Бесконечному серпантину узкой горной дороги, кажется, нет конца. Недаром Безенгийскую стену альпинисты еще называют российскими Гималаями. В совершенно тесном ущелье длиной всего 12 км целых 6 пятитысячников Большого Кавказского Хребта. Еще огромное множество вершин, которые не дотянули до пятикилометровой высоты всего-то пару десятков метров.
По пути к Безенгийской стене лежит самое высокогорное село в Европе: Шыке. Три с половиной тысячи метров над уровнем моря. Как на такой высоте жили люди, сейчас уже сложно представить. Место, кажется, больше подходит для жизни птиц, чем людей.
Добираться до Шыке легче всего на арбе. Но мы решили, что надежнее идти пешком. Это семь километров от трассы практически по отвесной стене. Старинное село заброшено больше 75 лет. А дорога к нему трудна и опасна. Но часто в Шыке возвращаются потомки тех, кто жил здесь когда-то – вспомнить детство, посетить могилы стариков.
Старики говорят, что в селе было не менее 160 балкарских дворов. Была и своя школа. Никаких магазинов и других средств цивилизации в Шыке не было. Жили за счет натурального хозяйства. Жизнь в селе угасла после распоряжения Сталина в 1943 году. Тогда все балкарское население региона депортировали в Среднюю Азию. Когда возвращались на родину, заселялись на равнинах. Это решение было принято руководством Кабардино-Балкарии. Невозможно в такие труднодоступные места провести электричество и газ.
На Кавказе всегда были очень крепкие родственные связи. Подтверждение тому – земляные крыши домов. Строили так, что крыша еще служила двором другого жилища. Так крыша отцовского дома буквально поддерживала дом и двор старшего сына. Соответственно, младший сын строился на крыше старшего брата.
Многовековые устои и традиции, могилы стариков и даже остатки фундамента от некогда родового гнезда. Все это до сих пор держит потомков жителей Шыке настолько крепко, что они решились своими силами восстановить старинное село. Жить сюда вряд ли кто вернется. Главная мечта людей – сохранить село для потомков в первозданном виде. Шыке может в будущем стать и своего рода музеем под открытым небом. По программе строительства курортов Северного Кавказа через некоторое время туристов сюда будет поднимать современная канатная дорога. Ну, а мы пока пешком продолжаем свой путь дальше – к Безенгийской стене.
Первое восхождение в ущелье датируется 1886 годом. Первые же советские альпинисты появились только в 30-х годах прошлого столетия. В 1959-м на слиянии ущелий Межерги и Безенги была основана одна из первых альпинистских баз в СССР с одноименным названием. Понятно, почему. Сложные горы для восхождения и самый высокий участок Главного Кавказского хребта. Самая низкая точка – 4700 метров над уровнем моря. База расположена центре огромных нависающих стен на ледниковой морене. Тут и там исполинские массивы Шхары, Каштан – Тауа, Дых-Тауа, Джанги-Тауа, заснеженная вершина Гесталы. Ее гигантский треугольник словно плывет в облаках. Суровая красота Гесталы – символ Безенги, его визитная карточка. Некоторые горы названы женскими именами. Одна из вершин Безенги носит имя храброй Каштын. По легенде она босиком убежала через перевал от пленивших ее кочевников.
Последняя родовая башня в Безенги была построена лет 200 назад. До наших дней не сохранилась. Но в ущелье возвели новую башню. Музей горно-балкарской культуры и альпинизма. Хранятся здесь предметы материальной культуры балкарцев: старинная одежда, оружие и посуда, подаренные местными жителями. Все остальное: значки, предметы альпинистского снаряжения начала прошлого века – спортсменами. Гордость музея – библиотека. Книги привезены альпинистами со всего мира. Есть издания, которым по 100, а то и 200 лет. В ежегоднике русского горного общества 1910 года описан район Безенги, размещено черно-белое фото вершины Дых-Тау. К этой вершине мы и решили подняться после ночевки.
Веревка для уверенности и на случай, если будет срыв. Без нее горовосходитель испытывает психологический дискомфорт, страх. Поэтому по сложному скальному маршруту в одной связке всегда должен идти страхующий.
Две руки, нога. Две ноги, рука. Три точки опоры – золотое и неизменное правило альпиниста. А еще умение визуально запоминать маршрут. Это чтобы не заблудиться и дойти до цели. Переподготовку в Безенги проходят сотни альпинистов за сезон. Среди них и те, кто только начинает свой путь в горы. Тут и проявляются самые лучшие и худшие качества людей. Но в экстремальных условиях высокогорья чаще складываются самые интересные и сильные человеческие отношения. На сегодня «Безенги» – единственная профильная база в России, которая работает исключительно с альпинистами. Поэтому здесь разработаны четкие программы по обучению. Но чтобы научиться делать все на уровне, нужно не менее трех лет. А чтобы самостоятельно пойти в горы, необходимо получить второй разряд по альпинизму. В Безенги самой природой созданы все условия, чтобы каждый желающий мог испытать себя на прочность. Ведь кроме скал здесь еще множество ледников. Возможность подняться еще и по ледовому маршруту, пожалуй, вершина мечтаний любого скалолаза.
Подробнее в сюжете: Мировой сюжет