Власть на коленях: как американский рецидивист стал иконой протеста

19:11 07/06/2020

«Мы прекращаем беспорядки и беспредел, которые распространились по всей нашей стране. Мы закончим это сейчас», – Трамп сказал, Трамп не сделал. Большая ядерная кнопка у него есть, а обычной полицейской дубинки нет. Приказать губернаторам увеличить количество копов и нацгвардейцев на улицах он не может – может только попросить. У полиции единого федерального управления нет, в каждом штате свои стражи порядка, и действуют они по-разному. Где-то активно применяют газ и резиновые пули, где-то – встают на колени или даже присоединяются к протестующим, отмечает корреспондент телеканала «МИР 24» Роман Никифоров.

Все началось с трагического эпизода. Полицейские Миннеаполиса задушили 46-летнего Флойда Джорджа, темнокожего рецидивиста, который привлекался пять раз, в том числе за вооруженный разбой. Но теперь Флойд – икона протеста. Невинная жертва расизма, добрейший человек, примерный отец двух дочерей. Почтить его память призывает мэр Хьюстона.

«Скажи его имя!». – «Флойд Джордж!». – «Скажи его имя!». – «Флойд Джордж!».

Мэр родного Миннеаполиса рыдает у золотого гроба Флойда, словно это похороны близкого родственника.

«Суперлиберальный мэр. Он плакал, он плакал. Разве это не хорошо? Но мэр не может плакать в подобных случаях. Так что у нас совсем другое отношение к вещам. Я за закон и порядок, и если вы не за порядок, вы потеряете страну», – предупредил Дональд Трамп.

Потерять страну – это вовсе не фигура речи. Мирный протест превращается в бунт, поджоги и погромы.

«На этом протест закончился. Вчера вечером не было никакой программы для протеста, кроме взлома магазинов и кражи имущества», – констатировал комиссар полиции Нью-Йорка Дермот Ши.

У витрин дорогих магазинов ажиотаж. Правда, это не покупатели, а мародеры. Терпеливо ждут своей очереди. Кто не успел, тот вовсе не опоздал. Мародеры выходят на новый уровень – грабят других мародеров, если они белые. Теперь протестующие из беднейших кварталов носят «Ролексы», одежду от Dolce & Gabbana и последние модели кроссовок Adidas. Смотрят новости в маленьких квартирах на больших плазменных экранах. Они уже не ждут поставок в магазины – самовывоз прямо из почтовых поездов.

Как только вмешиваются копы, их обвиняют в жестокости. Могут и линчевать. Нападают поодиночке, малыми группами или толпой.

В полицейскую работу вмешивается большая политика. Губернаторы и мэры из стана демократов словно не видят разницы между мирным протестом и погромами. В Нью-Йорке полиции даже шлемы запрещают надевать – зачем провоцировать безобидных граждан.

«Были моменты, когда люди позволяли себе противоправные и насильственные действия прямо во время протеста. Но это было редко», – говорит мэр Нью-Йорка Билл де Блазио.

Другой видный демократ, мэр Лос-Анджелеса, также сочувствует протестующим.

«Черное лицо не должно быть приговором к смерти или к тому, чтобы жить на улице и быть неизлечимо больным. Нам нужна страна, которая будет слушать», – говорит собравшимся Эрик Гарсетти.

А президента слушать не хотят, хотя тот пытается припугнуть непослушные штаты.

«Если город или штат откажется предпринимать действия, необходимые для защиты жизни и имущества жителей, я введу армию Соединенных Штатов и быстро решу проблему», –пригрозил Трамп.

Но даже в Вашингтоне, где находится Белый дом, решать проблемы не так просто. Ведь самим округом тоже правят демократы.

«Мы все услышали это зловещее предупреждение. Мы начинаем беспокоиться о любой полицейской или не полицейской силе в округе, которая не разделяет наши ценности и не подотчетна начальнику полиции или мне», – возмущается мэр Вашингтона Мюриэл Баузер.

Копы в Америке привыкли действовать жестко, но сейчас за каждым их шагом следят. В Баффало двоих полицейских отстраняют от работы из-за того, что они грубо оттолкнули пожилого демонстранта. В ответ все оставшиеся офицеры, 57 человек, покидают спецподразделение. Но поддержки у местной демократической власти не находят.

«Каждый мирный протестующий в городе Баффало будет защищен», – обещает мэр города.

Если с кем и можно разбираться, то разве что с прессой. Здесь у общественности вопросов меньше.

Еще проще – вставать на колени. Снова и снова, как требует толпа.

«Вставание на колени перед мародерами – это какое-то ерничество. Полицейский нашей страны, любой страны имеет право преклонить колено только перед флагом или присягой, которую он дает своему народу или государству. Преклонять колени перед преступниками, я считаю, это нонсенс», – говорит президент Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа» Сергей Гончаров.

Похожую картину мир уже видел в стране, которую США решили опекать. 2014 год. Украина. Майдан.

Пока полиция стоит на коленях, граждане вспоминают вторую поправку к Конституции – о праве на хранение и ношение оружия. Штат Айдахо обороняется: Запад США снова напоминает Дикий Запад.

Как защитить свое заведение? Лайфхак от эмигрантов из Италии: витрины разбиты, но внутри все цело. На Брайтон-Бич в Нью-Йорке вообще относительно спокойно. Район патрулируют крепкие парни на мотоциклах. Это русскоязычные байкеры, свой клуб они назвали «Братва». В чем сила, брат? В сплоченности.

«Не имею право на ношение оружия. Должны защищаться ножами, топорами, дубинами. А они ходят со стволами. То есть большой перевес силы получается. Поэтому мы здесь, потому что видели, как бабушку бревном били с дедушкой, которые свой магазин охраняли. Я когда увидел, сказал: я здесь и сделаю все!».

О спокойствии по всей стране речи не идет. Протесты – это тренд. Вот и знаменитости подтянулись. Рэпер Канье Уэст прошел с десяток метров – молча. Но оттянул на себя все внимание прессы. Акцию пришлось возобновлять после его отъезда.

Американцы не просто соскучились по прогулкам. Страна расколота. Во-первых, по расовому признаку. На видео 2015 года «Ку-клукс-клан» против «Черных пантер». Леворадикальная организация темнокожих с причудливой смесью марксизма, маоизма и национализма была активна в США в 1960-х и 1970-х. Потом ушла в тень, но теперь снова возвращается. Старые идеи «Пантер» созвучны уличным лозунгам и рассуждениям интеллектуалов – нынешних лидеров мнения.

«Давний рассказ белых сторонников превосходства, что условия в черных кварталах и городах – это прямой результат индивидуального поведения людей, живущих в них. Они говорят, черные люди должны делать то, черные люди должны делать это. Я могу сказать, что с черными нет ничего плохого, и только конец расизму может решить эту проблему», – рассуждает научный сотрудник политической программы Метрополитен в институте Брукингс Андрэ Перри.

Журналист Дина Халилова живет в Восточном Гарлеме и рассказывает про «их нравы».

«Они граждане Америки. Они рождаются с языком, с документами. Не одни, с семьями. У них есть возможность ходить в бесплатные школы. Но 75% из них не заканчивают эти школы, 30% даже читать не умеют. Поэтому ими очень легко управлять. Все сидят на пособиях по безработице. Они сидят на бесплатных талонах на питание. Они с 16 лет начинают рожать детей, чтобы не терять социальные льготы. Один за другим буквально», – свидетельствует журналист.

К пособиям нередко добавляют криминальные доходы. Но из-за ограничений, связанных с коронавирусом, они резко сократились. И вот такой шанс.

«Я черная женщина, мои люди создали эту страну. Мы были изнасилованы и ограблены для того, чтобы создать эту страну», – заявила Алисия Смит.

Это уже расизм наоборот – с черным отливом. На улицах ставят на колени белых женщин. Группа американцев опустилась на землю по своей инициативе – кается. Некоторые даже ботинки афроамериканцев целуют. Пока только флешмоб, видимо, вершина политкорректности. Однако многие белые американцы с протестующими солидарны. Объединяет их, как ни странно, еще одна линия разлома – социальное неравенство.

«Со времен Рейгана проводилась очень четкая политика – стимулирование экономической активности путем ухода государства из социально-экономической сферы. Налоги снижались прежде всего для богатых. В результате разрыв между ультрабогатыми и не только бедными, но и американским средним классом, увеличился в разы», – объясняет профессор политологии Университета штата Теннесси Андрей Коробков.

Тут еще и пандемия. Безработица увеличивается почти на 10%. Это десятки миллионов людей, и многие из них уже на маршах. Опять экономика смешивается с политикой.

«Пожалуй, самое большое разделение – политическое, когда ни одна, ни другая сторона не собирается идти на компромисс. Это всех раздражает», – считает мэр города Эттлборо, штат Массачусетс, Пол Эру.

В городе Эттлборо пока все спокойно. Мэр демократ, весьма умеренный.

«Сама идея работать вместе – это уже шаг вперед, который нам необходимо сделать. Надо перестать тыкать пальцем со словами – вы, демократы, хотите все спустить на тормозах, а республиканцы не хотят поддерживать людей. Это никому не поможет», – объясняет Пол Эру.

Но таких политиков сегодня не слушают.

«Американская элита пришла к выводу, что ей не удастся отделаться от Трампа легитимными путями. Начались попытки создать беспорядки. Во-первых, чтобы его дискредитировать. Во-вторых, заставить пойти на жесткие меры, чтобы потом обвинить в том, что он нарушает права американцев и Конституцию», – считает Андрей Коробков.

В атаку идет кандидат в президенты США Джо Байден – азартно и неполиткорректно.

«Если у вас есть проблема с определением, за меня вы или за Трампа, то вы не черный», – заявляет Байден.

Предвыборный штаб Трампа тут же обновляет известный мем – предлагает похоронить Байдена. Троллинг в такой ситуации опасен, но у президента стальные нервы. Ему надо пройти к оскверненной погромщиками церкви, и он идет. Его не смущает, что полиция расчищает путь слезоточивым газом. Он гнет свою линию. Это вокруг насилие, погромы и противоречия, а у Трампа старый добрый лозунг или молитва.

«Вы видите, что происходит? Величие возвращается. Оно возвращается. Это будет еще сильнее, чем когда-либо прежде».

Во всей этой суматохе американцы даже о пандемии забыли. А ведь у того же Флойда Джорджа кроме следов опиатов и метамфетамина в крови нашли и коронавирус. Сколько человек заразилось в результате протестов и погромов, организаторы акций, похоже, не думают. Бунт требует жертв.