«Во всем виноват Христофор Колумб». Джордж Флойд и его золотой гроб

19:20 14/06/2020

В США вот уже третью неделю не прекращаются беспорядки и погромы после смерти Джорджа Флойда. И вот в эту пятницу – новый случай. Полицейский в Атланте застрелил чернокожего. Его поймали пьяным за рулем. Он оказал сопротивление, за что и получил пулю. Полицейского уволили. Шеф полиции подал в отставку. В городе начались погромы. На этой неделе новая забава: война с памятниками. Причем не только в США. Все подробности у корреспондента «МИР 24» Романа Никифорова.

Колумб открыл Америку, но сегодня Америка против Колумба. Памятники ему не просто сносят, еще и глумятся. Одному оторвали голову, другой – и краской облили, и подожгли, и утопили. Темнокожих, правда, испанский мореплаватель не угнетал. А вот перед краснокожими – индейцами виноват. Так что не мореплаватель он больше. Расист и колонизатор.

Веревки, кувалды и баллончики с краской – вот чем можно переписать историю. Из летописи гражданской войны предлагают убрать всех конфедератов – представителей рабовладельческого Юга. Работа опасная: «уличный историк» в Портсмуте даже травму получает. Но остальные памятники сдаются без боя.

Повержен Джефферсон Дэвис – первый и единственный президент Конфедеративных Штатов Америки. Главнокомандующий южан, герой войны с Мексикой генерал Ли капитулирует в Далласе. И в Вирджинии – без шансов. Толпа на коленях перед ним не чтит, а обличает. А власть с народом.

«Мы уберем его. Некоторые скажут, что Ли – честный человек. Я знаю, многие будут злиться. Но, мои друзья, я верю в Вирджинию, которая честно изучает свое прошлое», – сказал губернатор штата Вирджиния Ральф Нортэм.

Работы много, всего в США 770 памятников южанам. А головной отряд затаился в Конгрессе.

«Сегодня я вновь призываю убрать из Капитолия США 11 памятников солдат и чиновников Конфедерации. Эти статуи воздают должное ненависти, а не наследию», – заявила спикер палаты представителей Конгресса США Нэнси Пелоси.

Конфедераты рано или поздно закончатся. Но белых политиков для черных списков хоть отбавляй.

«Так случилось, что Америка родилась с этим рабством. Такая родовая травма. Самые великие американские президенты – Линкольн, Джордж Вашингтон – чуть ли не святые, но они тоже были рабовладельцами», – отметил президент Американского университета в Москве, профессор МГУ Эдвард Лозанский.

Америке предлагают новых героев. Похороны Джорджа Флойда. Золотой гроб, белые лошади и карета-катафалк. Прямая трансляция на всю страну, многотысячные траурные шествия.

Художник рисует портрет Флойда вверх ногами, а потом переворачивает. Так и его образ меняется в одночасье. До гибели он лишь грабитель-рецидивист, что приставлял пистолет к животу беременной афроамериканки. Про него и некоторые близкие родственники уже забыли: сын, например, последний раз видел отца в четыре года.

«Я не понимал, кто это, до тех пор, пока мама не позвонила и не сказала: «Ты знаешь, кто это?». Я сказал: «Нет». – «Это твой отец», – ответила она», – вспоминает сын Джорджа Флойда Куинси Мэйсон Флойж.

Зато сегодня в университете Миннесоты появляется стипендия имени Джорджа Флойда. Футболки, значки с его фото, цитаты: слова Флойда при последнем задержании становятся протестными лозунгами. А вот другая сторона: полицейский Дерек Шовин, что задушил Флойда, дает показания в суде. Но не лично, а онлайн. Привозить его на заседание боятся: как бы не линчевали! Копы под огнем – шквальным огнем критики.

«Мы все читали, что все в черных кварталах матери боятся за их детей, которые могут не вернуться из школы, потому что будут застрелены полицейским. Все пытаются опозорить нас. Законодатели, пресса, все пытаются нас опозорить, чтобы мы стеснялись нашей профессии. Знаете, что? Это не запятнано кем-то в Миннеаполисе. Он по-прежнему сияет!» – подчеркнул президент благотворительной организации Нью-Йоркской государственной ассоциации полиции Майк О'Мира.

Протестующие выдвигают новые лозунги: не финансировать полицию! Трамп против – предлагает реформу.

«Мы позаботимся о том, чтобы наши полицейские были хорошо обучены, отлично обучены, у них будет самое лучшее оборудование», – пообещал Дональд Трамп.

Однако мэрам и губернаторам из стана демократов президент не указ. Сократить полицейский бюджет решают Нью-Йорк и Лос-Анджелес. К решительным шагам готов и мэр Миннеаполиса Джейкоб Фрей – тот самый, что у гроба Флойда рыдал. Но полностью упразднять полицию не хочет, за что его с позором выгоняют с митинга.

Но теперь против мэра выступает его городской совет: решает заменить полицейское управление общественной системой безопасности. После чего желающих продать свою недвижимость в Миннеаполисе становится больше на 17%.

В Сиэтле новое государство. Называется Автономная зона Капитолийского холма. Протестующие захватывают шесть кварталов и возводят вокруг баррикады. Копам запрещено использовать даже слезоточивый газ, и они вообще оставляют свой участок. Теперь это Народный департамент.

«Посмотрите, что происходит в Сиэтле. Если они не смогут их усмирить, то мы сделаем это», – сказал Дональд Трамп.

В «Твиттере» Трамп называет протестующих в Сиэтле внутренними террористами. И получает от властей города «демократический привет». «Обезопасьте нас всех. Возвращайтесь обратно в свой бункер», – призывает мэр г.Сиэтла Дженни Дюркан.

И даже документальный сериал «Копы» в Америке закрывают. Он выходил более 30 лет. В реалити-шоу полиция тоже действует брутально, но и преступники не ангелы. Непорядок.

Претензии и к классике. Канал HBO убирает из каталога «Унесенные ветром». Роман и фильм для американской культуры что «Война и мир» для российской. Но романтизирует рабовладельческий Юг.

Дальше – больше. Демократический кандидат в президенты США Джо Байден уже и репарации за рабство готов обсуждать: «Если на самом деле существуют способы получить прямые выплаты, я хочу их увидеть».

Байден – политик опытный, даже слишком опытный, ему скоро 78. Он еще с Громыко встречался. В тандеме с ним на выборы, скорее всего, пойдет женщина. И скорее всего, не белая. СМИ уже называют самых вероятных кандидатов: бывшая помощница Обамы Сьюзан Райс и Камала Харрис, у которой отец с Ямайки, а мама из Индии.

«Учитывая, если хотите, старческую дряхлость Байдена, борьба за его вице-президента становится ключевой проблемой американской предвыборной кампании», – комментирует главный научный сотрудник Института США и Канада Владимир Васильев.

Теперь протесты дело семейное. Здесь и свадьбы организуют, и детей на марши водят. Правда, не все мамы политически подкованы. Эта, например, пострашнее полиции будет и загоняет своего бунтаря домой.

Чем дольше длятся протесты, тем слабее выглядит Трамп. Нечто похожее Америка уже видела: Лос-Анджелес, 92-й. Полицейские избивают темнокожего. И в городе начинаются беспорядки.

На улицах все те же лутеры, бунтари и мародеры в одном флаконе. Погромы длятся шесть дней. За неполную неделю 63 погибших, две с половиной тысячи раненых. А республиканцу Джорджу Бушу не удается переизбраться на второй срок.

«А Буш тогда себя позиционировал как победитель в холодной войне. Эти беспорядки показали всю неэффективность пребывания Джорджа Буша-старшего у власти, они резко показали его неспособность повлиять на эти события», – отмечает главный научный сотрудник Института США и Канада Владимир Васильев.

В век глобализации и соцсетей протест становится еще более мощным оружием. На зависть самой Анджеле Дэвис, о судьбе которой в 70-е так беспокоились простые советские труженики. Она была членом ЦК компартии США. И связана с организацией«Черные пантеры», что сочетает классовую и расовую борьбу. Популярный сегодня коктейль.

«Мы сейчас задаемся вопросом, можем ли представить себе справедливость в будущем. Это уникальный момент. Я даже не знаю, проходили ли мы когда-либо такой глобальный протест против расизма, последствия рабства и колониализма», – сказала правозащитница Анджела Дэвис.

Когда к коктейлю идеологическому добавляют «коктейль Молотова», вспышка насилия неизбежна. Этот вирус распространяется очень быстро. Эпидемия погромов превращается в пандемию.

В Европе уже полыхает. Ожесточенные уличные бои в Лондоне. Теперь и в Париже. Протестующие выясняют отношения и с полицией, и между собой, здесь раса уже имеет значение. Парадокс, но в такой ситуации на защиту порядка встают футбольные хулиганы и группы националистов. Правда, они контролируют только центр столицы.

На улицах Парижа вместо «желтых жилетов» люди в темном. Но теперь полиции к протестующим надо относиться бережно. Ограничения на американский манер запрещены, например, удушающие приемы. Газ можно.

Успокаивать толпу все сложнее. Так что теперь во Франции протестуют все: и демонстранты, и сама полиция.

География протестов все шире. Защищать права темнокожих готова и Австралия, и Япония. Еще четыре года назад сторонники движения Black Lives Matter («Черные жизни важны») собирают вместе с активистами ЛГБТ только пару десятков человек. А сегодня в японских городах полноценные массовые демонстрации.

Идея войны с памятниками тоже оказывается заразительной. Своего угнетателя темнокожих находят в Бельгии: король Леопольд Второй в конце XIX века захватил африканские земли у реки Конго.

Новая Зеландия. Город Гамильтон. Здесь сносят памятник Гамильтону – колонизатору. Воевал против племени маори. Да и вообще не местный – британец.

В самой Британии целый список плохих памятников – 60 штук. В Бристоле больше нет статуи Эдварда Кольстона, а в восточном Лондоне Роберта Миллигана. Потому что оба работорговцы. В Оксфорде требуют убрать Сесила Родса, которого называют архитектором апартеида в ЮАР. И меценатом – это он учредил в университете стипендию для иностранных студентов.

Не повезло и сэру Уинстону Черчиллю. Вроде с фашизмом сражался, но позволял себе неосторожные высказывания. И теперь власти закрывают монумент от вандалов саркофагом из щитов. Словно вбивают последний гвоздь в крышку гроба Британской империи. Впрочем, протестующих едва ли интересует история.