Его построили в честь императора Петра I. Прообразом послужил храм святого Петра в Риме. Исаакиевский собор – памятник архитектуры XIX века и кладовая предметов искусства и уникальных инженерных решений.
Фото предоставлено пресс-службой СПб ГБУК «Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор».
40 лет – столько строили собор: с 1818 по 1858 годы. И это только здание – ещё более полувека ушло на то, чтобы оформить интерьеры церкви. Так последние мозаики в храме монтировали накануне Октябрьской революции в 1917 году.
Фото предоставлено пресс-службой СПб ГБУК «Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор».
24 рисунка – столько эскизов будущего Исаакия предложил архитектор Огюст Монферран императору Александру I. Проект малоизвестного мастера обошёл работы таких корифеев зодчего дела как Стасов, Воронихин, Камерон.
24 тысячи свай забито в фундамент храма. Нынешний Исаакиевский собор – четвёртый по счёту на участке земли рядом с Медным всадником. В его основании половина свай от предыдущей церкви. Дело в том, что одним из условий строительства нового храма было сохранение восточной части старого здания – так пожелал государь. Монферран добавил ещё 12 тысяч новых сосновых свай. Промежутки между ними заполнили древесным углём, а сверху в два ряда уложили гранитные плиты. В общей сложности сооружение фундамента заняло около 5 лет.
Фото предоставлено пресс-службой СПб ГБУК «Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор».
112 гранитных колонн украшают фасад собора. Самые массивные – их здесь 48, весят по 114 тонн каждая, длина 17 метров. На установку одной такой колонны уходило 45 минут, поднимали конструкцию одновременно 128 рабочих. Первую установили 20 марта 1828 года – посмотреть на этот процесс собралась императорская семья, горожане, даже иностранцы специально приехали. Гранит, кстати, использовали «местный». На территории нынешней Ленинградской области в XVII-XIX веках работала каменоломня «Питерлакс». Оттуда по воде в Петербург доставлялись заготовки для будущих колонн.
101,5 метр – на столько возвышается Исаакиевский собор над землёй. Это второе по высоте историческое здание в Петербурге, первое место занимает Петропавловский собор – 122,5 метра. На крыше церкви, на высоте 43 метра, расположена смотровая площадка. Подъем на неё по винтовой лестнице занимает всего три минуты. Город отсюда можно увидеть как на ладони.
Фото предоставлено пресс-службой СПб ГБУК «Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор».
4 000 квадратных метра – площадь храма. Внутри одновременно может находиться 12 тысяч человек. К сожалению, француз Монферран при проектировании собора не учёл суровый северный климат. Зимой внутри огромного здания температура едва поднималась выше +8 градусов, а под куполом часто появлялись сосульки. Печи и воздуховоды не справлялись с задачей. Только в середине ХХ века инженерам удалось решить проблему – внутри церкви стало тепло.
22 градуса – такую температуру круглосуточно в течение всего года поддерживают в храме с помощью современных систем отопления и кондиционирования воздуха. Это необходимо для сохранения фресок, мозаик и лепнины.
Фото предоставлено пресс-службой СПб ГБУК «Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор».
10000 керамических горшков находятся внутри купола собора. Они здесь для улучшения акустики. Сам купол диаметром 25,8 метра – самый большой позолоченный купол в мире. Чтобы такая огромная конструкция не раздавила здание, его построили не из тяжёлого кирпича, а собрали из более лёгких металлических элементов. А сверху обшили листами позолоченной меди.
400 килограммов золота ушло на позолоту Исаакия. Из них только 100 – на купола. К слову – на золочение Петропавловского собора ушло всего 8 килограммов драгоценного металла. Обработка выполнялась огневым методом: на медные листы наносили сплав золота с ртутью, затем поверхность нагревалась, ртуть выпаривалась, а атомы золота надежно закреплялись. Именно поэтому купол продержался без реставрации более века.
Фото предоставлено пресс-службой СПб ГБУК «Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор».
28,5 квадратных метров – площадь самой большой стеклянной иконы в России – это витраж с ликом Христа в Исаакиевском соборе. Иисус здесь одет не в лазурную одежду, а в пурпурную, на католический лад. За это спасибо немецким мастерам, которые делали витраж. На его изготовление, к слову, ушло несколько месяцев, затем в коробках в разобранном виде морским путем картина прибыла из Мюнхена в Петербург. Этот витраж стал новшеством для церквей той эпохи. И все благодаря Монферрану, который сумел убедить императора в том, что картина из стекла будет уместна в соборе. Кстати, позже он же настоял на том, чтобы заменить часть традиционных икон и фресок на мозаику. В Исаакие было очень сыро, краска и штукатурка быстро приходили в негодность. А мозаичные панно оказались не такими капризными.
Фото предоставлено пресс-службой СПб ГБУК «Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор».
12 000 цветов и оттенков смальты использовалось при изготовлении мозаик храма. Его убранство украшают 62 панно общей площадью более 600 квадратных метров. Самое большое – «Тайная вечеря». Специально для нужд Исаакия в Академии художеств были созданы мастерские и приглашены специалисты из Италии. В 1862 году на Всемирной выставке в Лондоне эти мозаики получили самую высокую оценку.
Фото предоставлено пресс-службой СПб ГБУК «Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор».
Более 350 скульптур украшают храм внутри и снаружи. 24 из них на балюстраде главного купола. Это «хоровод ангелов», говорят у каждого своё лицо, и только два похожи друг на друга, как братья близнецы. Они стоят с севера и с юга. Один записывает души, которые попадут в рай, другой вычеркивает их. Существует легенда, что во время монтажа два ангела упали с балюстрады вниз и разбились вдребезги. Понадобилось больше года, чтобы изготовить новых.
300 000 тонн – это общий вес собора. Он считается самым тяжёлым историческим зданием в Петербурге. За полтора века храм почти не пострадал: он пережил три революции, Великую Отечественную войну, строительство метро, из-за которого мог уйти под землю. Эксперты говорят – здание надежное и простоит как минимум ещё полтора века. Спасибо Монферрану.
Подробнее в сюжете: Мировой сюжет