Владислав Стржельчик, петроградец с польской фамилией, был одним из главных советских актеров середины ХХ века. Он не только снялся во множестве фильмов, ставших классикой, но и всю жизнь работал в театре. На фронте Стржельчик стал свидетелем и непосредственным участником сразу двух войн, а после их завершения вернулся к творчеству. При этом Стржельчик активно делился опытом с молодыми актерами и отстаивал интересы товарищей по сцене в Союзе театральных деятелей. 31 января исполняется ровно 100 лет со дня рождения Владислава Стржельчика. «МИР 24» вспоминает самые яркие и значительные события из жизни великого артиста.
От героя-любовника до драмы
Владислав Стржельчик родился в Петрограде 31 января 1921 года. Польская фамилия ему досталась от отца – Игнатия Петровича, который переехал в Санкт-Петербург в начале XX века. У родителей не было образования, но несмотря на это, они были приобщены к культуре. До войны мать работала охранницей в Эрмитаже, а ее приятельница – билетершей в Александринке, поэтому будущий актер посещал и музеи, и театры. Отец частенько водил сына в костел. Храм маленький Владик и сам любил посещать: он вспоминал празднование Пасхи, представления в честь этого праздника. Так и начала зарождаться любовь Стржельчика к театру, к постановками и к игре. Все свои школьные годы мальчик провел в драмкружке, а в 1937 году поступил в студию при БДТ к знаменитому актеру Борису Бабочкину, который сыграл в кино Чапаева. Но доучиться не получилось – призвали в армию, а вскоре началась война. Владислав ушел на фронт, но через год его перевели в ансамбль. Вернуться в театральную студию Стржельчику удалось только в 1945 году.
Сначала Стржельчик участвовал в массовке, в эпизодах и был во вспомогательном составе. Но в 1947 году актера зачислили в основную труппу БДТ. В то время основная публика ходила на спектакли в Александринку, а вот БДТ считался молодежным театром, который, как ни странно, любила посещать женская половина зрителей. Стржельчик дебютировал в роли Клавдио в спектакле «Много шума из ничего», а после продолжал играть в амплуа героя-любовника. Затем Владислав принял участие в постановке Грекова «Враги» – эту игру критики приняли с похвалой. Кроме того, он запомнился зрителям в спектаклях «Слуга двух господ» и «Девушка с кувшином».
Коллеги вспоминают Владислава Стржельчика, как человека педантичного, его сердило, когда актер опаздывал на репетицию или приходил с недоученной речью. Постепенно артист перешел к драматическим ролям, особенно зрителям понравился образ Соломона Грегори, 90-летнего старика, который воплотил в жизнь Стржельчик. Несмотря на перфекционизм артиста, работалось с ним легко, Владислав ко всему старался относиться с юмором.
«Празднование его 60-летия прошло ну очень здорово: ведь юбилей получился не столько торжественным, сколько озорным. А шутку юбиляр обожал. Поэтому был в восторге и от ошибки, которую в тот день допустила моя родимая газета «Смена»: публикуя – на первой полосе рядом два правительственных указа (один – о награждении Стржельчика орденом Октябрьской революции, другой – о награждении города Ломоносова орденом Отечественной войны 1-й степени), строчки перепутала, и вышло, что у Стржельчика – орден Октябрьской революции 1-й степени... Когда утром я передал (домами мы соседствовали) Владиславу Игнатьевичу газетный номер с этим «ляпом», он расхохотался: «Такого ж ордена нет даже у Брежнева!», – рассказывал журналист Лев Сидоровский.
В кино Стржельчик дебютировал в 1942 году. Его первой ролью стал финский офицер-белогвардеец в фильме «Машенька», но тогда он даже не был указан в титрах. Настоящая слава пришла к Владиславу после роли генерала Бруно Готтбурга в ленте «Как вас теперь называть?». Стржельчик был универсальным солдатом – ему одинаково хорошо давались различные жанры: и трагикомедии, и мюзиклы, и сатиры. Доказательством этому служит безупречное исполнение роли Наполеона в «Войне и мире», авантюриста Нарышкина в «Короне Российской Империи», маньяка и атамана Дутова в фильме «Конец атамана».
Фото: ТАСС / Блохин Максим
В 1965 году актеру было присвоено звание Народного артиста РСФСР, а через девять лет он стал Народным артистом СССР. Кроме того, в 1986-1991 годах Стржельчик был членом правления, а с октября 1991 года секретарем Правления Союза театральных деятелей РСФСР.
«Подобные актеры создают вокруг себя ту этическую атмосферу, без которой Театр с большой буквы невозможен», – говорил о Владиславе Стржельчике режиссер Георгий Товстоногов.
Любовь, которая заставила отказаться от карьеры и материнства
О Владиславе Стржельчике ходило много слухов, мол, он и обольститель, и дамский угодник, который не пропускал ни одной юбки. Первой женой актера стала Ольга, в этом браке у супругов родилась дочь Марина. Однако постепенно чувства начали угасать, отношения в семье не складывались, и именно в этот период артист встретил Людмилу Шувалову. Пара познакомилась в 1950 году в Сочи. Шувалова отдыхала, а Стржельчик гастролировал вместе с театром. Владислав сразу признался, что женат и отношения в семье не клеятся. По возвращению из Сочи пара разъехалась, она – в Москву, он – в Ленинград. Но долго быть в разлуке они не смогли, через полгода Людмила переехала к возлюбленному:
«Уже через полгода я переехала в Ленинград. Сейчас даже сложно представить, что это произошло со мной! Какое-то наваждение... Представляете, что значило раньше потерять московскую прописку? К тому же, меня только приняли в Театр Гоголя. Но я вдруг поняла, что хочу быть с этим человеком...», – вспоминает Людмила Шувалова.
Спустя семь лет пара решила узаконить свои отношения. Шувалова признавалась, что карьера у нее не сложилась из-за того, что она полностью отдавалась мужу, между репетициями бежала готовить ему обед и даже сознательно отказалась от материнства, чтобы посвящать время только Владиславу.
Фото: ТАСС / Блохин Максим
«Меня часто спрашивают: «Неужели Владислав Игнатьевич не просил для вас какую-нибудь роль у Товстоногова?» Он вообще за всю жизнь палец о палец не ударил, чтобы меня как-то продвинуть, не просил никого за меня. У нас это было не принято. Хочешь работать – делай то, что умеешь, карабкайся сама. Считал, что в театре ничего нельзя делать по блату. Это было его глубокое убеждение», – рассказывала Людмила Шувалова в своих интервью.
Несмотря на то, что свою супругу Стржельчик регулярно ревновал, слухи о его романах на стороне не прекращались. Так, в актерской среде до сих пор считают, что актер Дмитрий Исаев внебрачный сын Владислава.
Страшный диагноз и смерть
В начале 90-х годов Владислав Стржельчик начал забывать свой текст на репетициях. Это и послужило первым тревожным звонком и поводом обратиться к врачу. Результат обследования звучал как приговор – злокачественная опухоль головного мозга. Диагноз знала только жена, она решила не сообщать о нем Стржельчику. Актеру сделали операцию, которая, к сожалению, не помогла. Артист сильно страдал от болей, беспомощности и невозможности выступать в театре. Спустя семь месяцев после постановки диагноза его не стало.
«В последний день он был совсем слабенький. Я сидела у кроватки, держала его ручку, утешала. А он смотрел беспомощно и понимал, что уходит. Под вечер пришла сестра: «Пойди поешь, полежи». Я: «Нет. Сегодня останусь на ночь». Она ушла, но скоро вернулась. И врач подключилась: «Я вас умоляю, отдохните». Уговорили. Пришла домой, а через час вернулась Мара: «Владика не стало»... Не могу себе простить, что оставила его. Но, с другой стороны, я не видела самого момента смерти, и до сих пор мне иногда кажется, что он жив...» – делилась Людмила Шувалова.
Актера Владислава Стржельчика не стало 11 сентября 1995 года.