27 марта – Всемирный день театра. Кулисы, костюмерная, гримерка, сцена – все, что связано со сценическим искусством, сегодня уже не является чем-то недоступным, и современные горожане все чаще опровергают утверждение о том, что актерами становятся только те, у кого есть талант. В наше время многим людям становится мало быть простыми наблюдателями за тем, что происходит на сцене. Они хотят сами принимать участие в шоу! Где учат раскрепощаться и не бояться сцены? Об этом – наш материал.
«Привет! Я – Катя, студентка, я пришла сюда, чтобы убрать зажимы и перестать бояться выступать перед людьми». «Здравствуйте, все! Меня зовут Ярослав, я работаю фитнес-инструктором, и недавно мне предложили снять фильм о моих тренировках. Я стал сильно нервничать, и съемки так и не состоялись. Здесь я хочу научиться вести себя раскованно перед камерой». «Здравствуйте! Я – Юля, таролог. Я всю жизнь мечтала быть Снежной королевой, а мне давали играть только снежинок. Сюда я пришла, чтобы сыграть если не королеву, то хотя бы Снегурочку». Так, по очереди, представляются будущие студенты одной из московских театральных студий.
Они – обычные горожане. У всех есть работа или учеба, какие-то дела. Но два раза в неделю они приходят сюда и на три часа забывают обо всем этом. В студии даже есть такой ритуал: нужно оставить все мысли за дверью, стряхнуть с себя все, и только после этого заходить в класс. Здесь учат рисовать телом разные фигуры, варить «невидимый» борщ, действовать в предлагаемых ситуациях, гулять по фантастическим планетам в виде воображаемых существ, изображать то жару, то холод, быстро читать скороговорки, «посылать голос» в спину партнера.
Это не про то, чтобы становиться профессионалом и зарабатывать своей игрой деньги. Поскольку в студии нет приемной комиссии и никто не скажет тебе, что ты бездарен, тут есть пространство, воздух, легкость, несерьезность. Здесь можно ошибаться и можно не делать «домашку» – не отчислят. Театральное мастерство в студиях – это хобби, и отношение к нему соответствующее. Сюда идут студенты, желающие раскрепоститься, руководители, которые хотят развить свои лидерские навыки, скучающие домохозяйки, скромные биологи и желающие вдохнуть новую жизнь в свои тексты журналисты. А также все, кому просто интересно попробовать себя в непривычном жанре актера на сцене.
Вся наша жизнь – игра
Тот, кто хоть раз задумывался о смысле жизни, наверняка приходил к выводу о том, что важен не столько смысл, сколько удовольствие от процесса, легкость и кураж. А что это, как не игра? У меня всегда вызывали зависть актеры и творческие люди, которые с легкостью могли перемещаться между трагедией и комедией, драму переворачивать в буффонаду и не быть заложником одного образа, а жонглировать «масками», с легкостью отказываясь от своего «Я».
Некоторые актеры, получившие сценический опыт, ловят этот запрос от общества и создают свои курсы и тренинги, раскрывающие творческий потенциал и навыки игры. Например, актриса Электротеатра Станиславский Елена Морозова создала свои тренинги под названием «Артпуляция». По ее словам, актерские практики дают возможность зайти в наше естество и перекодировать наше отношение к болезням и суждениям. Они также помогают избавиться от усталости, сбрасывать стрессы и заряжаться новыми силами.
Вадим Демчог, известный нам по роли доктора Купитмана в сериале «Интерны», организовал не просто тренинги, а целый проект под общим названием «Школа игры», в котором он и его ученики из театра «Арлекиниада» проводят обучение игре как образу жизни. Демчог, как оказывается, не только актер, но и кандидат психологических наук. Несколько лет назад он написал довольно глубокую книгу о феномене игры «Самоосвобождающаяся игра». Изложенные в ней идеи подхватили и решили воплотить их в жизнь ученики и коллеги актера. Так родилась «Школа игры». Демчог утверждает: «Роль – это своеобразный костюм или маска, которую вы набрасываете на себя в определенной ситуации. Актер – это пространство возможностей и индивидуальная творческая сила. Зритель – это территория осознанности или смотрящее пространство, частью которого мы являемся». Используя буддистские практики и опыт, наработанный на сцене, Демчог и его команда «вталкивают» участников тренингов в состояние «здесь и сейчас». «Научиться играть очень легко! Для этого нужно лишь осознать, что вы уже играете!» – убеждены авторы тренингов «Школы игры».
Сценки из жизни
Моя подруга Лена ходит на актерские курсы не для того, чтобы играть в спектакле (хотя, судя по ее успехам, ей вполне могут это предложить). Ей вообще изначально хотелось принимать себя, «устранить зажатость», немного пофантазировать, выйти из своих привычных ролевых моделей и попробовать себя в роли какой-нибудь жрицы, Клеопатры или Снежной королевы. «Ну, чтобы я такая в длинном платье плыла по сцене, а мои партнеры припадали к моей бледной руке», – мечтательно выводит Лена.
Пока же ей приходится тараторить скороговорки и бегать в зоопарк – наблюдать за животными. Это проверенный способ дать будущим актерам навык наблюдения за повадками – сначала животных, а потом и людей. Пока Лене все нравится, и ей уже важна не столько цель, сколько сам процесс. «Очень сильно развивается воображение, – говорит она. – Мы можем целый час, например, ходить по комнате и воображать, что мы находимся в разных мирах. То это джунгли, то – пустыня, то – инопланетный лес. И голоса сразу отключаются, и становится все так интересно и волшебно – как в детстве. Знаешь, я настолько отдыхаю на занятиях головой, что возвращаюсь в «серьезную» реальную жизнь совершенно другим человеком. Появляется какая-то легкость. И задачи по работе я стала решать более творчески». Лена работает в IT-индустрии, и эта деятельность только на первый взгляд связана исключительно с логическим интеллектом. Как выясняется, здесь часто включается и правое полушарие.
Среди моих знакомых нашлись еще люди, которые учились в театральных школах. Оказалось, что большинство из них в театральных студиях ищут способы раскрепощения, уверенности в себе, раскрытия творческих навыков и повышения своей профессиональной «капитализации». Я выслушала несколько историй, и оказалось, что не все они так же безоблачны.
Екатерина, 35 лет, работает в сфере организации мероприятий. Училась в школе-студии Дмитрия Брусникина
«Меня в студии впечатлило все! Совершенно новый опыт откровенности – и не только с самой собой. Ты выворачиваешь себя наружу, становишься обнаженным, ранимым, и в то же время в твоих руках начинает существовать нечто новое. Ты становишься творцом, и наблюдать этот процесс – это что-то невероятное!
У нас была сложная тема – творчество абсурдистов (Беккет, Введенский и прочие). Эти творцы создавали рефлексию в ответ на ужасы войны, и лично мне, человеку с мощной аналитикой, воспринимать то, что не имеет смысла, переключать свое сознание и пытаться переварить эти произведения было крайне сложно.
Но были и успехи. Есть очень короткая пьеса Беккета «Дыхание». Я легла на пол, шумно вдохнула, встала и легла в другую сторону, выдохнула. Все. Это просто гениальное произведение, и его можно показывать бесчисленным количеством способов.
Мы учились в павильоне Музеона в начале лета: занятия проходили два раза в неделю с 20:00 до 23:00 в течение двух месяцев. Мы получали задание на дом и приходили с уже готовым решением. На каждом занятии был показ и разбор-обсуждение с режиссером (в моем случае это были мои любимые Юра Квятковский и Сергей Щедрин).
Могу сказать, что для меня лично это было достаточно резко, без плавных вот этих вводных реверансов в сторону теории. И я к концу струсила, не стала делать отчетный показ. Нервы не выдержали. Но я вернусь, потому что это нереально здорово, и я хочу дойти до конца!».
Сколько стоит: Один модуль состоит из 12 занятий (6 недель) и завершается открытым показом. Стоимость модуля – 14 000 рублей.
Марина, 25 лет, журналистка. Театр-студия «Образ»
«Я пришла в студию, увидев на столбе объявление: «Образ. Школа жизни». У меня тогда был жизненный кризис, и перспектива того, что меня научат «правильно жить», привлекла. А «правильно» в моем тогдашнем понимании – это хотя бы спокойно, без слез и истерик. Я записалась на вводное занятие, которое обычно проводит сам руководитель школы – Сергей Базаров. Он рассказал, что нужно научиться входить в ресурсное, так называемое «состояние пустоты», состояние уверенности и легкости. Именно из него можно выразить любое настроение и сыграть любого персонажа на сцене, а в жизни – правильно ставить цели и легче их достигать.
Вторым, что меня зацепило, был его тезис о том, что мы сами делаем жизнь очень серьезной, а на самом деле она – всего лишь игра. Как актер, который играет на сцене, знает финал спектакля, и, тем не менее, увлеченно проживает свою роль, так и в реальной жизни: каждый из нас точно знает финал, но имеет возможность получать удовольствие от процесса игры. Все эти утверждения для меня тогда были просто словами, но их значение и действие я осмысливаю и воплощаю в жизнь до сих пор. Казалось бы, еще Шекспир про это говорил, но когда тот же тезис выражает твой современник, он перестает быть абстракцией и «древней сказкой», и превращается в стержень, вокруг которого ты выстраиваешь свою жизнь.
Решающим фактором стало то, что «Образ» существует уже давно, в нем работает устоявшийся коллектив молодых актеров, регулярно показываются студенческие спектакли, устраиваются выездные мероприятия и фестивали.
Мы занимались два раза в неделю по три часа. Причем, в течение одного занятия могли поменяться учителя. Например, с одним педагогом начинаем со сценической речи, а потом с другим переходим к практике состояния пустоты. За основу здесь принята система актерского мастерства Михаила Чехова. Здесь образ строится «от тела», а не «от чувств». То есть, сгорбившись, можно родить в себе состояние страха, тревоги, а стоит распрямиться – и появляется состояние уверенности в себе. Сначала нам давали теорию, а потом мы все пробовали на практике. Остаться незамеченным не получалось: от каждого мягко требовали участия. Поэтому самые закрепощенные все равно выходили на публику.
Для меня все шло хорошо – и сценки, которые мы делали, разбившись на небольшие группы, и импровизированные стендап-выступления, и даже парные этюды, на которых надо было разыгрывать конфликты.
В ступор меня ввели упражнения, где надо было показывать животных и маленьких детей. Этого мое закрепощенное эго вынести не могло – мне было очень не комфортно ползать по полу, мяукать или лопотать по-детски. Я начала смущаться.
А еще старшие ребята из «Образа» стали звать нас играть в «Игры на улице», которые предполагали не меньшее лицедейство, только уже перед прохожими – я и вовсе стушевалась. В результате, проучившись три месяца, я так и не дошла до постановки пьесы и игры на сцене в настоящих костюмах и декорациях. Но через несколько лет, повзрослев, я поняла, что все мои страхи – выступать на сцене или показаться кому-то смешной – рождает мой ум, а значит в моих силах от них избавиться. И сейчас я хочу снова пойти в эту школу – тем более, что она до сих пор живет и здравствует – и продолжить свои театральные опыты».
Сколько стоит: три месяца за 18 000 рублей. Количество занятий: 24 часа в месяц. Полный курс обучения актерскому мастерству – 9 месяцев (243 часа).
Ольга, 40 лет, домохозяйка, мама. Школа актерского мастерства «Smile»
«Выбирая курсы актеров в Москве, я смотрела на ценник. В студии «Smile» он был наиболее оптимальным, к тому же расположение школы – в пяти минутах от метро «Китай-город» – для меня было очень удобным. Придя на первое занятие, я поняла, что не ошиблась. В первую очередь, меня приятно поразили интерьеры пространства: кирпичные стены, светильники на металлических балках – такой лофт-дизайн мне очень нравится. Во-вторых, мне сразу понравился педагог. Янис Повилайтис – молодой театральный деятель с опытом работы в европейских театрах и участия в спектаклях известных прибалтийских режиссеров. Его конек – пластические постановки, и его танцевальное образование чувствуется сразу.
У меня бурю восторга вызвало упражнение, которое он дал на первом занятии: танцевать, представляя, что тело «ведет» то нога, то рука, то плечо, то бедра. Очень весело! Очень важно найти «своего» учителя, ведь наши еженедельные занятия длятся по шесть часов! Но мои страхи, что «я не выдержу», были напрасными. Наши встречи настолько увлекают, что не только не чувствуешь усталости, но ближе к концу даже новые силы появляются!
В «Smile», как я поняла, учат по технике Станиславского. Тут даются все стандартные упражнения, которые обычно проходят студенты театральных ВУЗов: память физических действий, поведение актера в заданных условиях, развитие мышечно-мускульной памяти, действия с воображаемыми предметами.
Отдельное внимание Янис уделяет голосу и дикции: мы подолгу разминаем речевой аппарат, пропеваем разные звуки и учимся «посылать» голос в нужном направлении, с теннисным мячиком тренируем скороговорки. Это важно не только на сцене, но и в жизни: я заметила, что стала говорить более выразительно, и голос у меня как будто стал более объемным.
Сначала мы все задания делаем в группе, а в конце отсматриваем этюды, который каждый готовил дома. Задания самые разные: например, представить, что ты готовишь салат, но все предметы – воображаемые. Нужно так сыграть, чтобы было убедительно. Или вообразить, что ты убираешься в комнате, и вдруг начинается землетрясение. После показа этюда мы даем «обратную связь»: говорим, что увидели, что понравилось, а что не убедило. Я думала, что легко со всем справлюсь, но когда ты оказываешься на сцене, перед десятками глаз, все становится более сложным. Но я стараюсь бороться со своими комплексами.
В группе я одна из самых старших. Средний возраст моих «одноклассников» – 26-27 лет. Но разницы не чувствуется: когда ты занимаешься творчеством, то забываешь про свой статус и возраст, и все становятся на один уровень».
Сколько стоит: три месяца стоят 18 000 рублей или один месяц – 7000 рублей. Количество занятий: 24 часа в месяц.
Татьяна, студентка, 17 лет, Музыкальный театр «Островский»
«Мне было очень сложно учиться в студии. Во-первых, я – девочка, и я теряюсь, когда на меня кричит взрослый мужчина, который намного больше меня в размере. Видимо, так велась работа с актерами: не крикнешь – не поймут. Но это было бы еще ничего, если бы меня не заставляли играть то, что я пока еще не умею. У нас не было занятий как таковых, сразу начались репетиции спектакля, автором которого был сам наш режиссер. «Сыграй мне девку!» – кричали на меня. Я сжималась, терялась и чувствовала себя самой непонятливой на Земле. Я не могла расслабиться, потому что чувствовала, что атмосфера на репетициях какая-то напряженная. Я хотела в студии убрать комплексы, но, по-моему, получила новые. Добило меня то, что меня заставили ходить на высоких каблуках, на которых я просто не умею стоять и не хочу учиться. В общем, до показа на сцене я так и не «дожила». Ушла оттуда и нашла другую студию, в которой мне намного более комфортно».
Сколько стоит: один месяц стоит 3000 рублей, если вам от 26 лет до 60, и 1500 рублей, если от 17 до 25. Занятия проводятся восемь раз в месяц.
Какие еще студии актерского мастерства есть в Москве:
Актерские курсы театра «Пятая студия», Gogol School, Актерская лаборатория Юрия Муравицкого, Школа Лары Дуран и другие.
Читайте также:
Подробнее в сюжете: Театр