«Не хуже героина»: как в СНГ борются с контрабандой редких животных?

19:29 20/10/2019

В Оренбургской области на этой неделе спасали краснокнижных черепах. Их пытались незаконно ввести в Россию из Казахстана. Контрабанда редких животных – серьезный бизнес. Некоторые эксперты утверждают, что он даже второй после наркоторговли. О преступных схемах узнавал корреспондент «МИР 24» Родион Мариничев.

Полтора десятка мешков, забитых под завязку, – вот так выглядит «черепашья тюрьма». Иначе не назовешь, говорят оперативники. Всего здесь четыре тысячи сухопутных среднеазиатских черепах. Это один из самых ценных видов рептилий, занесен в Красную книгу. Путешествие выдержали не все, больше сотни погибли. Черепах везли из Казахстана, скорее всего, поездом. По горячим следам оперативники задержали двоих – мужчину и женщину. Возбудили уголовное дело по статье «Контрабанда».

«Черепахи временно размещены в здании ветеринарного факультета Оренбургского государственного аграрного университета. Судом в отношении задержанной избрана мера пресечения в виде заключения под стражу. Ее сообщник находится под домашним арестом», – заявила официальный представитель МВД РФ Ирина Волк. 

Оренбургская область превратилась в перевалочный пункт для тех, кто промышляет контрабандой краснокнижных животных. Среднеазиатские черепахи здесь  – это самый популярный товар.

«Как и наркотические каналы, прикрываются, новые открываются. Всегда есть соблазн получать высокую маржу. Это высокоприбыльный бизнес, если его можно таковым назвать», – сообщил первый заместитель председателя комитета Госдумы РФ по экологии и охране окружающей среды Николай Валуев.

Девять миллиардов долларов в год – таков объем мирового черного рынка диких животных. На Россию приходится до полутора миллиардов. Основные каналы поставок проходят через крупные транспортные узлы и таможни: Петербург, Москву, Краснодар, Новосибирск, Владивосток. В страну контрабанда идет в основном из Центральной и Юго-Восточной Азии, а также из Африки.

Львиная доля живого товара сбывается в крупных городах. Здесь всегда есть спрос, а значит, и предложение. В интернете можно легко найти целые виртуальные магазины диких животных. Это один из них. Выбор здесь, как в целом зоопарке: от насекомых до крокодилов. Вот, например, нильский крокодил, занесенный в Красную книгу. Здесь же указана цена: от 25 до 300 тысяч рублей. Владельцы магазина признают, что некоторые товары достать непросто.

В прошлом году в России был принят закон «Об ответственном обращении с животными». Документ регулирует в том числе приобретение и содержание диких представителей фауны, а таковых только в одной Москве – тысячи. 

«Если взять москвичей, то у нас в так называемой моде сейчас присутствуют обезьяны, рептилии, дикие кошки, тигры, львы, леопарды, гепарды, рыси», – добавил руководитель департамента природопользования Москвы Антон Кульбачевский.

Обычное утро выходного дня в спальном районе Москвы. Во дворе перед многоэтажкой дети играют с пумой. Своего питомца Марселя Виктор купил в Пензенском зоопарке. Дикая кошка, которая родилась и выросла в неволе на территории России, формально дикой не считается. Так что проблем с документами у Виктора не было. Однако здесь есть риск сыграть на руку контрабандистам, если при покупке невнимательно проверять родословную животного.

«Важно, чтобы все было документально. Про животное знали: кто отец, кто мать, откуда происхождение. Главное, чтобы оно не было привезено из-за границы», – подчеркнул Григорьев.

В этом году российские власти решили сделать еще один шаг в борьбе с контрабандой и лишить перекупщиков потенциальных клиентов. В июне в дополнение к декабрьскому закону правительство утвердило список животных, которых отныне запрещено держать дома. В нем перечислены восемь классов, 33 отряда: крупные ядовитые змеи, крокодилы, львы, тигры, в перечне есть и пума.

Если животное из этого списка у вас уже живет, ибо вы приобретете его до 1 января, избавляться от него не нужно. Главное – не создавать проблем окружающим.

«Условия содержания должны соответствовать тому, чтобы животные не испытывали нужды в своих естественных потребностях, коим является их жизненное пространство», – сказал Николай Валуев. 

Семью архитектора Льва Берберова из Баку в 1970-е годы знал весь Советский Союз. У себя дома супруги держали самых разных экзотических животных. Но «царем семьи» был лев Кинг весом 160 килограммов.

«Каждую субботу, воскресенье наша семья в таком вот составе собирается за столом. Это приятно и детям, и Кингу, и нам приятно. Для нас он ребенок, и мы в нем не чувствуем зверя», – заключил хозяин льва.

Зверь в Кинге просыпался не раз. Самый трагический для Берберовых день наступил 24 ноября 1980 года. Взбесившийся лев сначала ударил хозяйку Нину, а затем одним махом убил ее сына Романа. И даже после этого история Берберовых ничему не научила.

Уши, лапы, хвост

Трехмесячный львенок из подмосковного центра передержки диких животных – жертва подпольной сделки. И таких здесь – полные клетки.

«Это нехорошо сказывается на их здоровье, потому что животные не привыкли. Они все равно дикие. Это не кошка и не собака», – объяснил управляющий центром передержки диких животных Арвидас Яблонскис.

Собаки, которые умеют находить наркотики, сегодня дежурят чуть ли не в каждом аэропорту и на вокзалах. В Казахстане ищеек теперь специально обучают для поиска живой контрабанды. В Центральной Азии аферисты все изобретательнее. Животных и их органы пытаются провезти под видом лекарств или сувениров.

«У нас имеются факты незаконного пересечения через таможенную границу рогов сайги, также в Восточно-Казахстанской области, на границе с Китаем – лапы медведя, желчь, ну и черепахи», – сказал руководитель кинологического центра Рыспек Смаков. 

Опыт Казахстана может пригодиться и в других республиках СНГ. В Великобритании и США пошли дальше. Там существуют специальные подразделения полицейских и таможенников, которые борются с контрабандой животных.