Ответственность, амбициозность, индивидуализм: как изменились подростки за последние 30 лет?
14:59 17/07/2020Ученые Психологического института Российской академии образования опубликовали результаты исследования, в котором они сравнили современных подростков и их сверстников из 1989 года по целому ряду психологических характеристик.
Наиболее явные различия обнаружены в степени ответственности тех и других. Так, например, выяснилось, что нынешние школьники менее самостоятельны в своих действиях и решениях. Они привыкли опираться на взрослых и воспринимают свой нынешний возраст как основание для того, чтобы подольше не брать на себя ответственность.
Зато современные школьники более амбициозны и имеют не только многочисленные личные желания, но и планы. А их сверстники в 80-х годах прошлого века мечтали о будущем счастье «для всех» и в целом имели более коллективистские устремления.
Новые технологии и чрезмерная опека родителей
ФОТО : Кирилл Кухмарь/ТАСС
Под многими из этих выводов готовы подписаться современные психологи и педагоги. Особенно те, кто успел после института поработать в советской школе и до сих пор преподает. «Действительно инфантилизм подростков и опека родителей в 80-х годах была значительно меньше, чем сейчас, – сказал корреспонденту «МИР 24» учитель биологии с 38-летним стажем, заслуженный учитель города Москвы, почетный работник образования Евгений Бабенко. – В связи с развитием новых технологий ребенок все время находится на связи с родителями. Помимо мобильных телефонов и соцсетей, многие устанавливают на гаджеты приложения, которые позволяют наблюдать, где находится ребенок в каждый момент времени. И эта гиперопека родителей приводит к тому, что ребенок постоянно внутренне опирается на них. Он считает, что его все время отследят. Между тем, у ребенка есть свои потребности, которые он всячески пытается скрыть от своих родителей, поэтому он все время действует с оглядкой. У таких детей со значительным опозданием формируется чувство социальной ответственности».
По словам Евгения, воспитание в СССР действительно формировало, в первую очередь, коллективизм, а современное воспитание формирует, в первую очередь, индивидуализм. Беспокойство за других – будь то родители, друзья или члены команды – формируется в меньшей степени, чем за себя самого.
«Достигаторы» и все остальные
О том, в чем истоки такого различия и что еще изменилось в характере подростков, рассказали в интервью «МИР 24» детский, семейный психолог Оксана Суржина. «Разные исторические эпохи наложили отпечаток на формирование целых поколений, – говорит она. – Подростки 1989 года формировали идентичность еще при позднем социализме, когда культивировалась идея «раньше думать о Родине, а потом о себе». Родителям приходилось в буквальном смысле выживать, поэтому дети были более самостоятельными. Гимн того поколения: «Перемен требуют наши сердца!». К тому же в обществе наблюдалась большая тревожность: шла война в Афганистане, с падением Берлинской стены зашатался СССР, и в целом было много неопределенности и страхов. Вместе с открытием границ в страну хлынул сначала поток информации, а затем и наркотиков. Что уж и говорить, жизнь была интересной, все бурлило, зато появилась надежда, что человек в отдельности способен что-то изменить, что многое зависит от тебя самого».
Нынешние подростки – это дети тех самых подростков 80-х. По словам Оксаны Суржиной, многие родители пытаются дать своим чадам то, чего не получили сами: не только в материальном плане, но и в форме чрезмерного контроля, заботы. Семьи сконцентрированы на ребенке, отсюда эгоизм нового поколения: его представители считают, что их интересы – в приоритете. Как следствие, у них все чаще отмечаются неумение нести ответственность за свои поступки, отсутствие мотивации, апатия. И все это на фоне большого расслоения общества.
ФОТО : PA Wire/PA Images/ТАСС
«Официально ВОЗ объявила, что подростковым следует считать возраст с 10 до 27 лет. Ведь фактически лишь к этому времени у современных молодых людей реально наступает самостоятельность и независимость от родителей, – говорит психолог. – Такой длинный период – это требование времени, продиктованное необходимостью получения образования и тем, что усложнились все сферы жизни. Сдвиг границ между возрастными периодами произошел, среди прочего, из-за увеличения продолжительности жизни».
Современные подростки живут в основном онлайн. «Мало реального общения, практически нет самостоятельной жизни «во дворе», со своими законами и правилами. Как следствие – неумение решать конфликты самостоятельно, – говорит Оксана Суржина. – Меньше обязанностей и в семье, поскольку многие мамы имеют возможность не работать и заниматься воспитанием детей или работать удаленно из дома. Для 1989 года наличие няни или гувернантки было невозможным, сейчас же у детей часто нет времени побыть одним дома, быть самостоятельными».
Реальных друзей у подростков мало или нет совсем. Современные тинэйджеры находят друзей, общаются, влюбляются в интернете. Ценится не дружба, а количество лайков в Instagram. Жизнь напоказ: каждое мгновение жизни фиксируется и выкладывается в сеть. Влияние интернета на неокрепшую психику подростков трудно контролировать.
Впрочем, очевидно, что подростковая среда весьма неоднородна. Вот что говорит психолог, коуч Лилия Левицкая: «Современные подростки делятся на две группы. Первая – это малочисленная группа «достигаторов», которые очень много могут в свои 15 лет, готовы ставить цели и к ним идти. Но их, я думаю, не более 5 %. А вторая – огромная масса инфантильных и зависимых от гаджетов ребят».
Граждане мира
Еще одна особенность современных подростков, как говорит заслуженный учитель Евгений Бабенко, в том, что их с полным основанием можно назвать гражданами мира.
«Они свободно рассуждают о том, куда они поедут учиться после школы: в Швейцарию, Англию или во Францию и легко планируют, где еще они поучатся, если им не понравится их первый выбор, – говорит педагог. – Конечно, так себя ведут не все дети, а те, что учатся в продвинутых школах и у которых стоят высокие планки в образовании. А вот любознательности и любопытства у подростков было значительно больше в СССР. Информацию приходилось черпать из сторонних источников, добывать ее. А часто – и перепроверять на собственном опыте, подвергать сомнению. Сейчас же дети растут с ощущением, что они любой вопрос могут быстренько загуглить и тут же получить ответ. И глубокие, проверенные опытом знания обесцениваются. Общая информированность в 80-е годы была ниже, а любознательность детей выше. А сейчас поверхностная информированность выше, но страсть к постижению нового стремится к нулю. Это взаимосвязанные вещи».
Зато, по словам Евгения Бабенко, сейчас среди подростков очень велика свобода выражения собственного мнения. А при СССР ее было довольно мало. Это касается, в том числе, и сексуальной раскрепощенности. То, что для советских детей было строго табуировано, современные подростки обсуждают вполне свободно.
ФОТО : Владимир Гердо/ТАСС
Да и ценности современных подростков, как отмечает психолог Лилия Левицкая, очень далеки от тех, которые с детства внедрялись в головы советских подростков: «Раньше была определенная структура воспитания нравственности, а сейчас все сильно зависит от того, что вложили в их головы значимые взрослые, друзья и те, кого они считают кумирами. Кроме того, у них куда больше свободы, которой в большинстве случаев они не умеют распоряжаться, и эта свобода достаточно часто загоняет их в зависимость от чужого мнения и навязанных рекламой представлений об успехе».
Отличия есть – и это хорошо!
Но стоит ли однозначно негативно оценивать явную разницу между подростками 1980-х и подростками нынешними? Как считает психолог, психотерапевт Юрий Ионов, если и стоит, то далеко не всегда: «Многие, сравнивая поколения, находят нынешних подростков менее ответственными, более погружёнными в здесь и теперь, чем поколение подростков восьмидесятых. Но вместе с тем, нынешние обладают и большей амбициозностью и склонностью к большему уважению себя, ощущением своей ценности».
Изменилось общество – изменятся и дети, ведь они – его отражение, уверен психолог. Тем более что общество пережило и продолжает переживать колоссальные перемены и в технологиях, и в устройстве общества, и во взглядах на жизнь.
«Конечно, можно сравнивать людей тогда и сейчас по их ценностям, по отношению к окружающим, по тому, кто и что ставит во главу угла, чего боится, во что верит, к кому обращается с просьбой о помощи, – отмечает Юрий Ионов. – Но нужно помнить, что все общество качнулось к полюсу индивидуализма, выросла тревожность, неуверенность, а ответственность как раз и зиждется на уверенности. С другой стороны, положительное влияние тревожности в том, что она побуждает к защите от опасности. То же касается и информации: поскольку изменилась ее роль в обществе, мы стали гораздо больше тяготеть к ней, даже сходя с ума от её переизбытка и не умея отличать зёрна от плевел».
И все же, по мнению Юрия Ионова, изменения в характере, мировоззрении и поведении нынешних подростков, которые, несомненно, есть, вряд ли можно оценивать оппозицией «хуже-лучше». «Отличия, несомненно, есть, и это уже хорошо!», – считает психолог.