В 2020 году фотографы, как и представители многих других профессий, чья работа предполагает непосредственный контакт с человеком, оказались в сложном положении. Настигшая мир пандемия коронавируса на несколько месяцев выбила их из колеи, лишив возможности заниматься любимым делом в привычном для них формате. В то время как офисные работники спокойно перешли на удаленку, а педагоги освоили Zoom и стали вести уроки онлайн – что оставалось делать фотографам? Оказывается, то же самое. И здесь на помощь вновь пришли высокие технологии.
Одним из первых, кто занялся бесконтактной фотосъемкой в разгар пандемии, стал итальянский фотограф Алессио Альби. Лишенный возможности лично контактировать с моделями, он начал созваниваться с ними в приложении FaceTime и делать скриншоты. Результат превзошел все ожидания: фото, сделанные Альби в ходе таких онлайн-съемок, выглядят действительно впечатляюще и уступают его прежним работам разве что в качестве изображения.
Очень скоро онлайн-фотография стала модным трендом, и сейчас редкий фотограф отказывается от такой возможности. Несмотря на то, что многие страны уже начали снимать ограничения, а их жители – активно выходить на улицу, удаленная съемка продолжает быть актуальной. О том, как правильно выставить свет, подобрать нужный ракурс, а главное – работать с моделью на расстоянии, в интервью «МИР 24» рассказали профессиональные фотографы из разных уголков России.
Мария Ионова-Грибина, Москва
«Я решила снимать людей, которые заболели коронавирусом»
Мария Ионова-Грибина живет в Москве и занимается фотографией уже 20 лет. Ее работы часто можно увидеть на выставках современного искусства и в частных коллекциях как в России, так и за рубежом. Мария не только делает потрясающие снимки, но и учит этому других: с 2007 по 2012 год она преподавала в Московской академии фотографии, а сейчас читает лекции в Школе современного искусства «Свободные мастерские». Многие знают Марию по ее проектам, сделанным для различных СМИ. Каждая фотография для нее – это целая история чьей-то жизни, запечатленная в мгновении.
Когда в Москве ввели режим самоизоляции, Мария решила не прекращать снимать, а перевести любимое дело на «цифровые рельсы». Впрочем, в этом деле ни она, ни Алессио Альби велосипед не изобрели, признается она: оказывается, дистанционную съемку придумали давным-давно.
«Если говорить об истории и истоках дистанционной фотосъемки, то это 1970-е годы, когда фотографы стали переснимать экран телевизора, – рассказывает Мария. – А в марте 2020-го этот способ стал просто необходимой реальностью – уже не для концепции, а потому что по-другому невозможно. Я как преподаватель фотографии не один раз рассказывала своим студентам о проектах разных фотографов, сделанных с помощью видеосвязи. Но меня лично этот способ не сильно интересовал, потому что у других авторов он был, скорее, связан с некой концепцией: это либо проекты про отношения на расстоянии, либо про исследование виртуальной реальности, либо про связь через интернет и т.д.».
Но когда в марте ее съемки начали отменяться одна за другой, Мария задумалась. Помимо фото она профессионально занимается живописью, и в этом плане не сильно пострадала из-за карантина. Но заказы на фотосъемку от частных лиц и СМИ были существенным источником дохода, а впереди – ждала неизвестность. И тогда она решилась попробовать онлайн-съемку.
«И я написала знакомым фоторедакторам о том, что я могу попробовать снимать для них что-то онлайн, потому что материалы все равно нужно будет продолжать иллюстрировать, – говорит девушка. – Они согласились и стали предлагать какие-то темы», – говорит девушка.
Результат превзошел все ожидания: период самоизоляции не просто позволил ей еще больше раскрыть свои возможности, но и подарил новые идеи для творчества. Мария создала у себя в Facebook большой проект под названием #covidrealpeople: она снимала портреты заболевших, записывала их истории и выкладывала у себя на страничке. Со временем героями Ионовой-Грибиной стали не только переболевшие ковидом, но и врачи, санитары, иммунологи, занимающиеся разработкой вакцины и др. За несколько месяцев карантина проект сильно разросся и собрал множество положительных отзывов.
«Началось это с того, что в моей ленте в Facebook то и дело появлялись люди, которые не верили в коронавирус, говорили о том, что это раздутый медиа скандал и т.д., – объясняет Мария. – К сожалению, такие люди есть до сих пор, но их значительно меньше, а тогда было много. Я стала делать проект в основном из-за таких людей, потому что у меня много друзей, которые живут в Европе, Америке, и я видела, что ситуация серьезная, в начале марта у меня уже начали болеть первые знакомые. Еще до объявления режима самоизоляции я забрала ребенка из детского сада, старшие дети тоже перестали посещать школу, и как раз в тот момент отменили съемки. И я решила, что буду снимать онлайн людей, которые заболели коронавирусом, и буду выкладывать их в своем Facebook для того, чтобы показывать реальные истории реальных людей».
Переходить из офлайна в онлайн было непросто, так как Мария – профессионал со стажем, она быстро приноровилась к новым условиям.
«Сначала, когда ты только начинаешь снимать, тебе очень неудобно: ты не можешь сам подвинуться с камерой, сам сфокусироваться, не можешь мгновенно перевести камеру и нажать на кнопку в определенный момент, потому что все действительно немножко по-другому. Но как только ты ко всему этому привыкаешь (а я за это время сделала уже более 100 съемок и поэтому могу смело об этом говорить), то понимаешь, что такая съемка все равно очень похожа на обычную. Просто ассистентом фотографа становится тот человек, которого фотографируют, либо какой-то помощник – это тот, кто физически передвигает камеру. А я так же выстраиваю кадр, так же работаю со светом, с композицией, с ракурсом. Конечно, я ограничена определенной камерой на устройстве человека, то есть я не могу поменять фокусное расстояние, настроить экспозицию или поменять объектив. Но в остальном я не ограничена», – объясняет Мария.
Один из важнейших аспектов дистанционной фотосъемки, который отличает ее от обычной – это общение фотографа и модели. И здесь препятствием могут стать именно технические неполадки.
«Многое зависит от качества видеосвязи: если она плохая, звук запаздывает, мы друг друга не слышим, то и мне тяжело, и человек начинает раздражаться, потому что он не понимает, что ему делать и что происходит, – объясняет Мария. – Еще многое зависит от того, работаешь ты с фронтальной камерой или с обычной, видит себя человек или нет. Я предпочитаю, чтобы меня человек не видел, потому что процесс съемки получается более интимным: когда человек меня не видит, он более открыт – и особенно если он к тому же не видит себя на экране телефона. Но бывает по-разному: иногда я вижу, что человеку проще, если он меня видит в телефоне. Я это чувствую, и тогда просто включаю свою камеру».
Существуют три основных способа онлайн-съемки: можно делать скриншот экрана, использовать функцию Live Photo в приложении FaceTime (только при съемках на IPhone и Mac) либо снимать экран планшета, ноутбука или компьютера на профессиональную фотокамеру. Каждый фотограф выбирает тот способ, который ему удобен.
«Так как я изначально начала снимать свой проект фотокамерой (Live Photo – это замечательно, но IPhone есть не у всех), я выбираю либо камеру, либо скриншот. Но скриншот, как мне показалось, дает слишком плоскую картинку, и с эстетической точки зрения мне больше понравилась съемка на камеру. В съемках для СМИ я использую все три способа. И сейчас еще появились приложения для фотографов, которые позволяют управлять чужим телефоном – в итоге я получаю картинки качества телефона другого человека. Но это пока только для IPhone», – говорит Мария.
При этом неидеальное качество изображения ее абсолютно не смущает:
«Я считаю, что дело не в качестве, потому что и до этого фотографы снимали, например, на зернистую пленку или с какой-нибудь специфической оптикой типа монокля», – парирует Ионова-Грибина.
Любовь Федорова, Томск
«Ощущение, как будто сходила в гости»
Любовь Федорова живет и работает в Томске, но за последние несколько месяцев «ареал» ее работ неожиданным образом расширился. Недавно она провела фотосъемку на связи с Римом. «Преодолеть» три тысячи километров и сделать потрясающие снимки, не выходя из дома – когда-то она и подумать не могла, что такое будет возможно. Но теперь это ее будни: уже без привычной камеры, вспышки и штатива. Все, что нужно – это смартфон, пара приложений для видеосвязи и человек по ту сторону экрана.
«Я занимаюсь дистанционной съемкой уже почти два месяца, – рассказывает Любовь. – Никакой особый пример меня не вдохновил на это, я, скорее, подхватила эту волну. В Instagram я подписана на разных фотографов, увидела какие-то работы и просто подумала: «Почему не попробовать?». Так и случилось. Я позвала одну из моих моделей, и было очень приятное ощущение после. Не только от результата.
Меня не покидало ощущение того, что я как будто сходила в гости. Мы «прогулялись» по квартире, поменяли локацию, поболтали и посмеялись. И было чувство, что мы не просто сделали съемку, а реально хорошо провели время вместе. И это работает не только со знакомыми. Это то, что я для себя открыла в подобном типе фотосъемки: ты не просто узнаешь человека – он тебя пускает, по сути, к себе домой, и у тебя есть шанс узнать не только саму личность, а еще и увидеть вот этот уголок, в котором он живет, ту атмосферу, которую он там создает. Это все-таки что-то сокровенное и в какой-то степени родное, даже интимное».
Процесс подготовки к фотосессии остался прежним, рассказывает девушка. Здесь все зависит от того, какой будет съемка – коммерческой или творческой.
«В коммерческой съемке клиент обычно обращается ко мне с определенным запросом, и у меня, как правило, следует такое требование: чтобы человек, помимо словесного объяснения, как-то дополнил это объяснение еще и каким-то контентом, который будет отражать его идею. Это может быть ряд изображений или видеофильм, в котором понравились цвета, настроение, атмосфера. Кто-то даже музыку прилагает. Если говорить о творческой съемке, здесь обычно идея исходит от меня. Я сама подбираю модель, мы обговариваем идею, и в любом случае я составляю референс, чтобы модели было понятно, что мы вообще делаем, чтобы она могла понять, как действовать и что от нее будет требоваться. В коммерческой съемке референс, который прилагает мне клиент, я стараюсь дополнять какими-то изображения, видеорядом, музыкой для того, чтобы человек, который обращается ко мне с запросом, понимал, что его восприятие я «словила», я поняла, что он хочет. Это нужно и для спокойствия клиента, и для моего спокойствия, что я четко поняла запрос», – объясняет Любовь.
После проработки идеи фотограф и клиент начинают думать о ее реализации.
«Мы смотрим локации в квартире, смотрим, какие условия в этих локациях: свет, инвентарь, какие-то объекты, цвета – это очень важно. Мы продумываем одежду, которая будет на модели, исходя из того, что у нее есть, думаем, какой будет макияж, какая прическа, возможно, какие-то аксессуары – все это важно», – отмечает Любовь.
Один из залогов успешной фотосъемки – правильно выставленный свет. В условиях онлайна работать с ним гораздо сложнее, поэтому приходиться экспериментировать.
«Квартиры бывают разные, и в основном мы, конечно, отталкиваемся от возможностей модели. У кого-то есть искусственный источник света. Но в большинстве случаев такого нет, и искусственный свет ограничивается лампами, торшерами – то есть это обычный комнатный свет. Но, как правило, искусственный свет и не нужен: съемки проходят чаще всего в дневное время, и света из окна – благо, у нас сейчас там солнце – вполне хватает. И с этим можно придумать просто уйму всего», – объясняет девушка.
Как правильно выставить кадр – еще один важный вопрос, который необходимо решить фотографу.
«Здесь я обращаю внимание на два момента, о которых ты и не думаешь во время офлайн-съемки, потому что это не нужно. Значительно облегчает работу наличие селфи-палки. Если она есть, то, конечно, гораздо легче управлять телефоном – от того, как модель его расположит, зависит кадр. И благодаря как раз-таки такому приспособлению, как селфи-палка, телефон можно более четко зафиксировать: ты точно уверен, что он никуда не съедет и будет располагаться под определенным углом, как ты хочешь. Когда селфи-палки нет, тогда, конечно, приходится включать фантазию: подпирать телефон книжкой, ставить на что-то мягкое, где он будет более устойчив, и т.д. Но в любом случае наличие селфи-палки – это просто must have для онлайн-съемок. Ну и второй момент, как несложно догадаться – это приложение на телефоне. Здорово, что сейчас, в нашем информационном веке, у нас есть такой большой выбор: FaceTime, Zoom, WhatsApp, ВКонтакте, и даже Skype используется для онлайн-съемки. Вдаваться в то, какое из них лучше, я даже не буду, потому что у всего есть свои плюсы и минусы, и зависит очень часто от ситуации – у кого что есть», – говорит Любовь.
Чаще всего она предпочитает делать снимки при помощи скриншотов. Любовь считает, что во время съемки важно, чтобы модель могла видеть себя. В качестве приложения для связи девушка использует Zoom.
Перед съемкой Люба всегда просит модель о двух вещах: включить режим «не беспокоить» и полностью зарядить телефон. Когда эти условия соблюдены, можно приступать к фотосессии.
«Обычно все начинается с каких-то стандартных поз. Стандартных не в том плане, как их вижу я, а стандартных для модели, чтобы ей было комфортно. Здесь важно не выстроить модель так, как я видела на картинке, потому что это может совершенно не ее история. Важно дать модели понять, что здесь можно. Здесь можно быть собой, здесь можно встать так, как ты чувствуешь. Конечно, где-то что-то я подправлю, и об этом я обычно говорю, но суть в том, чтобы создать такую максимально комфортную друг для друга атмосферу, в которой мы оба можем словить творческий «поток», – говорит Любовь.
При этом она отмечает: неважно, коммерческую вы проводите съемку или некоммерческую – если вы снимаете портрет, то в любом случае основная суть вашей работы – это отразить ваше видение человека, находящегося перед вами.
«Пока он играет, он не тот, кто он есть. И если я его выстраиваю по шаблонам, он тоже не тот, кто он есть. Вот когда он максимально расслабляется, когда он чувствует, что можно доверять, и я его вижу в его обличье, я передаю уже свое восприятие. Именно поэтому очень важно не гнаться за стандартными позами, за какими-то мануалами по позированию и т.д. Важно создать атмосферу доверия: здесь можно чувствовать себя и показываться себя таким, каким я являюсь», – подчеркивает Любовь.
Как и многих других фотографов, в начале Любовь слегка настораживало качество снимков, сделанных удаленно. Но со временем она поняла: в фотографии это – не главное.
«Давайте просто задумаемся: мы почти каждый день делаем снимки на телефон, выкладываем их или печатаем, – говорит девушка. – И для кого-то эти снимки не менее дороги, чем сделанные на профессиональные камеру. Все мы когда-то снимали на мыльницы, и даже сейчас есть отдельное направление съемки именно на пленку. И до сих пор это направление ценится – точно так же, как и онлайн съемка. И, возможно, в дальнейшем у такого вида съемки есть перспективы. И главное, что такие снимки, которые мы делаем каждый день, выкладываем в социальные сети или печатаем, находят отклик у нас, у наших друзей, знакомых, у людей, которые нас окружают. И это круто! Это как раз-таки показатель того, что качество снимков не столь важно – важно то, что мы хотим с их помощью передать. И какая разница, делаем мы это на профессиональную камеру или на обычную фотокамеру телефона?».
По мнению Федоровой, браться за онлайн-съемку стоит не только опытным, но и начинающим фотографам, которые еще не до конца освоились с камерой.
«Я могу совершенно точно рекомендовать людям, которые хотят попробовать себя в фотографии, пойти «пощупать» именно онлайн-съемку. Не зацикливаться на качестве снимков, не думать: «А как я все это буду обрабатывать?», «Как это будет в конце смотреться?». Здесь важно проработать коммуникацию, так как коммуникация – это одно из таких звеньев, над которым важно работать фотографу, помимо техники съемки, помимо умения обращаться с камерой, помимо обработки и проработки своего личного стиля съемки. Если коммуникация не выстроена, очень сложно донести до модели, чего ты вообще от нее хочешь. И для меня было большим открытием, когда я проводила свою первую съемку, что ты больше работаешь не над тем, как камеру расположить. Ты думаешь больше о том, какую картинку ты видишь: вот у нас есть модель, вот она сейчас себя так чувствует. Нужно ее как-то расположить к себе, создать доверительную атмосферу. При этом еще следить за кадром: что у нас есть в кадре, как модели встать, как повернуться. А действительно ли ты удовлетворен тем, что видишь? Не нужно ли какое-то движение слегка подправить? Вот такие детали можно проработать, как раз прибегнув именно к онлайн-съемке», – объясняет Любовь.
Мария Инькова, Санкт-Петербург
«Мы приходим к новому визуальному языку»
Марии Иньковой съемки на расстоянии позволили побывать в Нидерландах, Великобритании и увидеться с сестрой, которая живет в другом городе – с нее девушка начала свои эксперименты в онлайн-фотографии.
«Впервые я попробовала такой вид съемки на карантине: увидела, что это актуализировалось в Instagram, и решила, что тоже хочу попробовать. Здорово, что теперь все равны в технике и в условиях работы, и решает уже не фотоаппарат, а твое видение. Я вдохновилась работами других фотографов, и мне было интересно попробовать это, потому что такая съемка позволяет побывать в других городах и странах. У меня есть сестра-подросток, она живет в другом городе, и я начала с нее. Мы пообщались, пофотографировались, и на ней я протестировала все это», – рассказывает Мария.
Сегодня в мире существует масса фотопроектов, завязанных именно на онлайн-съемке.
«Например, есть фотографы, которые делали скриншоты камер наружного слежения. Также есть Google Street View, где фотографы тоже делали скриншоты под определенную тему. В связи с карантином это стало не только развлечением, но и реальным делом, потому что фотографы действительно остались без офлайн-работы.
Самое интересное в дистанционной съемке для меня – то, что это даже доверительнее со стороны модели по отношению ко мне, чем при обычной съемке, потому что тот, кого я снимаю, пускает меня в свое пространство, хоть и в цифровое. Обычно съемка происходит дома: человек включает камеру, и я мгновенно попадаю в его комнату, мы гуляем по квартире в поисках лучших ракурсов. И мне кажется, это именно про доверие, потому что не каждого постороннего человека ты пустишь в свой дом. И в этом есть какая-то «цифровая» близость», – говорит Мария.
Во время карантина девушка созванивалась как со знакомыми, так и с абсолютно незнакомыми людьми, и всякий раз старалась установить с ними некий «душевный контакт».
«Самое сложное для меня – это то, что теперь нужно много говорить. На площадке я обычно не много разговариваю и каких-то четких указаний не даю. Мой стиль съемки такой, что я, скорее, наблюдаю за человеком – направляю его, конечно, но не говорю «поставь руку так» и т.д. Это больше такой lifestyle-репортаж. В офлайне же я могу невербально что-то показать, и человек меня поймет без слов. Тут это, конечно, не совсем возможно, и приходится больше говорить. Кроме того, ты должен ориентироваться в комнате, в которой ты не был. Это интересно, но лично у меня отнимает много сил, потому что тут нужно полностью дать человеку инструкцию: что делать, где лучше свет и т.д.», – рассказывает Мария.
Она перепробовала разные методы съемки и в итоге остановилась на скриншотах и фотографировании экрана.
«В основном я делаю скриншоты и снимаю разными объективами экран своего ноутбука. Я очень люблю абстрактные фотографии, которые похожи на картины, немного сюрреалистичные. Поэтому мне нравится снимать экран, в котором можно, например, поймать какое-то отражение. Иногда я использую советские объективы, они дают очень интересную картинку. И, вообще, в целом я люблю снимать с расфокусом, и иногда даже непонятно, что я делала снимок не в реальности», – улыбается Мария.
Сейчас, когда карантин сняли, у нее стало меньше онлайн-съемок: отчасти люди потеряли к ним интерес, да и активности в офлайне у всех прибавилось. Несмотря на это, девушка убеждена: этот вид фотографии пока далеко не изжил себя:
«Я думаю, что этот формат может использоваться для каких-то целей. Я знаю, что некоторые бренды сейчас снимают свои лукбуки дистанционно. И мне кажется, что мы наконец-то приходим к какому-то новому визуальному языку, где не так важна дикая детализация. Сейчас есть спрос на слегка небрежное изображение. Поэтому я не исключаю того, что буду продолжать снимать в этом формате».