Созданы, чтобы побеждать

10:39 23/07/2019
Партия Зеленского выиграла выборы в Раду
ФОТО : Zuma\TASS

Запрос на обновление политических элит – ситуация, в общем-то, не самая редкая. Когда долгое время страна стагнирует, а условия жизни для людей только ухудшаются, причем вне зависимости от того, какая системная партия придет к власти, избиратели естественным образом хотят проголосовать за новые лица. 

Такая ситуация произошла в 2019 году и на Украине. Сначала президентом без особых проблем стал актер Владимир Зеленский, а теперь и его партия с потрясающим результатом обходит всех лидеров прошлых лет. Потому что тогда было плохо, а теперь хочется попробовать что-то еще.

В роли чего-то нового выступила партия «Слуга народа» – по названию сериала, в котором снимался Зеленский. Образована в 2016 году, в начале 2018-го еще имела смешной рейтинг в районе 4-5%. Сложно было даже предположить, что за полтора года упорной работы политическое объединение сможет добиться нынешних 43%. 

Примеров партий, которые выигрывали свои первые выборы, в истории не так много. Мы привыкли к тому, что в западных демократиях существуют несколько основных объединений, которые просто тасуют каждые 4-5 лет. В Великобритании целый век никто не может разбить консерваторов и лейбористов, в США еще дольше правят демократы и республиканцы, традиционные партии формируют не первый десяток правительств подряд в ФРГ. Тем не менее, «МИР 24» обратился к истории и вспомнил самые яркие партии, которые были созданы для победы на первых же выборах и проследили их историю, чтобы понять, что будет со «Слугой народа» уже к следующему электоральному циклу.

ГЕРБ, Болгария

Партия «Граждане за европейское развитие Болгарии» была первой проевропейской партией в стране. И сразу же угадала запросы граждан. Они хотели более консервативную политику с либеральными элементами, а также полноправное членство в Евросоюзе – и получили все это силами политика Бойко Борисова. Партию организовали в 2006 году, а уже через полгода она смогла показать достойный результат на первых для Болгарии выборах в Европарламент. Два года успешной работы в Брюсселе – и партию полюбили на родине. За ГЕРБ в парламенте страны в 2009 году проголосовали почти 40% болгар. В результате Борисов стал премьером коалиционного правительства, а государство получило новую доминанту на политическом поле.

На данный момент ГЕРБ до сих пор остается самой крупной партией Болгарии. Пусть ее результаты и ухудшались на протяжении нескольких лет, объединение стабильно набирает около трети голосов граждан, получает большинство мандатов и возможность сформировать коалиционное правительство. Пока в стране сильные проевропейские настроения, свои места в парламенте партия продолжит получать.

Партия справедливости и развития, Турция

Турция долгое время являлась пусть и довольно консервативной, но строго светской страной. Собственно говоря, это было закреплено в конституции страны. Но существующее положение вещей и правящие леволиберальные партии мало устраивали религиозных граждан государства, которые составляют большинство. Долгое время им не удавалось забрать большое количество мест в парламенте, пока не была создана Партия справедливости и развития. Это объединение включило в себя нескольких представителей старых консервативных, а также фундаменталистских партий. Всего за год своего существования – с 2001 по 2002 год – организация смогла заручиться поддержкой довольно большого пласта населения. В результате на выборах ПСР получила 34% голосов. Из-за немыслимого для демократических стран 10%-го барьера, в парламент в месте с ней смогла попасть лишь Народно-республиканская партия. Количество мест распределилось в пропорции 60 на 40, ПСР спокойно сформировала свое правительство с Абдуллой Гюлем (Реджеп Тайип Эрдоган изначально не мог стать премьером из-за наличия судимости, однако позже законы были изменены под политика), и остановилась в шаге от конституционного большинства.

Созданы, чтобы побеждать
Фото: Depo Photos/Zuma/TASS

Пришедшая к власти партия очень быстро и успешно начала подбирать всю полноту власти под себя. Постоянные изменения законов, чтобы провести больше своих членов в органы управления различных уровней, тысячи проигнорированных обвинений в кумовстве и выстраивание властной вертикали – вот результаты 18 лет правления объединения. ПСР до сих пор является правящей партией страны, а Эрдоган успел из премьер-министра переквалифицироваться в президента.

«Вперед, Республика!», Франция

Пожалуй, если все же нужно отметить одну единственную ситуацию, которая максимально походит на украинскую, то это партия «Вперед, Республика!», которая была основана Эммануэлем Макроном в 2016 году. Бывший социалист отработал несколько лет в секретариате президента, а затем и на высокой министерской должности, и решил, что страну решительно пора менять. Благо и выборы в 2017 году совпали – сначала весенние президентские, а затем летние парламентские. Было понятно, что если получится победить на первых, то вторые станут легкой прогулкой. Не раздумывая, Макрон организовал свою неолиберальную партию с социальным уклоном и европоцентризмом, которую противопоставил как системным «левым», так и консерваторам. Эта история происходила совсем недавно и память о ней еще свежа. Новая партия смогла набрать больше половины мест и с гигантским отрывом обойти все приевшиеся партии старого толка. Разрушение господствовавшей несколько десятилетий двухпартийной системы, новый курс парламента – все, как мы любим.

Созданы, чтобы побеждать
Фото: Panoramic/Zuma/TASS

О результатах работы ВР говорить пока рано. Спустя всего год после прихода к власти партия и ее президент столкнулись с тяжелейшим социальным кризисом, который вылилась в продолжающиеся до сих пор протесты на улицах Франции. При этом, судя по социологическим выкладкам, даже настроенные против действующей власти граждане не испытывают желания вернуться к старым партиям. Запрос на обновление все еще сохраняется, так что не удивляйтесь, если в 2022 году большинство в Нацсобрании, которая на данный момент еще даже не создана.

«Единая Россия», Россия

Новый век, новый президент, а значит должна быть и новая партия. В 2001 году, спустя два года после победы КПРФ на парламентских выборах, две партии, занявшие второе и третье место, решили объединиться, чтобы вместе пойти на грядущие выборы-2003. «Единство» Сергея Шойгу и «Отечество» Юрия Лужкова, которые когда-то считались серьезными соперниками, захотели работать сообща. К ним присоединилась «Вся Россия» Минтимера Шаймиева. Так появилась «Единая Россия», главой которой практически сразу стал министр внутренних дел Борис Грызлов. Идеология партии была выбрана под стать избранному в 2000 году президенту. Никакого идеологического флера, «левых», «правых» и попыток скормить людям идею вместо конкретных дел. Только центризм, прагаматизм и следование интересам государства, вне зависимости от того, какие решения для этого нужно будет принять. Прямо перед парламентскими выборами объединение своим посланием благословил президент, и после такого ЕР уже не могла провалиться. Результат – 37% и 223 места с учетом «одномандатников».

Созданы, чтобы побеждать

Что было дальше – известно всем. «Единая Россия» начала захватывать регион за регионом, постепенно чуть ли не все губернаторы в стране стали представителями партии. На парламентских выборах объединение ни разу не проиграло, в большинстве случаев оставляя за собой конституционное большинство. На протяжении вот уже 16 лет ЕР остается «партией власти» и просто самым крупным политическим объединением в стране со времен КПСС.

«Фронт за победу», Аргентина

Партия, которую оппозиция за глаза называет «Кланом Киршнеров» была создана в 2003 году выходцем из Хустисиалистской партии Нестором Киршнером, который на тот момент был на посту президента, и его женой Кристиной, которая заняла кресло сразу после него. История здесь абсолютно типичная: человек, обладающий полнотой исполнительной власти захотел заполучить и власть законодательную, поэтому создал собственной политическое объединение. В начале своего правления Киршнер был довольно популярным президентом: он представлял аргентинцам альтернативу неолиберализму, который господствовал в стране до этого, предлагал социальные перемены и повышение уровня жизни. Благодаря активной агитационной компании недавно созданная партия сумела на выборах 2005 года обойти всех мастодонтов аргентинской политики и получить практически половину мест в парламенте – 127 из 257.

Впрочем, свой успех «Фронт за победу» закрепить не смог. Уже на следующих выборах партия потеряла большинство и ушла в оппозицию. Ей противостоят как новые левые партии, так и перонисты правого толка. В результате на минувших выборах президента кандидат от ФзП проиграл действующему лидеру страны Маурисио Макри, что стало серьезным ударом для объединения. Ближайшие выборы покажут, сколько у «Клана Киршнеров» выдержки и сил, чтобы вернуть себе преимущество в политическом пространстве.

Среди других партий, которые показывали неплохие результаты сразу после образования, можно отметить итальянскую Демократическую партию во главе с Вальтером Вельтрони, которая уже спустя год после образования получила 37% голосов на парламентских выборах, лишь немного уступив опытному политику Сильвио Берлускони. Впрочем, уже в 2013 году демократы смогли получить большинство и сформировать правительство. В Греции неплохой результат показала Коалиция радикальных левых (СИРАЗИ). Организованная в 2013 году партия на волне протестов против требований Евросоюза и МВФ смогла получить 36% голов на выборах-2015. Впрочем, СИРАЗИ была известна и до этого, молодой лидер Алексис Ципрас довольно продолжительное время выстраивал коалицию. В Польше «Право и Справедливость» братьев Качиньских спустя всего четыре года после основания в 2001 году сумела заполучить и пост главы государства (Лех Качиньский), и парламентское большинство (номинально – Казимеж Марцинкевич, фактически – Ярослав Качиньский). Партия до сих пор остается правящей в Польше. В Израиле и вовсе существует традиция победы на первых же выборах у партий. Сходу правительство формировала и ныне правящая «Ликуд» (осн. в 1973 году), и не представленная сейчас в парламенте «Кадима» (осн. в 2005 году).

Что ждет «Слугу народа» дальше?

На самом деле какого-то общего паттерна существования реакционистских партий найти не удается. Какие-то из них благодаря поддержке сильного президента остаются у власти на долгие годы, другие – рассыпаются при первых проблемах. В большой политике очень тяжело угадать, особенно когда сами политики не обладают до конца сформированным четким планом. Судя по всему, у «Слуги народа» он разрабатывается на ходу.

Главная проблема победившей на Украине партии даже не в том, что она молодая, неопытная, или, как заявляют некоторые украинцы, ориентирована не на те ценности. Главная проблема «Слуги народа» в том, что она не совсем понимает, куда идет. Лучшее описание программы объединения – это «универсализм». В народе еще говорят: «За все хорошее, против всего плохого». Вроде бы речь идет об уменьшении влияния государства (запрос на либертарианство велик во всех странах бывшего СССР – это прямое наследие Союза), но рядом стоит пункт о расширении социальных программ. Пока что политики во главе с президентом избрались, чтобы победить коррупцию. Это так по всему миру завуалировано называют подсознательный запрос на смену элит. Но что будет делать партия, когда коррупция – в лучшем случае – будет устранена и всех неугодных отдадут под суд? Игра в «центризм» и «прагматизм» на Украине, скорее всего, не пройдет. «Позитивную повестку» – и желательно однородную – «Слуге народа» предстоит вырабатывать прямо по ходу правления. И если партия хочет избраться в следующий раз, то это необходимо сделать как можно быстрее.