туалет и душ.
«Пластик, ткани, кожи – современная такая отделка. Никаких излишеств, канделябров золоченых. Ничего такого не было. Все очень добротно, хорошо», – отмечает он.
А вот слухи о защищенности состава сильно преувеличены. Из полутора десятков вагонов укреплены только четыре: апартаменты первого лица, его рабочий кабинет, ресторан и передвижной гараж с лимузинами. Пуленепробиваемые стекла, частично усиленные стены, а настоящая броня только на полу.
«Металл должен быть толщины 3-5 мм. Как на БТР. Пулевое, осколочное поражение, которое не пробивается. Потому что, если тяжесть вагона будет больше, рельсы никакие не выдержат», – говорит Пуликовский.
Плюс полная герметичность – защита от радиации и газов. Ким Чен Ын добавил в «семейный состав» и кое-что от себя, освежил интерьер и начинку.
«Обязательно должна быть система подавления дронов, которые могут летать. Непременно будет система радиоэлектронной борьбы, чтобы не прослушивалось», – перечисляет Сергей Сигачев, основатель портала Transsib.ru.
Но почему именно поезд, а не самолет? Что это, аэрофобия? Или символический жест: мол, ничего не боюсь и могу позволить себе длительный заграничный вояж?
«Ким Чен Ын, конечно, добился своей цели. На него смотрят, все слушают его. И самый главный, самый сильный человек мира, президент США, называет его чуть ли не другом, хвалит его за глубину, за мудрость», – отмечает политолог Дмитрий Михеев.
Вот и дома у корейского лидера все хорошо. О нем помнят, его ждут.
«Даже того, чтобы не спать всю ночь и думать о нем, недостаточно. Я думаю, что наше счастье и блестящее будущее гарантированы после такого долгого путешествия нашего дорогого лидера», – говорят корейцы.
Трампа дома любят меньше. Но, судя по его комментариям, и он вполне доволен собой. Сплошной позитив. И только один минус: после переговоров в Ханое мир так и не стал безопаснее.
Читайте также:
Подробнее в сюжете: Программа Вместе