Коронавирусный 2020-й был самым настоящим Годом крысы: сидели в норках, таскали еду домой, там ее и грызли, заметив человека, прятались, переносили инфекцию. Анекдот, который лучше всего описывает нашу жизнь в уходящем году. Подробности – в сюжете корреспондента «МИР 24» Родиона Мариничева.
Ничего особенного. Просто посадка в самолет. Но в 2020-м для многих это почти фантастика. Когда нельзя за границу и нежелательно даже в соседний регион, оказаться на борту – уже счастье. Полный салон – без малого 200 человек. Билеты раскупили за несколько минут. Новый тренд в авиации: покружить над городом и вернуться туда же. Таких рейсов в мире все больше. Как только не научишься развлекаться, когда кругом все закрыто.
Из-за пандемии COVID мир ушел на самоизоляцию. Вполне привычную фразу 2020-го вряд ли поняли бы в 2019-м. «Конечно, это имеет свои последствия и в языке, и в менталитете. Все! Мы уже такими не будем, как раньше», – сказал журналист, писатель Александр Цыпкин.
Филологам впору редактировать словари. Так сильно они обогатились в уходящем году.
«Бармен показывает мастер-класс, а я сижу как зритель дома, беру, открываю, повторяю за ним, смотрю эфир и потом чокаюсь с коллегами через камеру», – поделился директор арт-компании Сергей Беликов.
Еще год назад за такое рекомендовали бы лечиться от алкоголизма. Теперь же рекомендуют провожать год только так. Для зажигательной Zoom-вечеринки нужна лишь хорошая скорость интернета и видеосвязь.
«Здесь видеоинженеры вместе со звукорежиссерами соединяют все каналы, потоки, которые мы объединяем в один и выдаем трансляцию», – добавил Сергей Беликов.
Такое вот «карантэ»! Новое слово означает умение организовать жизнь в самоизоляции. К Японии и спорту это, если и имеет отношение, то разве что благодаря специальной программе для смартфона. Ее изобрели японцы. Она позволяет приветствовать любимую футбольную команду, не выходя из дома. Аплодисменты, кричалки, любой зрительский восторг через динамики передается на стадион. Матч при пустых трибунах в обычное время – наказание, но в нынешнем году большинство чемпионатов прошли именно так.
Сельская школа в Нижегородской области. Проводить урок математики дистанционно Нине Михайловне помогает одиннадцатиклассник Костя. Один из лучших учеников.
«По-моему, это мой долг как ученика быть благодарным учителям за то, что они сделали. И в принципе, лично меня результаты учителей в этом деле устраивают, потому что сейчас уже по многим предметам ведутся онлайн-уроки», – сказал ученик 11-го класса Беласовской школы Константин Шаров.
Благодаря «победителю-ученику» «побежденный учитель» приспособился к реалиям пандемии. И хотя виртуальное общение едва ли заменит живое, изоляция заставила шагнуть в XXI век.
«Обучались в пределах необходимости: программу где-то, презентацию скачать, где-то ее сделать, где-то показать, а теперь да, глубже… Конечно, плюсы есть!» – отметила учительница математики Беласовской школы Нина Сатурова.
Во всем мире едва ли кто-то думает, что дистанционка – это навсегда. Но и временные ограничения всколыхнули планету как никогда. Все разделились на «ковид-диссидентов» и «коронадвинутых». У психологов даже термин есть такой – мизофобия. Это навязчивый страх испачкаться или заразиться. У одних это проявляется в том, что они постоянно моют руки, другие годами не выходят из дома. Но в 2020-м даже психиатры оказываются в неловком положении. Ведь мизофобия охватила весь мир. Теперь мы, наконец, научились тому, чему нас так долго учили в детстве: мыть руки после каждого возвращения с улицы. Некоторые, правда, пошли еще дальше – стараются вообще ничего не трогать. Лифт, например, можно вызвать локтем, а ждать его порой приходится куда дольше, чем раньше, ведь такая кабина теперь подходит максимум для двоих.
Лифтом мы стали пользоваться чаще. Особенно офисным. Ведь из-за того, что в кафе теперь не пообедаешь, еду приносит курьер. А для тех, кто оказался на карантине, человек с красной сумкой зачастую есть единственная связь с миром. Без него нет ни гречки, ни макарон.
«Больше стали продуктов заказывать. Я стал почаще возить автозапчасти, цветы, готовую еду. Заказов много, хватает на весь день. Курьерскую доставку можно сделать основным видом деятельности», – поделился курьер Максим Шабалин.
Иркутский курьер Максим за день теперь зарабатывает от одной до четырех тысяч рублей. Компания открыла свое представительство в городе незадолго до начала пандемии. Но если бы не карантин, бизнес не пошел бы в гору так круто.
«Новые возможности, потому что много новых клиентов задумалось о прямой доставке до потребителя, а новые сложности в том, что доставка стала более трудной, более, скажем, затратной и опасной для постоянных курьеров», – отметил руководитель компании Антон Попов.
Сюда курьера не пустят. По крайней мере, обычного. Это «красная зона». Одно из словосочетаний года, с которым пока, увы, не расстаемся. В больницы, где лежат зараженные коронавирусом, доступ есть только врачам или волонтерам. В России за этот год волонтерское движение, по сути, переродилось.
«В качестве волонтеров присоединились более 186 тысяч человек в каждом регионе нашей страны. Также в каждом регионе был развернут волонтерский штаб акции «Мы вместе», куда вошли представители общественных, волонтерских организаций, которые помогали населению», – отметил руководитель всероссийского движения «Волонтеры-медики» Павел Савчук.
Только в России помощь от волонтеров получили без малого пять миллионов человек. Добровольцы продолжают помогать врачам в стационарах, на горячих линиях, развозят лекарства и продукты. Эти начинания поддержали бизнесмены: на благотворительные проекты удалось собрать почти два миллиарда рублей. Государство тоже не осталось в стороне. Во время тотального карантина, в апреле, бюджетникам сохранили зарплаты, а работникам малого и среднего бизнеса выплатили МРОТ – 12 130 рублей.
Помогли и семьям с детьми: с апреля по июнь на каждого ребенка до трех лет перечислили по пять тысяч рублей, на детей от трех до 16 – единовременно по 10 тысяч. А к Новому году на детей до восьми лет выплатили еще по пять тысяч. Для поддержки экономики и среднего класса запустили льготную ипотеку под 6,5%. В Грузии тем, кто остался без работы, выделили 400 долларов, в Армении – 150 долларов, в Казахстане – 100 долларов.
Жизненный опыт, накопленный в 2020-м, можно применить в 2021-м, которого многие ждут с нетерпением.
Читайте также:
- Болезненная чистоплотность: все больше россиян страдают мизофобией
- Вирусолог назвал два главных способа защиты от «британского» штамма коронавируса
- В России выявлено более 28,2 тыс. новых случаев коронавируса за сутки
- В Словении власти закрыли горнолыжный курорт из-за коронавируса
- В Москве за сутки умерли 73 пациента с коронавирусом
Подробнее в сюжете: Программа Вместе