«Поспать три-четыре часа в сутки – уже хорошо»: врач рассказал о своей работе во время пандемии

14:53 28/04/2020
«Поспать три-четыре часа в сутки – уже хорошо»: врач рассказал о своей работе в условиях эпидемии
ФОТО : ТАСС / Геодакян Артем

С каждым днем вместе с количеством заболевших COVID-19 растет и число больниц, которые перепрофилируются на борьбу с коронавирусом. Каждый день врачи, медсестры и санитарки подвергают себя смертельной опасности, многие из них относятся к этому уже спокойно и считают, что заражения в любом случае не избежать. Дмитрий Чебоксаров заведующий реанимационным отделением «ГБУЗ ГКБ им. В.В. Виноградова ДЗМ» работает в корпусе, который был перепрофилирован под коронавирусных больных. Он нашел время и рассказал с корреспонденту «МИР 24» о том, как начинается день врача и насколько страшно медику заразиться COVID-19.

«Чистые» и «грязные» зоны

О необходимости создания «чистых» и «грязных» зон заявил президент Национальной медицинской палаты Леонид Рошаль еще в середине апреля. С тех пор они стали появляться в больницах, в которых лечатся коронавирусные больные. «Грязная» и «чистая» зоны – это разные рабочие территории. В «грязную» зону можно войти только в полной защите, на этой территории находятся и сами пациенты. Проход через такие зоны – постоянная процедура для Дмитрий Чебоксарова.

«Стандартно рабочий день у нас начинается в 7:00-7:30 утра. Мы приходим на работу, переодеваемся в «чистой» зоне, чтобы войти в «грязную», в костюмы безопасности, в СИЗы. Далее следует прием дежурства у уходящей смены и постановка задач для новой смены, обход с врачами отделений. Корректируем параметры ИВЛ и лечения – это происходит постоянно, потому что крайне тяжелые и тяжелые больные, особенно находящиеся на ИВЛ, постоянно требуют коррекции их режима вентиляции. Во сколько заканчивается смена? Точного времени нет, как получится», – рассказывает Дмитрий Чебоксаров.

«Нам выделяют гостиницы, но я постоянно на работе»

Для медиков, работающих в коронавирусных стационарах, выделяют гостиницы, в которых они могут бесплатно переночевать, поесть и даже постирать одежду. Вернуться в свои семьи многие специалисты не могут: из-за постоянного контакта с зараженными есть вероятность подвергнуть опасности своих домашних.

«Нам выделяют гостиницы для проживания, но, честно, за две недели я был там всего два-три раза. Остальное время я постоянно нахожусь на рабочем месте. Это необязательно, но больные поступают постоянно и их нужно мониторировать, поэтому уехать не получается», – делится Дмитрий Чебоксаров.

«Поспать три-четыре часа в сутки – уже хорошо»: врач рассказал о своей работе во время пандемии

О флешмобах в поддержку

Россияне, в том числе тысячи интернет-пользователей, решили морально поддержать врачей в их борьбе с коронавирусом: они запускают масштабные акции, аплодируют, стоя на балконе, и рисуют плакаты. Мы решили узнать у Дмитрия Чебоксарова, как он относится к таким флешмобам и не считает ли несправедливым то, что о работе медиков массово вспомнили только сейчас.

«В Инстаграме я не сижу, в соцсетях за флешмобами не слежу – сейчас немного не до этого. Я больше мониторю информацию по методам лечения в России и за рубежом, которая ежедневно обновляется. Получать поддержку граждан, конечно, приятно. По поводу справедливо или несправедливо – это нормальная человеческая реакция, вспоминать о самом необходимом, когда может быть совсем поздно, когда «прижмет», – признается Дмитрий Чебоксаров.

Больные и их родственники

О нехватке мест для размещения больных становится слышно все чаще. Недавно было принято решение размещать в стационарах только тяжелобольных, но и в такой ситуации, как говорят специалисты, места могут скоро закончиться.

«С размещением больных было изначально тяжеловато. Несмотря на то, что наш корпус предназначен для 240 пациентов суммарно, есть ощутимая нехватка мест. Но в то же время прошло уже две недели, и в понедельник была большая выписка из отделения терапии», – рассказывает Дмитрий Чебоксаров.

Помимо выполнения своих прямых обязанностей, врачам приходится общаться и с родственниками пациентов.

«Мы стараемся уделить внимание и родственникам, которые звонят на горячую линию, нас связывают с ними. В первую неделю у нас не совсем это получалось, потому что было большое поступление тяжелых пациентов, а вторую и третью неделю механизм стал уже более отлажен – выделили дежурного доктора, который дает информацию непосредственно по больным», – отмечает Дмитрий Чебоксаров.

Об усталости и страхе

Пока в стране объявлены нерабочие дни и большинство россиян ищут, чем себя занять, и думают о том, как не поругаться с домашними, медики сражаются не только с вирусом, но и с собственной усталостью. Так, один из подмосковных врачей, спасавший пациентов, сам оказался в реанимации. Однако он не сразу понял, что заразился, списывая болезнь на простую усталость. По всей стране врачи признаются – «думали, что это будет последняя смена».

«Организм ко всему адаптируется. Поспать три-четыре часа в сутки – уже хорошо, уже, можно сказать, что бодрый. У нас есть подготовка, которая была заложена еще во время учебы в академии. Поэтому все психоэмоциональные перегрузки не так тяжело переносятся», – признается Дмитрий Чебоксаров.

В то же время есть и еще одна опасность, помимо усталости и загрузки: врачи, которые непосредственно контактируют с пациентами, сами сильно рискуют заболеть. Несмотря на все меры и средства защиты, уже известны случаи, когда медики оказывались на больничной койке с COVID-19.

«Большая часть сотрудников действительно боялась заразиться. Был страх, который помогает выживать и не делать глупостей. Сейчас уже все более или менее адаптировались. Опять же, есть поговорка «волков бояться – в лес не ходить». Это наша профессия, наша специальность – помогать людям. Плюс, есть добровольцы, каждый из которых осознанно шел на борьбу с вирусом. Все мы осознаем степень риска и вероятность заразиться», – говорит Дмитрий Чебоксаров