2 августа – особый день для всех любителей и ценителей азербайджанской культуры во всем ее многообразии. Довольно часто мы вспоминаем имена популярных азербайджанских художников, таких как Саттар Бахлулзаде или Таир Салахов, известных музыкантов, в том числе Муслима Магомаева и Узеира Гаджибекова, но об азербайджанском кино разговоров куда меньше. Между тем это искусство зародилось в государстве более 120 лет назад и стремительно развивалось.
Еще в 1898 году, спустя три года после первого кинопоказа братьев Люмьер, кино прибыло и в Баку. Это неудивительно, ведь в те годы портовый город при Каспии производил более 50% всей нефти в мире. Нынешняя столица Азербайджана в тот момент была словно Клондайк во времена золотой лихорадки: люди со всего мира мечтали приехать туда, чтобы заработать себе состояние на «черном золоте». Конечно, их нужно было обеспечить не только кровом и пищей, но и развлечениями. Так что появление новейшего из искусств в Баку было лишь делом времени, причем самого скорого.
Вот и русско-французский предприниматель Александр Мишон, который прожил в городе почти четверть века, в 1898 году купил себе люмьеровскую камеру и начал записывать повседневную жизнь в Баку. Огонь, вырывающийся из нефтяного месторождения, танец кавказских молодцев, комедийные зарисовки театральных актеров в парках. Первые «фильмы» были достаточно простыми, но выполняли важную функцию: они должны были показать, как выглядит жизнь в Азербайджане, на международной выставке в Париже. Прежде чем везти ленты во Францию, Мишон одним днем показал их в Баку. Это было 2 августа 1898 года, с тех пор это День азербайджанского кино. «МИР 24» решил вспомнить краткую историю и поговорить о современном состоянии кинематографа в республике.
Романтическая эпоха немого кино
Несмотря на такое раннее зарождение, никакого развития успех кино Мишона не получил. На долгие годы о кино в Азербайджане забыли, там не снимали и не показывали новых фильмов. Впрочем, это объяснимо и общим кризисом в киноиндустрии. Следует понимать, что технология Люмьеров была несовершенной, и если первые фильмы могли поймать на «вау-эффект», то к началу XX века рейтинги серьезно просели. Пришлось подождать, пока устаканились жанры, и сложилась культура игрового кино.
В 1915 году в Баку была создана первая прокатная контора. Примерно в это же время открывались филиалы иностранных кинофирм. В результате мастера жанра сумели начать создание первого в истории Азербайджана художественного фильма – «В царстве нефти и миллионов». Это картина по одноименному роману Ибрагим Бей Мусабекова. Главные роли исполнили достаточно известные на тот момент актеры, в том числе Гусейнбала Араблинский.
Лента уникальна тем, что это практически единственный способ увидеть настоящий быт рабочих и миллионеров в Баку начала XX века. Сюжет повествует о становлении бедного Джалила рядом с богачом Лютфели, который показывает ему все красоты богатой жизни. В общим, этакий «Великий Гэтсби» по-азербайджански.
В 1916 году вышла кинокомедия «Аршин мал алан», которая была снята по оперетте композитора Узеира Гаджибекова. А в 1919-м в Баку вернулось серьезное документальное кино. Спустя год после революции появляется «Первая годовщина правления мусават в Азербайджане», а уже в 1920 году была открыта и первая кинематографическая студия. Ее открыли в небольшом здании позади Домсовета.
Советский период
Настоящий расцвет азербайджанского кино принято ассоциировать с установлением в республике советской власти. «Главным из всех искусств для нас является кино», – писал Владимир Ленин и четко следовал собственным утверждениям. Чтобы пропагандировать коммунизм и правильность своего социалистического курса, большевики решили оказывать помощь идеологически верным режиссерам. Кино стало государственным, а вскоре в республике появилась первая кинофабрика. Теперь она называется Азербайджанфильм.
Начала студия с киносказки «Легенда о Девичьей Башне». Режиссером выступил Владимир Баллюзек, который отучился в нескольких художественных училищах, в том числе европейских, всегда считался признанным мастером декораций. Собственно, фильм именно об этом – о красивых декорациях, которые для 1924 года были просто потрясающими. Но зато сюжетом особо не баловал. Советскому руководству не понравилось.
В последующие годы в основном старались выпускать идеологически правильные картины, нацеленные скорее не на развлечение, а на пропаганду. Скорее всего, большинству современных азербайджанцев темы этих фильмов не понравятся: там говорили о борьбе с религией, эмансипации женщин, о пользе революции и так далее. Все это было обернуто в традиционные восточные сказки с соответствующими сценариями и колоритом.
В целом три десятилетия вплоть до оттепели продукция Азербайджанфильма старалась отражать линию партии. В 30-е годы всем напоминали о том, как важно бороться с контрреволюционерами и врагами из-за рубежа, в 40-е снимали исключительно о войне и 25-летии установления советской власти. Пришлось подождать некоторое время, чтобы наконец начать снимать кино для зрителя, а не для партийной верхушки.
В 50-е и 60-е наконец начинают снимать больше драматических и комедийных фильмов, выходят такие ленты, как «Не та, так эта», «Лейли и Меджнун», «Гобустан» и другие. Начинается работа над фильмами для детей, создаётся больше лент на сказочную тему. К сожалению, тогда кинематограф Азербайджана был серьезно локализован, на внешние рынки (даже внутри СССР) его обычно не выпускали. В результате даже если отличные картины и выходили, они никогда не попадали в шорт-листы для премий и журналы вроде «Советский экран».
Эта ситуация изменилась в 70-е и 80-е годы, когда начала работать целая плеяда новых азербайджанских режиссеров. Они перестали снимать простое развлекательное и пропагандистское кино, а стали сосредотачиваться на форме. О таких фильмах, как «Последний перевал», «Насими», «Бабек», «Допрос» и другие до сих пор смотрятся свежо и достаточно ново. Видно, что на режиссеров оказывают влияние авторские фильмы как советских, так и зарубежных киноделов. Также впервые предпринимаются попытки переосмыслить Вторую мировую войну через республиканскую призму, а еще в Азербайджане появляется настоящая научная фантастика. Технологии, пусть и с некоторым опозданием, дошли до местного киноискусства.
В целом советский период дал мощный толчок в развитии азербайджанского кино с одной стороны, но с другой навязывал нужные советской власти темы, что не дало раскрыться многим режиссерам и сценаристам, особенно в период 20-50-х гг. Но главное, что республиканские авторы могли учиться в передовых на то время киновузах и использовать государственную технику, чтобы создавать свои маленькие шедевры.
Суровая современность
После выхода Азербайджана из состава Советского Союза, положение кинематографа в республике стало крайне неоднозначным. В первую половину 90-х денег на художественные фильмы у государства не было, они снимались только на средства предпринимателей. Основной темой, по понятным причинам, стал патриотизм и подъем национального самосознания. Вместе с тем, азербайджанские фильмы пробили определенную блокаду, выстроенную вокруг них в СССР, и начали попадать на международные фестивали. Фильм «Ярама» Аяза Салаева получил Гран При Анжейского фестиваля – первая зарубежная награда азербайджанского кино. Также различных призов удостаивались картины «Чужое время», «Все к лучшему», «Сары Гялин», «40-я дверь», «Град», «Степняк» и многие-многие другие.
Сейчас азербайджанское кино – увы, далеко не самая развитая в стране сфера. Несмотря на видимые успехи на международных фестивалях, сами жители республики свои фильмы не очень жалуют. Чтобы лучше разобраться в современном состоянии азербайджанского кино, мы решили спросить об этом у известного азербайджанского блогера, автора YouTube-канала Film Riot Azerbaijan Имрана Асадова.
По его словам, сейчас отечественные фильмы в основном не отличаются самобытностью, слишком многое копируют из кинематографа других стран. Ленты обычно посвящены нефти, родственным связям, каким-то небольшим социальным проблемам. Государственные фонды не стремятся спонсировать хорошее кино, а частные инвесторы зачастую ставят авторской команде такие условия, что ничего хорошего не выходит. Казалось бы, при отсутствии больших денег в индустрии нужно сосредоточиться на авторских проектах, но и тут все непросто.
«Сегодня зритель не готов к такому кино. К большому сожалению. Поэтому такие проекты, как авторское кино, артхаус сегодня просто забрасывают. Снимать такое просто не рискуют, про инвесторов вообще молчу. Их тоже можно понять, в Азербайджане кинотеатры берут бешеные проценты, что сильно сказывается на прибыли», – рассказал Асадов о проблемах в отрасли.
Все-таки чтобы не заканчивать на минорной ноте, блогер посоветовал нам действительно хорошее азербайджанское авторское кино. Он рекомендует посмотреть ленты «Занавес» и «Второй занавес» популярного сейчас даже за пределами республики режиссера Эмиля Гулиева. Он снимает кино практически только за свои деньги, и получаются хорошие картины европейского уровня.
Несмотря на временный упадок, который обозначил эксперт, все-таки у азербайджанского кинематографа огромный потенциал. Остается только направить его в правильное русло, и вряд ли можно найти момент лучше, чем республиканский День азербайджанского кино.