Осетинский Айболит: как зоолог превратил свой дом в приют для зверей и птиц

17:37 26/12/2019
Осетинский Айболит: как зоолог превратил свой дом в приют для зверей и птиц
ФОТО : МТРК «Мир»

В детстве он не пропускал ни одной телепрограммы о животных, после окончания вуза просил у президента России трудоустроить его в заповедник, а теперь его дом превратился в приют для диких животных. Корреспонденты «МИР 24» узнали, зачем зоолог Заурбек Дзуцев несет в дом опасных зверей и птиц.

Орлы на больничном

Взгляд на жилище напомнит всем гостям строчки из стихотворения Пушкина об орлах в неволе. Сквозь сетку через оконные проемы глядят два орла. При виде посторонних птицы начинают кричат на весь двор. Их шум чем-то напоминает лай собак, словно пернатые охраняют от чужака свою территорию.

«Для орлов это не тюрьма, а больница, – объясняет владелец дома Заурбек Дзуцев. – Летом полуживых птиц мужчина подобрал на обочине дороги. Шансов вылечить и поставит на крыло почти не было, но я не смог бросить их умирать. И теперь вознагражден».

Под вольер Заурбек Дзуцев выделил комнаты в старом доме. В новом живет его семья. Коробки с книгами птицы изодрали за пару часов. Острых орлиных когтей и клюва не выдержала и мебель. Пришлось освобождать комнату, чтобы увеличить пространство.

Осетинский Айболит: как зоолог превратил свой дом в приют для зверей и птиц

«Понимаю, что места в этой комнате для полноценной реабилитации мало, – говорит Заурбек. – Многие начнут критиковать, что орлы любят свободу, что здесь нет места для полета. Но, по мне, пусть лучше посидят в таких условиях, чем обрекать их на гибель».

Специалистов по птицам в Северной Осетии нет. Пришлось ставить диагнозы и лечить орлов самому.

«Изначально знакомые скинули мне фото одной из птиц. Это был комок перьев. Обработал от клещей, проверил, нет ли открытых ран. А через несколько дней орел уже прыгал и бегал по комнате». 

Желание и возможность защищать свою пищу, отменный аппетит, громкий голос. Все это – хорошие признаки: орлы готовы к свободе.

«Это далеко не попугайчики, с орлами всегда приходится быть начеку, – объясняет Заурбек. – Зазеваешься – можно остаться без глаз. Недавно занес им мясо, потерял бдительность, и один из моих «пациентов» бросился на спину, порвал когтями куртку».

Выпустить в дикую природу орлов Заурбек Дзуцев планирует весной. К этому времени в горах растает снег, и птицам будет легче добыть пищу.

В мире животных

Дзуцев – выпускник биологического факультета местного университета. Заурбек – один из двух зоологов в республике. Работает в Северо-Осетинском государственном природном заповеднике.

«Сразу после учебы я захотел работать по специальности. Меня не смущала низкая зарплата и отсутствие карьерного роста. Моей мечтой было работать в заповеднике. Но руководству одних знаний было недостаточно: они не верили, что молодой человек может прийти за копейки работать. Они не могли понять, в чем подвох. Пришлось писать письмо президенту России. Спустя месяц меня приняли в штат», – рассказывает мужчина.

Но животных Заурбек полюбил задолго до поступления в вуз и устройства на работу.

Осетинский Айболит: как зоолог превратил свой дом в приют для зверей и птиц

«Годам к десяти мама привыкла, что я тащу домой всякую живность. Поэтому и теперь не возмущается, когда очередной питомец попадает в дом. Когда я уезжаю в командировку, животных кормит именно она. А вот сестра до сих пор возмущается, что вокруг запах животных», – признается Дзуцев.

Правда, теперь он носит в дом не котят и щенят, а диких зверей и хищных птиц.

«Все началось в апреле этого года. Знакомые позвонили и сообщили, что кто-то выкинул хорька. Мне стало жалко, принес его домой. У него были проблемы с позвоночником, отказали задние лапки. Несколько месяцев лечил его, мы подружились, но спасти его не удалось», – говорит Заурбек.

Единственной надеждой для попавших в беду диких зверей раньше являлся владикавказский зоопарк. Но и там не всегда могут оказать квалифицированную помощь, да и места в зверинце на всех животных не хватает.

«У нас волонтеры занимаются кошками и собаками, даже планируют строить питомник для них. Но ведь диким животным тоже нужна помощь, они так же болеют, попадают под машины и часто бывают обречены на гибель», – говорит зоолог.

В своем Instagram он опубликовал пост о том, что готов принимать диких зверей. На второй и третий день стали поступать СМС и звонки.

Осетинский Айболит: как зоолог превратил свой дом в приют для зверей и птиц

«Меня стали узнавать на улицах, мой номер передают друг другу, мне пишут в соцсетях. Люди знают, что есть человек, который может оказать помощь и приютить дикое животное или птицу», – говорит Заурбек.

На заповедной территории зоолог следит за животными. Удается наблюдать за поведением зверей в естественной среде. Максимально схожие условия Заурбек старается создать и для своих подопечных.

Не прошли впустую и сотни отсмотренных в детстве программ о животных. Кстати, Заурбек до сих пор мечтает познакомиться с ведущим программы «В мире животных» Николаем Дроздовым.

Теперь осетинский зоолог может без подсказок из интернета определить, каких животных и птиц ему будут приносить в ближайшее время.

«Весна – пора совят. В это время птенцы учатся летать и выпадают из гнезд. Их желательно не трогать, родители контролируют малышей и на земле. Но люди приносят, приходится брать. К этому времени нужно будет запастись главным лакомством совят – мышами».

В прошлом году сов у Заурбека было целых восемь. Пришлось закупить мышеловки. Так зоолог извел всех грызунов не только у себя в доме и в огороде, но и у соседей. Зато через месяц совы могли охотиться, и мужчина выпустил их на волю.

Потом пошли другие птицы. Синичек с отменным аппетитом приходилось кормить каждые два часа. Для стрижей нужно было искать сверчков и тараканов. За несколько месяцев Дзуцев спас десятки птиц и животных.

Осетинский Айболит: как зоолог превратил свой дом в приют для зверей и птиц

«Я не жалею, что трачу личное время и почти всю свою зарплату на своих питомцев, – говорит волонтер. – Да, бывали случаи, что спасти не удавалось. Я тоже не всемогущий. Но тех, что выжили, гораздо больше. И я горжусь этим».

Цапля чахла, цапля сохла…

Три недели назад в импровизированном приюте для животных появился новосел. Едва живую цаплю нашли возле одного из городских прудов. Взялся спасать птицу только Заурбек.

«Она несколько дней отказывалась от еды. Приходилось насильно кормить ее рыбой. Я с опаской выходил каждое утро к ее вольеру – вдруг погибла. Смотришь, а она уже гуляет. Только тогда выдыхаешь. А еще стала самостоятельно питаться. Накидаешь ей кильки в воду, через час заходишь – а рыбы уже нет», – говорит Заурбек.

Дзуцеву уже несколько раз предлагали хищников. Но пока приходится отказывать. Разместить медведя, волка или косуль пока негде. Заурбек надеется построить на своей территории приют для диких животных. Тогда и у хищников появится шанс на спасение.     

Фото: Кейван Дариги (МТРК «Мир»)