«Россияне должны быть благодарны мигрантам за пенсию»

16:01 08/10/2019
Фото: Дмитрий Белицкий (МТРК «Мир») "«Мир 24»":http://mir24.tv/, гастарбайтеры, гастарбайтер
ФОТО : «Мир 24» / Дмитрий Белицкий (МТРК «Мир»)

Проблема нелегальных трудовых мигрантов для Москвы, да и в общем для России, действительно стоит очень остро. Что примечательно, так это то, что в российском законодательстве отсутствует такое понятие как «иммигрант», вместо него употребляются «иностранный гражданин» или «иностранный гражданин, работающий по временному трудовому найму». По официальным сводкам, только за январь-август 2019 года в РФ на миграционный учет поставлено почти 13 млн иностранных граждан и лиц без гражданства. За такой же период времени в прошлом году таких фактов постановки было на 1 млн меньше. Корреспондент «МИР 24» узнала порядок действий, который необходим при переезде в Россию, выяснила, почему существует такое понятие, как «нелегальный мигрант», а также поговорила с самими мигрантами.

«Хочу получить гражданство и быть с семьей»

Ильхон, Таджикистан, 31 год, парикмахер:

«Россияне должны быть благодарны мигрантам за пенсию»

«В Москве я живу уже 9 лет. Раньше я работал в узбекском ресторане официантом, потом 3 года барменом. В первое время было сложно – не зная языка, пришлось сразу идти обслуживать гостя. У себя на родине я получил профессию парикмахера, а здесь закончил курсы и работаю по специальности уже 5 лет. У меня дядя тоже парикмахер, так что, можно сказать, это дело семейное. Кроме плохого знания языка, в начале проблем никаких не возникало, разве что, жилье дорогое. В Таджикистане осталась моя жена и трое детей, раньше я ездил к ним каждые три месяца, но теперь приходится ездить всего лишь раз в год. Если говорить про мои планы на ближайшее время, то для начала мне нужно получить вид на жительство, потом гражданство и остаться здесь вместе с семьей. В Москве живут мои друзья и родственники, кому-то везет, а кому-то не очень. У кого-то получается устроиться работать в нормальное место, кому-то приходится идти на стройку, где очень тяжело работать».

Хачартур, Армения, 42 года, строитель:

«В Москве я с 2002 года. Сначала я приехал в Самару, а потом уже в Москву. Изначально планировал проработать всего лишь год, но потом решил остаться. Первые 5 лет я часто ездил домой, но сейчас моя семья живет со мной. Дискомфорта я не ощущаю. Единственная проблема – жилье здесь действительно очень дорогое. В планах у меня купить свой дом. Если честно, я уже привык к Москве и даже когда езжу на время в Армению, хочется вернуться обратно в Москву».

Андрей, Молдова, 43 года, строитель:

«Россияне должны быть благодарны мигрантам за пенсию»

«В России я с 2004 года. Я учился в училище на газоэлектросварщика, и во время практики нас отправили в Москву на завод «ЗИЛ». С тех пор я тут. В Молдове чтобы попасть на более или менее высокооплачиваемую работу, нужно учить румынский, но я русскоговорящий, поэтому живу в России. В Молдове остались двое моих детей, но они уже взрослые и в ближайшее время собираются переезжать в Европу. В Москве иногда приходится сталкиваться с проблемами. Честно говоря, когда правоохранительные органы видят молдавский паспорт, то относятся по-другому. Сложности есть везде, но здесь мне нравится больше. Жилье «съедает» приличную сумму денег, но я чувствую себя здесь комфортно, порой люди со мной общаются и даже не знают, что я приезжий».

Ильхон, Хачартур и Андрей находятся в России уже долгое время, всё легально и официально. А откуда тогда берутся нелегальные мигранты? Сотрудница профсоюза трудящихся-мигрантов Анжела рассказала нам порядок действий при приезде в Россию, из которого можно сделать любопытные выводы.

Трудности возникают на этапе сдачи экзаменов и оплаты

Чаще всего все очень просто – жители Узбекистана, Кыргызстана, Украины и т.д. покупают билеты на поезд или самолет и приезжают. Реже – едут на определенную вакансию, на которую пригласили, или к родственникам. В первую очередь, приезжие должны встать на миграционный учет, далее обязаны оформить трудовой патент, который разрешает безвизовым иностранным гражданам легально работать на территории РФ (этот пункт пропускают граждане государств ЕАЭС). Патент выдается на срок от 1 до 12 месяцев. Для получения такого документа необходимо пройти медкомиссию, сдать тестирование на знание русского языка, истории России и законодательства, оформить полис ДМС, оплатить налог НДФЛ, сделать нотариальный перевод паспорта и пройти дактилоскопическую экспертизу. Трудности возникают на этапе сдачи экзаменов…

«Те, кто родились после 1991 года, обязаны сдать экзамен на знание русского языка. Для тех, кто не знает русского языка, это нереально, из-за этого тоже получается много нелегальных мигрантов», – рассказывает Анжела.

…и оплаты:

«Открыть патент стоит 12 000 рублей, потом каждый месяц он оплачивается в размере 5 000. Бывает и такое, что человек встал на учет, но в дальнейшем ему не хватило денег или не взяли на работу. И вот он уже нелегал. Что касается полиса, то граждане ЕАЭС могут сделать ОМС, а все остальные получают медицинскую помощь только в экстренных случаях» – объясняет сотрудница профсоюза.

«Россияне должны быть благодарны мигрантам за пенсию»

«В первую очередь, в нелегальности трудовых мигрантов виноваты работодатели»

Мы также побеседовали с председателем профсоюза трудящихся-мигрантов Ренатом Каримовым, чтобы узнать о жизни мигрантов с другой стороны, о трудностях, с которыми им приходится ежедневно сталкиваться, а также выяснить, «отбирают ли мигранты наши рабочие места» или это распространенный миф?

 Ренат Исмагилович, расскажите, как появилась ваша организация и чем она занимается?

Наш профсоюз создан в 2006 году. Это уникальная организация, она создана самими мигрантами. Я был во главе этого дела, но учредителями являются трудовые мигранты, которые понимали всю важность создания этого профсоюза. На данный момент в организации состоит 70 тыс. человек. Во-первых, мы помогли многим мигрантам получить заработную плату, которую они никогда бы не получили, потому что работодатель их обманывал. Во-вторых, до тех пор, пока профсоюз не занялся вопросом пенсий, работодатели не оплачивали страховые взносы в пенсионный фонд РФ, а значит, не было пенсионных накоплений. Профсоюз писал письма в правительство и, наконец, был издан указ о том, что и за иностранных граждан стоит перечислять страховые взносы в три социальных фонда. Отсюда появляется предмет для разговора: неплохо было бы, чтобы мигранты получали заработанную пенсию. В рамках государств ЕАЭС уже такой закон принят.

– Ренат Исмагилович, а что скажете про статистику мигрантов?

Статистика – вещь довольно лукавая, надо относиться к этому скептически. Меняются методы расчета, поэтому цифры разнятся. На самом деле, количество мигрантов относительно стабильное. По мнению экспертов, около 10 млн в России и около 2 млн в Москве и Московской области.

«Россияне должны быть благодарны мигрантам за пенсию»

Фото: МТРК «МИР»

– А нелегальные мигранты обращаются к вам за помощью?

Больше половины всех обращающихся  это как раз нелегальные мигранты. Легальный мигрант это ведь не только тот, кто оформил патент и работает, но и тот, кто заключил письменный трудовой договор, а работодатель уведомил органы о заключении этого договора. Таких меньше половины.

– По вашему мнению, почему мигранты становятся нелегалами?

Работодатель зачастую не хочет подписывать трудовые договоры, чтобы отклониться от налогов и проверок. Российское законодательство очень жестко карает работодателя за неправильное использование иностранной рабочей силы, штраф доходит до 800 тыс. рублей за человека. 

– Получается, что в нелегальности трудовых мигрантов виноваты работодатели, которые ставят их в такие условия?

В первую очередь, да. Есть небольшой процент приезжих, которые не становятся на миграционный учет, думая, что подработают тут пару месяцев и уедут домой, но таких максимум 5%. Остальные становятся нелегалами поневоле.

– А все-таки. Отбирают ли мигранты наши рабочие места?

Это больше народная пугалка, потому что официально в России очень небольшая безработица. В Москве, например, зарегистрировано всего около 100 тыс. безработных на 7 млн работающих. То есть 1,5% тех, кто стоит на бирже труда, могли бы сказать, что мигранты занимают их рабочие места. Но на бирже стоят, как правило, 50-летние женщины с высшим образованием. Получается структурное несоответствие. Если где-то можно заменить мигрантов россиянами, то это нужно делать. Делать спокойно в рабочем порядке. Но этого не происходит.

Например, водителями автобусов или такси работают в основном граждане Кыргызстана, потому что они могут работать, закрывая глаза на ТК РФ, где прописано 40 часов рабочей недели. Они работают дольше, потому что получают деньги с выручки. Задача состоит в том, чтобы коллективно сопротивляться алчности хозяев такси по отношению и к мигрантам, и к россиянам. Можно помогать российским работникам, устанавливая какую-то квоту на иностранных граждан в таксомоторном парке.

«Россияне должны быть благодарны мигрантам за пенсию»

– А если получить высшее образование?

Высшее образование платное, мало у кого есть деньги. Но даже получив высшее образование в Узбекистане, человек просто на 5 лет оттягивает срок выхода на рынок труда. А он там тяжелый как для квалифицированных, так и неквалифицированных работников. Экономика современного Узбекистана не продуцирует столько рабочих мест, чтобы поглотить всех желающих.

– А российская экономика?

Я думаю, что конкуренция за рабочие места будет расти. Но пока российская экономика, основанная на сырьевом секторе, еще дает возможность работать не только россиянам, но и приезжим. Не стоит забывать, что приезжие и сами создают рабочие места. Например, узбек открыл свой ресторан, куда может взять на работу и россиян. Или – российские предприимчивые молодые люди организовали хостел, в котором вы жить не будете, а узбекам он подходит. Такой хостел существует за счет мигрантов. Если они уедут, то рабочий персонал потеряет свои места.

– Кстати, о жилье: арендодатели часто пишут «только лицам славянской внешности»…

Здесь уже речь попахивает ксенофобией. 

– Может быть, арендодатели боятся, что сдают квартиру одному, а жить будет десяток человек?

Это одна сторона, вторая – им кажется, что будет грязно. И третья – это проблемы с полицией. Полиция будет обвинять мигрантов в том, что они там не зарегистрированы, а хозяина квартиры, как принимающую сторону, в том, что он их не регистрирует. 

– Как обстоят дела с полицией? Часто ли мигранты страдают от несправедливых нападок?

Полиция она такая, какой и должна быть. Бывают случаи и незаконного обвинения. Что плохо, то это проявление неуважения к мигрантам, когда у метро стоит наряд полиции и фильтрует людей по цвету кожи. Это вопрос закона. По закону, нельзя остановить человека просто так и проверять его регистрацию. Почему тогда не проверяют всех? Есть такие же люди, скажем, из Перми или Новосибирска, которые живут в Москве без регистрации. 

«Россияне должны быть благодарны мигрантам за пенсию»

Фото: МТРК «МИР»

– В каких сферах задействовано больше всего мигрантов? 

Например, Ильхон у нас работает парикмахером. И это объяснимо. На должность парикмахера могут взять русскую девушку, но она будет работать 8 часов, а, например, киргиз – 12 часов. Так зачем тогда работодателю брать двух русских девушек, если он может взять одного мигранта? Стригут они одинаково хорошо или одинаково плохо, это от рук зависит, а не от цвета кожи. Россияне еще не готовы работать по 12 часов за такие деньги, и слава богу. Что касается сфер, в которых задействованы мигранты, это, в первую очередь, коммунальное хозяйство (дворники, уборщицы), сфера услуг (официант, бармен) и общественный транспорт.

– В заключение давайте подведем итоги. С какими еще проблемами приходится сталкиваться мигрантам, кроме недобросовестного отношения со стороны работодателя и языкового барьера?

Низкая заработная плата при высокой продолжительности рабочего дня, небезопасные условия труда, отсутствие всякой инфраструктуры для такого количества мигрантов – никто не дает им общежития и люди сами вынуждены кооперироваться, снимать квартиры и превращать их в общежития.

Самое важное – люди работают здесь, за них отчисляются пенсии, но они их не получают. Это только сейчас Россия начнет выплачивать пенсии трудовым мигрантам из ЕАЭС, а львиная доля всех мигрантов не являются членами ЕАЭС. Работодатель перечисляет взносы в пенсионные фонды, там скапливаются сотни тысяч рублей, люди уезжают и ничего за свой труд не получают. Их получают граждане России. Поэтому россияне должны быть благодарны мигрантам за пенсию.

Мигранты вносят такой значительный вклад в развитие российской экономики, что они заслуживают более уважительного отношения  чтобы к ним обращались вежливо, чтобы СМИ не позволяли себе негативные высказывания в сторону мигрантов. Ведь когда народ видит это с экрана, они все это удваивают. Взрослые люди менее подвержены, потому что они помнят Советский Союз, помнят, что мы единый народ, а молодежь уже считает их чужаками.

Мы создали профсоюз для того, чтобы бороться с недобросовестными работодателями, которые сегодня не платят мигрантам, а завтра решат, что можно вообще не платить даже россиянам. Наш профсоюз – это маленькая сила, мы бы рассчитывали здесь на помощь российских организаций и профсоюзов.