Тверской суд приговорил бывшего мэра Владивостока Игоря Пушкарева к 15 годам колонии строгого режима. В чем признан виновным дальневосточный градоначальник, выясняла корреспондент телеканала «МИР 24» Анна Деркач.
По эмоциям на их лицах сразу было понятно: такого сурового вердикта бывший мэр Владивостока и его адвокат явно не ждали. Беспрецедентный приговор за коррупцию судья зачитывал 10 часов.
«То, что мы сегодня услышали, нас очень расстроило. Не просто как людей, а как юристов. Потому что квалификация, которая была поставлена, по моему мнению, расходится с фактическими обстоятельствами», – сказал адвокат Игоря Пушкарева Константин Третьяков.
Следствие доказало: бывший мэр Владивостока создал организованную преступную группировку для хищения бюджетных денег. Схема незамысловатая: Пушкарев, будучи главой города, помог муниципальному предприятию «Дороги Владивостока» выиграть тендер на благоустройство города. Компания заключила договор на покупку стройматериалов у фирмы «Востокцемент» – подконтрольную мэру. Закупки проводились по завышенным ценам. Ущерб бюджету оценили в 158 млн рублей. Половиной суммы руководство «Востокцемента» поделилось с Пушкаревым. Суд посчитал это взяткой в особо крупном размере.
«Действительно, я тратил денег больше, чем получал зарплату, потому что у меня еще работает жена. Она является учредителем компании и получает доход. Например, за прошлый год порядка 25 млн рублей», – отметил экс-глава Владивостока Игорь Пушкарев.
Делать большие деньги Игорь Пушкарев научился еще студентом. На первом курсе устроился торговым агентом в фирму «Пусан» по продаже лапши быстрого приготовления. Владел ей южнокореец Кан Хюн Чол, который вскоре погиб при странных обстоятельствах.
«Его убили. Убили те, которые потом отняли бизнес, а директором «Пусана» стал Пушкарев. Я написала, проверили, установили – есть постановление, что у него поддельная трудовая книжка. На основании этой книжки он забрал все имущество фирмы», – говорит главный редактор газеты «Народное вече» Мария Соловьенко.
В 2010 году Мария Соловьенко провела собственное журналистское расследование. Изъяны в биографии мэра нашли, но делу ход не дали – истек срок давности. Через два года она поехала на ежегодную пресс-конференцию Владимира Путина, где рассказала об изменениях в городе после саммита АТЭС.
К саммиту АТЭС Владивосток хотели превратить в российский Сан-Франциско. На это потратили 760 млрд рублей: построили мост на остров Русский, новый терминал аэропорта, кампус Дальневосточного федерального университета, жилой микрорайон. Во дворах подальше от центра, говорит Мария, куда вряд ли заглянули бы иностранные гости, остались те же: грязь да разруха.
«Тараканы городом правят, крысы. Чрезвычайная ситуация у нас. Он вообще не занимался городом. Ему неприятно. У него красивая машина, красивый коттедж, себе он вылизал все в центре. А зачем ему простая жизнь людей? Если бы все эти чиновники собрались и сказали: «Да пошел ты вон! Ты – мошенник! У тебя фальшивая трудовая книжка». Он бы, возможно, сегодня не был на нарах», – говорит Мария Соловьенко.
Пушкарев занял кресло мэра Владивостока в 2008 году. Одним из его главных соперников в ходе избирательной кампании считали Николая Марковцева. Правда, в бюллетень его фамилия так и не попала, как и многих других кандидатов, имевших шансы на победу. Их документы, принятые и утвержденные, накануне выборов вдруг оказались недействительными.
«Игорю Сергеевичу зачистили поле, и он стал мэром Владивостока. Как они выборы проводили! Как из города Спасск-Дальний людей привозили, с цементных заводов по 20 автобусов работяг. Иначе бы им зарплату не заплатили», – рассказал депутат Законодательного собрания Приморского края третьего созыва Николай Марковцев.
Пушкарев, вспоминает Марковцев, старался быть настоящим хозяйственником. Однажды закупил немецкую уборочную технику на компьютерном управлении. Только рабочих из ЖЭКа не обучил. В первый же снегопад в городе возник настоящий коллапс.
«Ему поставили два балла. «Единая Россия» впервые своему мэру поставила двойку. После чего Игорь Сергеевич – ничего личного, конечно, это просто бизнес – уволил мою супругу», – признался Марковцев.
Зато Игорь Пушкарев всегда был с народом: шагал с портретом деда в Бессмертном полку, отжимался в пример ученикам средней школы и обливался ледяной водой в поддержку детского благотворительного фонда. Интернет-пользователи форму мэра не оценили. Благотворительность как статья расходов Пушкарева заинтересовала следствие. Допросили помощников, которые курировали его благотворительные проекты. Они рассказали, что всегда получали деньги наличными, минуя бухгалтерию, вне стен администрации. Откуда у слуги народа миллионы рублей на покупку медицинского оборудования, путевок для малоимущих и установку памятников – помощники не спрашивали.
«Пушкарев – типичный политик для Приморского края. Они все там достаточно резкие, бесшабашные, что вообще характерно для портового региона. В ситуации, когда значительная часть региона живет на теневых потоках, связанных с контрабандой рыбы и морепродуктов, очень сложно надеяться, что все будет в рамках. Регулярные посадки снизят градус этого экспрессивного предпринимательства», – считает генеральный директор коммуникационного холдинга «Минченко консалтинг» Евгений Минченко.
Громкие аресты на Дальнем Востоке действительно не редкость. Пушкарев стал четвертым подряд мэром Владивостока, который попал в криминальные сводки.
Читайте также:
Подробнее в сюжете: Программа Вместе