Индиана Джонс XXI века: как возвращают украденные шедевры

12:53 26/03/2019

Голландец Артур Брэнд, также известный как «Индиана Джонс мира искусства», нашел пропавшую двадцать лет назад картину Пабло Пикассо.

«Портрет Доры Маар» был похищен с яхты саудовского шейха еще в 1999 году. Полиция оказалась бессильна, и следы шедевра на долгие годы затерялись, сообщает AFP.

Но в 2015 году Брэнду стало известно, что картина находится в руках криминальных деятелей Нидерландов. Ее часто использовали в противозаконных сделках.

В определенный момент «Портрет» оказался в коллекции местного бизнесмена, который не подозревал о ее «темном» прошлом. Брэнд связался с ним и добился того, чтобы картину передали правоохранительным органам.

Эксперты уже изучили полотно и подтвердили его подлинность.

Это не первый «подвиг» Брэнда. Он периодически ведет розыск предметов искусства, которые считаются безнадежно утерянными. Ниже – самые известные его достижения.

«Юность» Сальвадора Дали

Картина была украдена из музея в Спанбруке (Нидерланды) в 2009 году вместе с полотном польской художницы Тамары де Лемпицка «La Musicienne».

По словам очевидцев, налет совершили вооруженные люди в масках. Они, угрожая сотрудникам и посетителям пистолетом, забрали два экспоната и скрылись на автомобиле.

Брэнду удалось выяснить, что картины меняли владельцев не менее десяти раз. Спустя семь лет их передали некоему преступному сообществу в качестве платы за услуги. Его члены сами связались с «Индианой Джонсом», так как не хотели обвинений в уничтожении или перепродаже произведений искусства.

Они согласились вернуть картины при условии, что полиция не станет задавать лишних вопросов. После некоторых переговоров посредник вручил Брэнду шедевры, завернутые в старое одеяло, а тот, в свою очередь, передал их в Скотленд-Ярд.

Скульптуры, украшавшие вход в Рейхстаг

Два бронзовых коня, созданные скульптором Джозефом Тораком в 1939 году, некогда стояли у входа в здание Рейхстага.

В течение полувека искусствоведы считали, что они были уничтожены во время военных действий.

Но в 2010-х годах скульптуры вновь возникли из небытия – некий коллекционер объявил, что продает их за восемь миллионов евро.

Артур Брэнд, увидев фотографии коней, сперва счел их поддельными, но все же связался с продавцом. Чтобы не спугнуть его раньше времени, он представился чужим именем – Мосс.

В результате сложной операции, в которой принимали участие силы полиции, удалось обнаружить целую сокровищницу. На складе в Бад-Дюркхайме (юго-запад Германии) хранились три гигантских гранитных рельефа, изготовленные для Триумфальной арки в будущей столице империи Гитлера, шесть бронзовых фигур – и якобы погибшие кони Торака.

Произведения передали правительству Германии, а у незадачливых коллекционеров возникли большие сложности с законом.

Мозаика Святого Марка

Мозаика VI века с изображением Святого Марка была украдена из церкви Панайя Канакария на Кипре в 1974 году. Она успешно пережила иконоборческий период в Византии VIII-IX веках, но едва не погибла во время турецкого вторжения.

Поиски шедевра заняли несколько лет. Оказалось, что некая семья из Монако приобрела его еще в 1970-х годах. Продавец заверил, что мозаика не краденая, и те поверили ему на слово.

Брэнд отметил, что в свое время полотно буквально отдирали от стены, поэтому оно сильно пострадало. Но новые владельцы относились к нему очень бережно и даже отреставрировали за свой счет.

Когда он связался с ними, они согласились вернуть мозаику на родину – в республику Кипр.

Отметим, что розыски пропавших шедевров – не основная деятельность Артура Брэнда. Он владеет компанией, которая консультирует коллекционеров, помогая им отличить оригинальное произведение искусства от подделки.

Новый вид деятельности он начал осваивать в 2002 году, после того, как обнаружил, что вложил значительные деньги в фальшивки.

По словам Брэнда, лишь 5% украденных произведений возвращаются законным владельцам – они быстро переходят из рук в руки, а если ситуация становится опасной, преступники попросту уничтожают их.

Тем не менее, арт-детектив не собирается отказываться от своего занятия. По его словам, сейчас у него в «производстве» около двадцати дел, и со временем их не становится меньше.