Как личную трагедию пожар в Париже восприняли практически во всем христианском мире. Один из шедевров мировой архитектуры – Нотр-Дам-де-Пари – строили почти два века. И вот он едва не исчез за несколько часов. Шпиль и крыша сгорели полностью. Сегодня министр культуры Франции успокоил: культурную святыню удастся восстановить полностью. Хронология событий в материале корреспондента «МИР 24» Родиона Мариничева.
Поначалу казалось, это закончится быстро и пострадают только реставрационные леса. Но чем дальше, тем все сильнее разгорался огонь. Когда обрушились шпиль и часы, стало понятно: все куда серьезней.
«Я и представить себе не могла, что с собором Парижской Богоматери когда-нибудь произойдет такая катастрофа. И что не будет никакой возможности быстро потушить огонь», – поделилась очевидица Валери Боэда.
Это самый центр Парижа, остров Сите. С двух сторон течет река, с третьей – плотная застройка и узкие улицы. Пожарным приходится отцепить все окрестные проезды и площадь перед собором.
«Мы знали, что если провалится крыша, потушить огонь будет еще сложнее. Мы использовали как можно больше воды, но это, увы, не помогло: крышу спасти не удалось», – сказал пожарный Филипп Демей.
Нотр-Дам выстоял чудом. В готической архитектуре устойчивость обеспечивает именно крыша.
«Своды – это парадокс. Он в том, что, с одной стороны, они гасят эту конструкцию, распор свода, любая согнутая поверхность стремится к распрямлению. Это физика. С одной стороны контрфорсы, аркбутаны, гасят, то есть, не дают ей разъехаться, а с другой стороны, как только крыша падает, они начинают отклоняться», – отметила директор музея архитектуры им. Щусева, искусствовед Елизавета Лихачева.
О спасении собора парижане молятся всю ночь. Наконец, к утру, спустя 14 часов после возгорания, огонь полностью потушен.
«Удалось спасти терновый венец, тунику Святого Людовика, кроме того, уцелели чаши и вазы. Слава богу, огонь не затронул сокровищницу», – сказал ректор собора Парижской Богоматери Патрик Шове.
30 тысяч посетителей в день. Основанный в 1163-м, собор Парижской Богоматери строился почти 200 лет – до середины XIV века. Это главная святыня Франции.
Отсюда отправлялись в Крестовые походы, здесь спасались от эпидемий. Собор пытались уничтожить во время Французской революции, а потом и в середине XIX века, когда само здание стало слишком ветхим. Именно тогда архитектор Вьоле-ле-Дюк провел первую грандиозную реконструкцию: отреставрировал скульптуры и витражи, установил тот самый ныне сгоревший шпиль.
После этого Нотр-Дам пережил две мировые войны, и едва не погиб в одну ночь. Восстановить собор для французов – не просто дело чести, а едва ли не вопрос спасения нации.
«Мы – нация строителей! Мы умеем строить. И я вам заявляю: Нотр-Дам станет еще красивее, чем был. Я хочу, чтобы работы заняли пять лет», – заявил президент Франции Эммануэль Макрон.
Он был настолько убедительным, что в итоге пожар даже немного поднял его рейтинг. Разве что съязвил небезызвестный журнал Charlie Hebdo: «Я начну реформы с несущих конструкций» – так озаглавлена в последнем номере карикатура на Макрона. Так что прежние вопросы к нему пожар все равно не сжег.
«Он не спишет их, но он может их включить в какой-то контекст общий, где претензии к нему будут уравновешиваться в какой-то степени тем, что он проявил себя, так сказать, нашел слова, предложил единство на основе общих ценностей», – считает руководитель Центра французских исследований института Европы РАН Юрий Рубинский.
Пожалуй, еще никогда французы не были так едины в пожертвованиях. Сбор денег на восстановление храма объявили в ту же ночь, и уже на следующий день в копилке был миллиард евро.
По 200 миллионов дали семьи Бетанкур и Арно – владельцы компаний L’Oreal и Louis Vuitton, по 100 миллионов – семья Пино и нефтегазовая корпорация Total. 50 миллионов выделила мэрия Парижа. Остальное жертвуют правительства других регионов Франции, благотворительные фонды и простые французы.
«Мы запустили портал, благодаря которому сразу собрали 600 тысяч евро. И это уже в дополнение к тем средствам, которые пожертвовали крупнейшие меценаты», – сказал вице-президентThe Heritage Foundation Бертран де Фейдо.
А это один из благотворительных концертов. Мюзикл «Собор Парижской богоматери», написанный 20 лет назад, вновь на пике популярности. Как и книга Виктора Гюго, по которой поставлена рок-опера. Роман в свое время побудил взять под охрану не только Нотр-Дам, но и многие другие готические сооружения Европы.
Осилить книгу в 600 страниц, да еще и написанную языком XIX века, для многих – задача не из легких. Несмотря на то, что «Собор Парижской Богоматери» проходят в школе, его сложно назвать бестселлером. Однако пожар подогрел интерес к роману Гюго во всем мире. Например, в одном из московских книжных магазинов продажи выросли вдвое.
Российский бизнес тоже готов помочь с реконструкцией Нотр-Дама. Одно из предложений поступило от Верх-Исетского завода в Екатеринбурге. В XIX веке отсюда поставляли металл во Францию. Уральское железо ценилось почти на вес золота. Это клеймо хорошо знали и во всей Европе. Материал отлично годился для крыш. По одной из версий, его использовали и в отделке Нотр-Дама. И хотя документальных подтверждений этому нет, уральские металлурги готовы восстановить старую технологию. Сейчас реставраторы решают, как именно организовать работы в соборе.
«Слабых точек несколько. Их нужно укрепить в ближайшие дни: возвести подпорки, поставить строительный кран», – рассказал глава Комиссии по культурному наследию Франции Стефан Берн.
Реставрация собора началась в прошлом году, и претензий к работам вроде бы не возникало. Противопожарная сигнализация в здании была. И, как выяснилось, она сработала. Но вместо того, чтобы сразу же звонить пожарным, служащие собора пытались сами найти источник возгорания. В результате потеряли около получаса.
«Это трагическая случайность. Иной версии пока ничто не подтверждает. Тем не менее, сегодня по этому делу работают около 50 следователей, и мы обязательно установим истинную причину», – сказал министр внутренних дел Франции Кристоф Кастанер.
Пожары в исторических зданиях случаются нередко. Например, в 1992 году в Англии горел королевский Виндзорский замок. Спустя четыре года вспыхнула Венецианская опера. А весной 2015-го огонь охватил колокольню Новодевичьего монастыря в Москве, которую в тот момент тоже реставрировали. Точную причину пожара, кстати, не установили до сих пор. Но изменили регламент работ.
«Контроль усилен, он систематичен. Создана группа по оперативному контролю по реставрации Новодевичьего монастыря от Научно-методического совета Министерства культуры, и каждый шаг реставраторов очевиден для всех участников процесса», – отметил заместитель генерального директора музеев Московского Кремля по научной работе Андрей Баталов.
В преддверии католической Пасхи верующие, как и предыдущие несколько веков, идут крестным ходом мимо собора Парижской Богоматери. Храм вспыхнул на Страстной неделе. В этом многие увидели особый знак.
«Я глубоко убежден: трагедия поможет нам задуматься о том, какими мы были и какими должны стать. Нам нужен общий стержень», – сказал Эммануэль Макрон.
Подробнее в сюжете: Программа Вместе