Как мы перестали бояться и полюбили атомную бомбу

11:36 29/08/2019
70 лет назад в СССР испытали атомную бомбу: как создавался ядерный щит
ФОТО : ТАСС / Клипиницер Борис

События 6 августа 1945 года принято считать поворотными в мировой истории. С помощью всего одной бомбы США во главе с президентом Гарри Трумэном смогли уничтожить целый японский город Хиросима, оставив от него одно пепелище. Тот эффект, которого еще несколько месяцев назад в Дрездене добивались совместными усилиями союзников на протяжении трех дней, смог повторить один американский бомбардировщик в считанные минуты. Американцы показали, кто здесь власть. Не Штаты – ядерное оружие.

Успешное создание атомной бомбы, которое еще за десять лет до предсказал знаменитый физик Альберт Эйнштейн, позволило американцам на протяжении четырех лет вести свою политику с точки зрения одной лишь силы. Когда тебя могут уничтожить за минуты, очень тяжело не соглашаться на компромиссы, пусть даже и невыгодные.

Через четыре года, в том же августе, только уже 1949 года, история вновь изменилась благодаря атомному оружию. Советский Союз провел испытания на полигоне под Семипалатинском и заявил всему миру, что бояться стоит и СССР. Мир разделился на два полюса, началась гонка вооружений, которая продлится еще 40 лет и станет одной из главных причин распада Союза. Эти события произошли ровно 70 лет назад – 29 августа. «МИР 24» вспоминает историю разработки советской атомной бомбы.

От своего проекта до американского

Исследовательские работы в ядерной области проводились в СССР с начала 1920-х годов. Примерно тогда во всем мире выяснили, что оказывается ядра в теории можно расщеплять. И при этом выделяется неимоверное количество энергии. Изначально в этом видели источник самого дешевого электричества, а вовсе не разрушительной силы, которую можно использовать в военных целях. Впрочем, надо отметить, что советские исследования серьезно отставали от американских, британских и даже немецких. Государство не считало это направление приоритетным, хотя и выделяло на него существенные средства.

Фундаментальные радиохимические исследования начали проводить уже в 1930-х. В СССР был построен первый в мире циклотрон – машина, которая ускоряет тяжелые заряженные частицы с помощью магнитного поля. В связи с успехами, а также с поступающими из-за океана идеями об использовании энергии расщепления ядра в военных целях, власть дала задание в кратчайшие сроки разработать прототип атомной бомбы. Разрыв в наработках между СССР и западом был ликвидирован в кратчайшие сроки. И пока Роберт Оппенгеймер еще даже не думал о ядерном оружии, свой проект уже разработали ученые в Харьковском физико-техническом институте. Он был готов к 1940 году.

У конструкции был существенный недостаток: в описанные размеры невозможно было вписать стенки, которые не пропускали бы нейтроны. Таким образом, бомбу было просто опасно создавать. В результате в партии проект решили зарубить, да и вообще от идей создания ядерного оружия отказаться. Что происходило на протяжении последующих нескольких лет – сейчас узнать довольно проблематично. Работы с атомной бомбой были засекречены в связи с началом Великой Отечественной войны. До сих пор известно далеко не все. Но точно можно сказать, что ядерным исследованиям уделяли все меньше времени – они не удовлетворяли непосредственным интересам фронта.

Впрочем, тренд на засекречивание исследований существовал по всему миру. Физики тех времен жаловались на то, что в научных журналах с приходом 1940-х практически исчезли данные об атомной энергии. При этом внешняя разведка регулярно направляла Иосифу Сталину данные о том, что британцы и американцы ищут способ применения новейшего научного открытия в военных целях. Именно тогда в СССР решили во что бы то ни стало создать свою атомную бомбу.

Уже в 1943 году, когда американцы запустили «Манхэттенский проект», в структуры, относящиеся к разработке, внедрили несколько десятков различных советских агентов. Шпионке Елизавете Зарубиной и вовсе удалось установить тщательно скрываемые имена руководителей проекта. Оставались технические детали – втереться в доверие и украсть планы. Разведчик Павел Судоплатов писал, что полное техническое описание атомной бомбы уже лежало на столе Сталина спустя всего 12 дней после окончания разработки в США.

Ужас Хиросимы

Итак, большевики узнали, что у американцев есть атомная бомба. Более того, они приблизительно понимали, как ее создать. Конечно, работа моментально активизировалась. Секретный проект запустили под руководством Вячеслава Молотова, ведущим ученым должен был стать Игорь Курчатов. Очень узкому кругу ученых, которых тщательно отбирали не только по достижениям, но и по сводкам НКВД о благонадежности, предоставили всю информацию о проекте и выделили лабораторию от Академии наук СССР в Щукине. Теперь это место известно как Курчатовский институт.

Как мы перестали бояться и полюбили атомную бомбу

 

Фото: Атомные облака на Хиросиме и Нагасаки.

Было принято принципиальное решение максимально повторить именно американскую бомбу. Скорее всего, спецслужбы США вообще не имели никакого представления об этом. После разгрома Германии они потратили огромные силы и ресурсы, чтобы вывезти из павшего Третьего рейха всех ученых, которые занимались созданием немецкого ядерного оружия.

Американцы думали, что так смогут отсрочить разработку советской бомбы на многие годы. Более того, на Потсдамской конференции 24 июля 1945 года Гарри Трумэн, по мнению некоторых исследователей, пытался шантажировать Сталина фразой «теперь у нас есть оружие необыкновенной разрушительной силы». Он так и не понял, что руководитель СССР знал об этом уже на протяжении двух лет. В тот же вечер Курчатову дали распоряжение бросить все силы на ускорение разработки бомбы.

6 августа «Малыш» упал на Хиросиму. 9 августа «Толстяк» рухнул на Нагасаки. Следующие годы превратились в настоящий ад для обычных граждан. Каково это – знать, что у врага твоей страны есть оружие, способное оставить такие разрушительные последствия? В Советском Союзе старались не нагнетать, гасить панику через прессу и тихо готовить свое оружие. Учитывая то, что «Толстяк» практически полностью повторял взорванную на полигоне Аламогордо «Штучку», технологию которой украл СССР, руководство страны понимало, на какую бомбу оно сможет рассчитывать в ближайшие годы.

«Изделие 501»

Медлить больше было нельзя. После боевого применения атомной бомбы, стало понятно, что повторить ее нужно в кратчайшие сроки. Уже в сентябре 1945 года вышел очередной декрет Совета Народных Комиссаров, который предписал пополнить группу по созданию ядерного оружия еще несколькими людьми из списка лучших физиков СССР. Кроме того, было выделено еще больше денег. Для начала предстояло наладить промышленное производство плутония-239 и урана-235. Проект получилось реализовать всего за год.

Серьезно в создании советской атомной бомбы помогли вывезенные из Германии немецкие ученые. Около 300 человек были тайно перевезены в Сухуми, там им выделили довольно неплохую жилплощадь и приличные условия для жизни. Туда же доставили оборудование из захваченного Физического института кайзера Вильгельма. Немцы трудились на СССР так, будто все еще работали на благо родины. В результате многие из них были удостоены высших государственных наград, а в 50-е годы смогли вернуться на родину, где прожили безбедную жизнь.

К 1947 году в городе Саров Нижегородской области был отстроен завод, на котором планировали производить атомные бомбы. Именно там создали РДС-1, или «Изделие 501», как его называли в некоторых документах. Оба названия использовались для шифровки, чтобы никто не смог узнать, что на самом деле разрабатывают в СССР. На 1949 год было запланировано первое испытание бомбы. Руководил ими физий Юлий Харитон. Достаточно скоро ученые и партийные функционеры совместно избрали площадку на Семипалатинском полигоне. Это практически пустынная область в Казахстане. Степь да степь кругом – никого не надо эвакуировать, никто не увидит гриба и не пустит слухи, которые обязательно доберутся до ушей врагов.

Как мы перестали бояться и полюбили атомную бомбу

Утром 29 августа всего несколько человек собрались в бункере, со всех сторон окруженном земляным валом. Они приготовились нажать на кнопку пульта после обратного отсчета. Когда секундная стрелка дошла до нуля, в десяти километрах от командного пункта вспыхнул яркий свет. Плазменный шар, будто второе солнце, зажегся в казахстанской степи. Через несколько секунд – из-за разницы между скоростями звука и света – раздался громкий взрыв. Грибовидное облако стало для исследователей символом победы. На протяжении шести лет они шли к этому – и наконец получилось. Юрий Харитон и Игорь Курчатов ликовали рядом с Лаврентием Берией.

Атомную бомбу можно было больше не бояться. Советские ученые ее приручили. Узнав о наличии такого оружия у СССР, Соединенные Штаты стали вести гораздо более осторожную политику в отношении Союза. Правда, тут же встал вопрос: а что дальше? Самое мощное в мире оружие есть у двух противостоящих друг другу держав. Ракеты направлены на Москву и Ленинград, Нью-Йорк и Вашингтон. Это с одной стороны создало ситуацию вечного паритета – по Генри Киссинджеру – когда ни одна страна не решится начать войну, потому что будет тут же уничтожена в ответ. А с другой – спровоцировало гонку вооружений, из-за которой существенный экономический потенциал двух самых развитых стран мира тратился исключительно на вооружение. Потому что шанс избавится от ядерной угрозы и проклятия вечного паритета только в том, чтобы создать более совершенное оружие, и успеть уничтожить противника до того, как он запустит свои снаряды. До сих пор Россия и США тратят на военные расходы более 3% ВВП. И это в мирное время. Атомная бомба, разработанная Курчатовым и Харитоном, с одной стороны, дала Союзу возможность полноценно вести внешнюю политику и противостоять Америке, но с другой – перевело конфликт между сверхдержавами на новый уровень, породило многочисленные локальные войны, да и вообще не то что бы привнесло в мир много счастья и ощущения безопасности. Тем не менее, до сих пор взрыв под Семипалатинском вспоминают как торжество советской военной физики.