Пандемия коронавируса принесла с собой перемены для каждого, у многих были разрушены заранее выстроенные планы, у некоторых же, наоборот, появились новые возможности. В Казахстане в уходящем году должно было пройти важное событие – общенациональная перепись населения. По понятным причинам глобальную перекличку пришлось перенести на 2021 год, а это значит, что у статистиков появилось время на то, чтобы доскональнее к ней подготовиться и заодно вспомнить – как казахов пересчитывали в прежние времена.
Справедливости ради нужно сказать, что впервые казахов пересчитали еще при царской России. Первая всеобщая перепись населения Российской империи проводилась в 1897 году. Она захватила и Казахский степной край. Ранее, конечно, предпринимались попытки посчитать население, к примеру, только монголо-татары трижды переписывали население Руси (в 1245, 1257 и 1274 годах), но это делалось в основном в военных и фискальных целях. На перепись же 1897 года из царской казны было выделено 7 миллионов рублей, она была неплохо организована, но и эти полученные данные сложно назвать объективными.
Поляков И. С. Семья в Семипалатинской области в традиционных костюмах. Казахстан, Семипалатинская обл., 1879 год
Среди русских крестьян, к примеру, ходили слухи о том, что «вот теперь всех перепишут, и прибавят земли по числу едоков». Поэтому некоторые женщины просили записать в переписные листы своих умерших детей в надежде получить на них надел. Ходили также слухи о том, что перепись придумали, чтобы проводить расселения и переселения «в места, где мало народу», что «после нее всех праздных людей станут ссылать в Сибирь для расселения в пустынных местах», в страну, «где все женщины перемерли и куда будут баб переселять, что «девиц зрелых» будут переселять в Сибирь, где недостаток в женском «персонале».
А казахи, наоборот, скрывали своих детей, так как боялись, что их призовут на службу в русскую армию. Боялись назвать и точное количество своего скота, чтобы царь не мог еще больше обложить их налогами. Поэтому некоторые на всякий случай откочевывали подальше в степь, чтобы избежать переписи. В общем, собрать точные данные первым переписчикам было нелегко.
Мелков А. Л. Молодушки (молодые замужние женщины). Казахстан, Семипалатинская обл., 1927 год
Такая масштабная перепись для населения степного края стала событием из ряда вон выходящим. Местное население стало называть его «санак».
В романе «Путь Абая» Мухтар Ауэзов красочно описал, как даже зажиточные баи робели перед наехавшими чиновниками и принимали их со всеми почестями, чтобы на всякий случай задобрить. Особенно прославился тогда главный начальник «санака» – молодой казах Азимхан:
Туполев Ф. Султан Исим Букеев с двумя женами. Казахи. Казахстан, конец XIX – начало XX вв.
«Азимхан рассказал о бескрайних землях, населенных казахами, и приятно поразил всех, назвав их численность. Не только Уразбаю, но даже бывалому знающему человеку Шубару показалось просто невероятным, что на белом свете живет несколько миллионов казахов.
Азимхан, запомнивший цифры, опубликованные в пятнадцатом томе «Энциклопедического словаря», изданного в Петербурге год назад, так и сыпал ими, хорошо зная, что если он и ошибется, то никто из слушателей промаха не заметит.
— В Астраханской губернии – двести шестнадцать тысяч казахов, в Уральской – четыреста двенадцать тысяч, в Тургайской – сто тридцать восемь тысяч, в Акмолинской – триста сорок одна тысяча, в Семипалатинской, где вы живете, – пятьсот сорок семь тысяч, в Джетысу – шестьсот тысяч. А на берегах Сыр-Дарьи – в Туркестане и около Ташкента – семьсот тринадцать тысяч казахов!
Азимхан торжествующе посмотрел на своих слушателей, а охмелевшие от кумыса хвастливые пустобрехи – бии, волостные управители и баи, перебивая друг друга, загомонили:
— Как много казахов! Кто их только считал!
— Откуда он все это знает!
— Тот, кто смог все это узнать и запомнить, достоин стать главой всех казахов!
— Ни у кого нет такой учености, как у него!
— Ни один казах, даже самый умный, не сумел пересчитать всех казахов, а он вот пересчитал!
— Он это не зря сделал! Видно, хочет объединить весь казахский народ! – переговаривались между собой Жанатай, Самен, Азимбай, Шубар».
Бедняки. Казахстан, Павлодарская обл. (Семипалатинская губ., Павлодарский уезд), первая треть ХХ в.
Переписной листок тогда включал 14 вопросов: пол, возраст, брачное состояние, сословие или звание, место рождения, место прописки, место постоянного (обычного) проживания, вероисповедание, родной язык, грамотность, занятие, наличие физических недостатков или душевного заболевания.
По итогам переписи 1897 года в Российской империи насчитывалось 3 миллиона 745 тысяч казахов, а в границах Казахстана 3 миллиона 392 тысячи.
Сложность работы с материалами первой всеобщей переписи 1897 года состоит в том, что из состава Акмолинской области нужно исключить Омский уезд и г. Омск, Уральская область включает Букеевскую Орду, Семипалатинская область включает Павлодарский уезд, из Сырдарьинской области следует исключить Пишпекский и Пржевальский уезды, Мангышлакский уезд включен в Закаспийскую область, а Тургайская область берется с Кустанайским и Актюбинским уездами.
Мелков А. Л. Мужчина рода Найман. Казахстан, Семипалатинская обл., 1927 год
Советская власть провела первую всеобщую перепись населения 28 августа 1920 года. Эта перепись проходила в условиях военного коммунизма и большевистского террора. Так как гражданская война еще не была завершена, охватить переписью всю территорию Казахстана не удалось.
Наиболее полной была Всесоюзная перепись 1926 года. Дело было зимой, по спискам аулов-кстау (зимовья), родословным таблицам и схематическим картам был начат переписной, обязательный обход каждого хозяйства: «...в русских и прочих неказахских хозяйствах ни в коем случае не прибегать к созыву сходов, обязателен обход населения аулов-кстау – для казахского населения».
Для работы были мобилизованы все наличные силы статистиков, учителей школ и интернатов, части служащих Наркомзема, Наркомфина, НКВД и исполкомов местных Советов.
Мать с дочерью и сыном в праздничных костюмах. Казахстан, Павлодарская обл. (Семипалатинская губ., Павлодарский уезд), первая треть ХХ в.
Следующая перепись была проведена в январе 1937 года. Это была «расстрелянная перепись». Ее результаты были признаны дефективными, а организаторы большей частью были расстреляны. Дело в том, что ее неутешительные результаты не устроили Сталина и его окружение. Разработанные итоги переписи 1937 года были строго засекречены, а страна начала подготовку к новой переписи, которая должна была продемонстрировать успех первых двух пятилеток, послужить мощным пропагандистским оружием большевиков.
В 1939 году по состоянию на 17 января была проведена еще одна перепись населения СССР. Ее главной задачей было насчитать то, что прикажут партия и правительство. И так как несмотря на все старания, перепись не давала желаемых результатов, ее итоги «подкорректировали», в том числе завысили количество жителей.
Отдельной проблемой стало переписывание заключенных. Нельзя было допустить, чтобы области, где плотность населения всегда составляла менее одного человека на квадратный километр, вдруг оказались густонаселенными. Поэтому переписные листы заключенных (в 1939 году их было около трех миллионов) равномерно, небольшими порциями распределяли по территории всей страны.
Следующие переписи населения уже не были такими трагичными. Последняя всесоюзная перекличка проводилась в 1989 году. Ровно через 10 лет – в 1999 году Казахстан впервые провел перепись как независимое государство.
Численность населения тогда составила 14 миллионов 953 тысячи человек, сократившись на 7,7 % по сравнению с данными 1989 года.
С ростом уровня жизни число жителей страны постепенно росло и к следующей ревизии в 2009 году составило 16 миллионов 4,8 тысяч человек, увеличившись на миллион с лишним – это 6,8 %. Но эти цифры сегодня подвергают сомнениям, ведь большим пятном на всю переписную кампанию легли факты хищений, выявленные по ее итогам. Из 1 триллиона 144 миллиардов тенге, выделенных на перепись, по назначению было использовано лишь 379 миллионов тенге – это 33 % общей суммы!
Глава казахстанского статагентства Анар Мешимбаева была осуждена на 7 лет колонии, но отсидела только 4 года из этого срока. Были арестованы и обвинены в хищениях также ее заместители Нурман Баянов и Бирлик Мендыбаев, а также известный казахстанский предприниматель Серик Туржанов.
Следующая страница в истории переписи казахстанцев должна была перелистнуться в уходящем году. Уже был разработан логотип кампании, подготовлены шарфы, портфели и канцтовары, но планы перечеркнула пандемия COVID -19. Масштабная акция, запланированная на октябрь 2020 года, в итоге перенесена на 2021 год. Если все будет, как запланировано, то впервые общенациональная ревизия пройдет в цифровом формате. Желающие смогут заполнить электронные переписные листы на специальном сайте www.sanaq.gov.kz. А те, кто захочет по старинке пообщаться с живым «счетчиком», могут ожидать его визита дома. Правда, теперь переписчики будут использовать не бумажные анкеты, а их электронный формат на планшетах.
Ну а уже к 2030 году планируется, что в стране вовсе откажутся от переписи: информация о казахстанцах будет поступать из электронных баз. Тогда уж точно никакая инфекция не помешает глобальному пересчету! Пересчету, значение которого переоценить сложно, ведь любая перепись – это летопись Казахстана. Ее результаты адресованы не только нам, но и тем, кто будет жить после нас.
Подробнее в сюжете: Мировой сюжет