Отравленный океан: что стало причиной экологической катастрофы на Камчатке

19:08 11/10/2020

Регион, который уже вторую неделю не выходит из топ-новостей – Камчатка. Таинственная массовая гибель морских организмов в Авачинской бухте всколыхнула буквально всю Россию, передает корреспондент телеканала «МИР 24» Анна Деркач.

Океан выбросил на Халактарский пляж тысячи мертвых морских животных. Осьминоги, ежи, звезды – от мыса Налычева до Авачинской бухты. Кладбище длиной в 40 километров. Первыми тревогу забили серферы. В сентябре в их лагере случилось массовое отравление. Сначала думали – пищевое. К врачам обращаться не спешили. Потом проявились и другие симптомы: резь в глазах и першение в горле.

«Офтальмолог дал заключение о том, что это химический ожог роговицы», – рассказала серфингистка Майя Рудик.

Что покалечило людей и убило морских животных? Вторую неделю над этим вопросом ломают головы ученые. Экологи, метеорологи, ихтиологи, сейсмологи – никто не может дать внятного ответа.

«Океан еще очень мало исследован. К сожалению, не зная до конца, как он работает, мы, человечество, очень сильно вторгаемся в его механизм», – рассказал губернатор Камчатского края Владимир Солодов.

Столько делегаций на Камчатке и до пандемии не было. Депутаты, представители министерств и ведомств ищут таинственный опасный элемент. Среди них и главный ревизор по экологии – глава Росприроднадзора Светлана Радионова.

«Если я найду здесь наличие техногенного вмешательства и найду этого виновного, я не знаю… Чьи-то головы на столбе с удовольствием прибью, если он будет виноват», – заявила глава Росприроднадзора.

Техногенное заражение – первая и самая очевидная версия случившегося. Причиной мог стать, например, разлив нефтепродуктов.

«Тетенька с бидончиком не могла такой урон нанести. Поэтому это что-то серьезное. Мы сделали запросы по судам, были ли какие-то аварии, какие-то катастрофы. Мы сделали запросы даже по проходящим судам, мало ли, кто-то мимо шел», – отметила Светлана Радионова.

Действительно, снимки из космоса показали: некое судно 23 сентября сбросило в воду свои отходы.

«Сам объем очень незначительный, конечно, он не мог привести к такому эффекту, который мы наблюдаем по всей акватории», – отметил губернатор Камчатского края Владимир Солодов.

Второй возможный источник заражения – Козельский полигон ядохимикатов. Там еще в 1970-х зарыли 100 тонн пестицидов, в том числе 20 тонн мышьяка. По словам экологов, состояние могильника оставляет желать лучшего.

«Это бомба замедленного действия для Камчатки, в том числе для жителей Петропавловска-Камчатского. Данный полигон нужно было рекультивировать должным образом либо вообще вывезти оттуда эти отходы», – рассказала журналист Елена Верещака.

К удивлению ученых река вблизи полигона оказалась кристально чистой. В других водоемах химикатов больше. Фенол завышен в три раза, железо – в семь, фосфаты – в 11. Но это дозы также не смертельные.

«Для того, чтобы морские животные погибли, нужно превышение концентрации в десятки, в сотни раз», – рассказал заведующий кафедры биологического факультета МГУ Владимир Малахов.

Плюс – фенол, как и нефтепродукты, легче воды. Даже при значительном превышении они не могли отравить обитателей морского дня. Несмотря на результаты экспертизы, полигон решили рекультивировать. Другие неэкологичные объекты проверят.

Третья версия катастрофы – Камчатку могли отравить вулканы. Так считает глава Минприроды Дмитрий Кобылкин.

«Это вулканическая зона. Ввулканы и гейзеры – это система особого наблюдения. Там вся таблица Менделеева», – рассказал министр природных ресурсов и экологии РФ Дмитрий Кобылкин.

Химические элементы из вулкана могли попасть в реку, а оттуда в океан. Но ученые эту версию также опровергли.

«В окрестностях вулканы наши не работают. Выбросы на Эбека происходят с 2016 года, вулкан работает. Но мы же не видим, что наша бухта, Халтырка, была в таком состоянии», – рассказала ведущий научный сотрудник Института вулканологии и сейсмологии Дальневосточного отделения Российской академии наук Ольга Гирина.

Четвертая версия катастрофы на Камчатке кажется совсем уж фантастической. Океаническую фауну могли отравить водоросли-зомби. Так называют вид простейших организмов динофлагеллятов или по-русски лучесветка. Кто хоть раз бывал на Мальдивах, видел эту незабываемую красоту. Вечером берег и волны загораются мириадами огней. Эту иллюминацию включают водоросли и заманивают туристов окунуться в волшебный океан.

Из-за токсичных динофлагеллят на морях случаются «кровавые» приливы. Берега завалены дохлой рыбой, крабами, моллюсками. Гибнут и более крупные обитатели морей. 200 лет ученые разгадывают тайну, почему киты выбрасываются на берег. Довести до самоубийства самых крупных животных планеты могут одноклеточные водоросли. Их токсины имеют свойство накапливаться в организме. Именно с этим связаны случаи отравления морепродуктами.

«Рыба и морепродукты абсолютно безопасны, но на всякий случай я попросил Россельхознадзор еще раз провести проверку», – отметил губернатор Камчатского края Владимир Солодов.

Динофлагелляты активно цветут летом, когда световой день длинный, а вода прогретая. Но и осенью в более прохладных водах это явление тоже наблюдают.

«В бухте бывает особенно красноватая вода. Бывает мутность высокая», – рассказал водолаз Александр Коробок.

«Мы действительно наблюдаем очень высокую концентрацию растительных пигментов в воде в районе юго-восточной Камчатки и в районе Халактырского пляжа», – рассказал вице-президент РАН Андрей Андрианов.

Но и эта версия заражения воды вызывает у зоологов сомнения. По внешнему виду погибших животных не скажешь, что это было отравление.

«Те же самые морские ежи выглядят как обожженные, потерявшие большую часть иголок мгновенно, это не характерная картина для того момента, когда в океане вдруг начинают цвести водоросли», – рассказал зоолог Григорий Цидулко.

Экосистема Камчатки уже понесла огромные потери. Но это, по словам ученых, еще не конец трагедии. Отравленные морские ежи любимое лакомство краснокнижных каланов. Эти камчатские выдры теперь тоже могут исчезнуть.

«Наша надежда на то, что калан сможет переключиться на питание, скажем, какими-то видами рыб, которые меньше пострадали», – рассказала главный зоотехник Ленинградского зоопарка Ольга Волкова.

«Каланы очень сильно зависят от состояния их меха. Они постоянно свой мех чистят. Поскольку они его чистят с помощью лап и рта, то в общем, это вещество может в больших количествах попадать в их организм и вызывать отравление», – рассказал зоолог Григорий Цидулко.

Осьминог Дофлейна – самый большой из себе подобных. Умное, общительное, любознательное животное. Ради них дайверы прилетают на Камчатку со всего мира.

«У осьминога три сердца, голубая кровь, восемь мозгов. Неземное существо. Мне очень нравится за ними наблюдать, и они никогда меня не разочаровывают. Это трагедия, словами трудно описать. Сейчас море крайне нуждается в нашей помощи, и если мы ее ему не окажем, то ничего хорошего нас не ждет», – рассказал дайвер Дмитрий Рудась.

Туристический сезон на Камчатке подходит к концу. Важно, чтобы состоялся следующий. Краевые власти хотят создать систему мониторинга акватории, чтобы оперативно реагировать на подобные происшествия. Губернатор также призвал зарубежных ученых подключиться к расследованию отравления Камчатки. Пятно заражения расползается, как пандемия.