Экстремальные коммунальные условия прославили поселок Мотыгино, что в Красноярском крае. Это самый маленький поселок в России, где есть профессиональный театр, рассказывает корреспондент телеканала «МИР 24» Анна Деркач.
Поселок Мотыгино. 260 километров к северо-востоку от Красноярска. Добраться туда – уже приключение. Зимой часов за пять, летом вдвое дольше – паромом через Енисей, реку Тасеева и Ангару, на берегу которой среди бескрайней тайги и находится место силы.
Во все времена этот край привлекал энтузиастов. В XVIII и XIX веке – золотоискателей. В XXI – знаменитых режиссеров и актеров. Тех, кого не пугает долгая зима, бездорожье и отсутствие прелестей большого города.
«Место – сказочное. Как в сказках есть сакральное число три. Всегда есть развилка на три дороги, всегда есть три испытания, всегда есть три выбора. Сюда, чтобы доехать, нужно пересечь три реки», – говорит режиссер Олег Липовецкий.
Годом основания театра считают 1932-й, а основателями – поселенцев золотого прииска. В предвоенные годы в районе Мотыгина добывали львиную долю советского золота. Днем работяги вымывали драгоценный металл, а вечерам играли в народном театре. В 1990-х он получил официальный статус. Местный самородок Анатолий Быков тогда уговорил власти передать труппе здание клуба Ангарской геологоразведочной экспедиции. Где своими силами артисты сделали ремонт.
«Мы-то строили это все топорами, воровали какие-то заборы, разрушали топорами, создавали, строили. Поехали в театр оперы и балета, привезли оттуда новые сиденья – старые, конечно, но для нас они были новые. Мы строили театр и делали спектакли», – вспоминает основатель театра в Мотыгине Анатолий Быков.
Население Мотыгина – без малого пять тысяч человек. Для них театр – единственное культурное место на несколько сотен километров. Каждый сезон здесь по девять премьер. Размах, который и не снился ни одному театру большого города. Зрительный зал в 70 мест не бывает пустым. Ни в летний зной, ни в зимнюю стужу.
В прошлом году труппу возглавил режиссер Дмитрий Турков из Петербурга. Именно он прославил Мотыгино на всю страну. Устраивал экологические акции. Досуг для детей и школьников. Хоккей. Доказал, что театр, вопреки общепринятому мнению, начинается не с вешалки. А с более нужной и важной детали здания – туалета. Который на весь театр всего один и с поставленными задачами давно не справляется.
«Невозможно ходить по-крупному – так скажем. Там проблемы с вытяжкой. Если в полной мере пользоваться туалетом», – указывает директор Мотыгинского театра Татьяна Ткачук.
Вопрос о ремонте туалета коллектив поднимал не раз. Но понимания у местных чиновников не находил.
«В театре в 2003 году был установлен унитаз. Также установили душевую кабину, которая функционирует. Никто не запрещает их использовать ни зимой, ни летом», – говорит глава Мотыгинского района Евгений Габрат.
Туалет по факту есть. Но пользоваться им нельзя. Дело в том, что в Мотыгине нет канализации. Поселок строился как временный. Есть версия, что его вообще хотели затопить при строительстве ГЭС на Ангаре.
Почти у всех местных жителей туалеты на улице. Для сбора нечистот в них используют подземные емкости – септики. В театре такой уже заполнился. По большой нужде зрители и труппа ходят в туалет на улице.
«Обычно, кто приезжает, удивляется: «Ой, туалет на улице? Как! Как?!» А мы привыкли к этому», – отмечает актриса Мотыгинского театра Елена Золотарева.
Заменить старый септик на новый стоит 300 тысяч рублей. Для районного бюджета дорого. Вот и решил худрук попросить помощи в интернете.
«Это болевая точка России. Соотношение новых технологий и деревянного туалета – это такой диссонанс, архаизм, от которого нужно избавляться. Везде, а не только в Мотыгино», – указывает художественный руководитель Мотыгинского театра Дмитрий Турков.
Такой реакции в Мотыгине не ожидали. Худрука поддержали многие знаменитости. И это в разгар пандемии, когда у людей полно других проблем. Кроме сломанного туалета в поселковом театре.
«Считаю, что это чудо и подвиг. Какие молодцы! Призываю хороших, известных, модных режиссеров и актеров сделать в этом театре какую-нибудь работу», – написал в своем Instagram режиссер Кирилл Серебренников.
«Ну, тут я не мог не сделать перепост! Несколько лет назад Мотыгинский театр хотел поставить мою пьесу. Постановки не случилось, но я успел найти на карте Мотыгино и ахнуть – это самый труднодоступный театр России, 500 км езды с переправами от Красноярска», – обратил внимание на проблему писатель Виктор Шендерович на своей странице в Facebook.
«Мы обязательно поможем. Если у кого-то есть возможность – помогите хотя бы сотней рублей. Это же на театр», – разместил объявление на своей странице в соцсетях московский театр «Квартет И».
Нужную сумму собрали за три дня. Сейчас на счету уже больше миллиона. Хватит на ремонт всего здания.
«Конечно, здание со 100%-м износом. Оно требует капитального ремонта. Тем более здание деревянное», – подчеркивает директор Мотыгинского театра Татьяна Ткачук.
«Все сдвинулось с мертвой точки вот таким эпатажным путем.Так что все будет в порядке: и по маленькому, и по большому», – обещает председатель Красноярского регионального отделения Союза театральных деятелей России Андрей Пашнин.
История о театральном туалете дошла до больших коридоров. В Минкульте нашли способ помочь артистам. Статус Мотыгинского театра повысят. Его передадут на баланс края.
«В край взять – это значит, мы уже большим серьезным театром становимся. У нас будет свой юрист, свой бухгалтер, мы можем штат актеров расширить, зарплаты должны быть на уровне края. Потому что у нас самый отдаленный театр, и мы были самыми неконкурентными по зарплатам», – говорит художественный руководитель Мотыгинского театра Дмитрий Турков.
Ну и какой же краевой театр без элементарных удобств? Поэтому начнут все равно с малого. Ремонт планируют на будущую весну, когда земля оттает. Артистам и зрителям осталось потерпеть совсем немного.
Читайте также:
Подробнее в сюжете: Программа Вместе