«Мертвые души» украинских выборов: что покажет подсчет голосов

20:03 31/03/2019

Чуть меньше часа осталось до закрытия избирательных участков на Украине. Уже к 15:00, по данным ЦИК, проголосовала почти половина избирателей. МВД Украины зафиксировало более тысячи нарушений. Связаны они в основном с незаконной агитацией, подкупом избирателей и повреждением бюллетеней. Кстати, бюллетени нельзя фотографировать и выкладывать в социальные сети, это запрещено законом. Нельзя демонстрировать и показывать на участке, за кого ты отдал свой голос. Среди нарушителей замечены некоторые кандидаты в президенты и представители иностранных государств. «День выборов» по-украински – в репортаже нашего корреспондента Романа Никифорова.

Первым из основных кандидатов проголосовал Юрий Бойко. На избирательный участок в село Иванковичи Киевской области он приехал уже в 8 утра.

«Я проголосовал за мир, за то, чтобы в следующие пять лет не было войны, нищеты и разрухи», – заявил он.

Остальные лидеры голосовали в столице. Шоумен Владимир Зеленский сообщил о плане на случай поражения: будет готовиться к парламентским выборам. Напротив чьей фамилии поставил галочку, не уточнил.

Действующему президенту Петру Порошенко помогал внук и неосторожно наступил на длинный бюллетень. За что голосовал, Порошенко пояснил на украинском и на английском: «Я голосовал за Украину. Это ключевой момент, переход Рубикона. Невозврат – ни в Советский Союз, ни в Российскую империю».

С семьей на избирательный участок приехала и бывший премьер Юлия Тимошенко.

«Сегодня Украина перевела часы вперед, на весеннее время. Я верю, что одновременно и мы сделаем шаг вперед, к успешной, процветающей, европейской Украине», – заявила она.

Уже есть сообщения о серьезных нарушениях – незаконная агитация, подкуп избирателей, повреждение бюллетеней. А лидер Радикальной партии Олег Ляшко свой заполненный бюллетень показал журналистам. В МВД уже пообещали разобраться. За нарушение тайны голосования политику может грозить до трех лет тюрьмы. 

Еще один странный поступок – от британского посла на Украине. Джудит Гоф выложила фото в твиттере с бюллетенем, естественно, не своим. Но передавать его посторонним запрещено.

А ведь Минюст Украины предупреждал. И даже рисовал мультики. Вместе с Канадским фондом международного образования чиновники придумали новый образ избирателя: гусь – не лапчатый, педальный, которому объясняют простые правила.

«Помни, что проголосовать можно только за одного кандидата».

В другом ролике возникает угроза демократии: гусь не находит себя в предвыборном… меню.

«Если тебя нет в списке, как можно скорее обратись с письменным заявлением в органы учета избирателей».

Но что делать, если вместе с белым гусем в реестре оказывается и серый, что существует только на бумаге? В мультиках ответа нет, впору вспоминать классиков.

«Я полагаю приобрести мертвых. Но таких мертвых, которые значились бы по ревизии как живые».

«Мертвые души» на избирательных участках обнаружили журналисты одного из украинских телеканалов. 

И такая чертовщина якобы по всей Украине. Вот в квартире киевской пенсионерки уже сотня жильцов. При дневном свете их не видно, но в коммунальные платежки аккуратно вписаны. Да что там сотня! Пока рекорд – за Одесской областью. Здесь есть замок зарегистрированных привидений. 800 избирателей в разваленном доме, где ночами устраивают шабаши наркоманы и бездомные.

А вот другое украинское СМИ нашло в реестрах реальных покойников. Причем известных: погибших представителей Донбасса экс-главу ДНР Александра Захарченко и экс-командира местного батальона Михаила Толстых, известного как «Гиви». Украинский Избирком прокомментировал: документы, подтверждающие смерть этих людей, не получал.

«Данные Реестра не могут быть изменены на основании публикаций в средствах массовой информации или социальных сетях», говорится в письме пресс-службы ЦИК Украины.

Впрочем, экспертов такая ситуация не удивляет.

«Данный реестр построен на переписи населения 2001 года. Более чем есть уверенность, что всех людей, которые по тем или иным причинам не могут голосовать, умерли за это время, просто не вычеркнули. Порядка 10 млн человек, а то и больше – это та цифра, в рамках которой могут наблюдаться манипуляции», – считает Денис Денисов, директор Института миротворческих инициатив и конфликтологии. 

«Сколько у нас умерло крестьян с тех пор, как подавали ревизию? – Многие умирали с тех пор. – А как примерно числом? – Да как сказать числом. Это ведь неизвестно, сколько умирало, их никто не считал, прости мою душу».

Но есть и обратная ситуация. Души живые, а избирательных прав меньше, чем у мертвых. Не смогут проголосовать почти три миллиона украинцев, находящихся в России. В том числе – бывший премьер Украины.

Николай Азаров комментирует одну из последних инициатив Киева отправить на участки представителей СБУ: «По закону о выборах силовые органы не имеют права находиться даже. Они могут охранять от экстремистов участки избирательные. Но участвовать в выборах им закон запрещает».

Свои патрули собираются выставить на участках и националисты, а вот наблюдателей из России на Украину решили вообще не пускать. При этом видеофиксация не предусмотрена, а боксы для перевозки бюллетеней будут самодельные – стандартные не закупили. Зато участников гонки аж 39 человек. Абсолютный украинский рекорд.

«Фестивальная демократия – это приблизительно то же самое, что происходит в Латинской Америке, только с южнорусским колоритом. Не столько это шоу ориентировано на людей, но на людей тоже, сколько на внешнего наблюдателя, который наблюдает и говорит: какие у них веселые выборы», – комментирует Алексей Мартынов, политолог.

Но и внешние наблюдатели могут вдруг разочароваться. Вот посол США в Украине неожиданно вспомнила, что некоторых претендентов обвиняли в подкупе избирателей.

«Команды кандидатов, которые прибегают к попыткам фальсификации голосов, должны привлекаться к уголовной ответственности. Государственные ресурсы не должны направляться против политических оппонентов», – заявила Мари Йованович.

А один из телеканалов назвал выборы неясными, нечеткими, а может, и сомнительными. Ведь теперь любому из кандидатов даже самой победы недостаточно. При желании ее может оспорить любой из 38 конкурентов – благо, повод найти несложно.