«Я – Даль, а вы тут кто такие?!» Женщины и пагубное пристрастие Олега Даля

10:54 25/05/2021
«Я – Даль, а вы тут кто такие?!» Женщины и пагубное пристрастие Олега Даля
ФОТО : ТАСС / Строков Михаил

Интеллигентный, требовательный и несчастный. Именно таким вспоминают культового актера Олега Даля. Он рано ушел из жизни, но оставил после себя множество киноролей. Артист был закрытым человеком, все держал в себе, близко подпускал лишь единиц, не давал интервью. Сегодня, 25 мая, Олегу Далю исполнилось бы 80 лет. «МИР 24» вспоминает жизнь актера, его самые культовые роли, пагубное пристрастие и неудачную первую любовь.

Смотрите фильм «Приключения принца Флоризеля» с Олегом Далем в главной роли в пятницу, 28 мая, в 21:40 на телеканале «МИР».

Олег Даль – талантливый абитуриент

Олег Иванович Даль родился в подмосковном городе Люблино. Отец был крупным железнодорожным инженером, а мать учительницей. Кроме Олега, в семье росла дочь Ираида, старшая сестра мальчика. Еще в детстве у Олега Даля обнаружились проблемы с сердцем, из-за этого ему пришлось отказаться от занятий спортом, которые он так любил. Но будущий артист легко нашел замену физическим упражнениям, он занялся живописью, литературой и поэзией. Олег рос в послевоенное лето и мечтал стать летчиком, но из-за проблем со здоровьем путь в училище ему был заказан. Тогда мальчик решил во что бы то ни стало сыграть в будущем Печорина из произведения «Герой нашего времени».

После окончания средней школы Олег Даль принимает решение поступать в театральный, однако родители высказались резко против: мало того, что это профессия не для мужчины, так еще Олег испытывал проблемы с дикцией! Но будущий артист был тверд в своем решении, всего за полгода он смог поставить себе речь и избавиться от картавости. На экзамене Даль поразил комиссию своей многогранностью: он выступил с комедийным монологом Ноздрева из «Мертвых душ», а потом сразу же переключился на трагизм «Мцыри». Талантливого абитуриента сразу зачислили в Щепкинское училище.

«Смесь жирафенка с пантерой»: культовые роли

Дебют в кино у Олега Даля состоялся в 1962 году. Тогда он еще будучи студентом снялся сразу в двух фильмах: «Мой младший брат» Александра Зархи и «Человек, который сомневается» Леонида Аграновича. Последний фильм особенно понравился зрителю и профессиональному жюри – актриса театра «Современник» Алина Покровская была настолько впечатлена работой Даля, что пригласила его на работу к себе в театр. Правда, большого успеха актеру это не принесло – к нему долгое время приглядывались, серьезных работ не доверяли.

В 1966 году Олега Даля заметил режиссер «Ленфильма» Владимир Мотыль и взял его на главную роль в фильм «Женя, Женечка и «Катюша». Руководству картина не понравилась, несмотря на большой успех у зрителей – темы, поднимаемые в фильме, оказались слишком некомфортными для общества и государства.

«Он был болен одной из самых прекрасных и трагических болезней – манией совершенства. Он знал, как это играть надо, но нельзя было на этом безумном темпераменте, на этой беспредельной боли и нерве, на этих слезах в горле провести всю роль – так можно было только умереть», – говорил о Дале Эдвард Радзинский.

Настоящую всесоюзную известность Олегу Даля принесла картина «Хроника пикирующего бомбардировщика», в которой он исполнил роль летчика Евгения Соболевского. А роль Шута в фильме «Король Лир» отметили не только в Советском Союзе, но и за границей – особенно игра понравилась британским кинокритикам. С этого момента карьера артиста пошла в гору, но он всегда был разборчив в ролях: так, он отклонил множество приглашений от режиссеров, например, отказался от роли Евгения Лукашина в фильме «Ирония судьбы, или С легким паром!». Кроме того, он был чрезвычайно требователен к себе – несмотря на то, что картина «Земля Санникова» пользовалась огромным зрительским успехом, он отрицательно отзывался о своей работе. Олег Даль не играл в одном амплуа – он мог сменять образы от детской сказки до трагедии, это и было его преимуществом, режиссер Анатолий Эфрос даже прозвал его «смесью жирафенка с пантерой».

«А любишь ты, лапуля, все-таки меня»: женщины Олега Даля

Судьбоносным фильмом для Олега Даля стала лента Исидора Анненского «Первый троллейбус». Именно на съемках этой картины он и познакомился с коллегой по цеху Ниной Дорошиной и… влюбился. Однако Дорошина была влюблена, и не без взаимности, в Олега Ефремова. Но последний был женат и разводиться не собирался. Олег Даль ночами стоял под ее окном, предлагал руку и сердце, но актриса отвечала отказом – она ждала Ефремова, который обещал приехать на выходные, но слова своего не сдержал. Вечером Нина отправилась на ялтинский пляж и чуть не утонула в море, но, как это бывает в романтических фильмах, спас ее Олег Даль. Пара проговорила всю ночь, после чего Дорошина все-таки согласилась выйти замуж – назло Ефремову. Брак длился совсем недолго – в разгар свадебного застолья захмелевший Олег Ефремов посадил себе на колени невесту и сказал: «А любишь ты, лапуля, все-таки меня». Расстроенный Даль выскочил из комнаты и две недели не появлялся в театре, а когда вышел из запоя, потребовал от Дорошиной развод.

Следующей женой актера стала Татьяна Лаврова. Брак с ней продлился немногим дольше, чем союз с Ниной Дорошиной, всего лишь полгода. Татьяна была резкой женщиной, а на вопросы об их разводе Даль отвечал коротко: «Она была злая».

Уже на съемках «Короля Лира» Даль встретил свою судьбу. Ею стала Елизавета Эйхенбаум, «монтажерка» и внучка известного филолога Бориса Эйхенбаума. За девушкой тогда ухаживал Сергей Довлатов, но она отдала предпочтение Олегу Далю. Семейная жизнь была непростой – из-за пагубного пристрастия Даля к алкоголю супруги часто ссорились. Дошло даже до того, что актер в пьяном угаре начал душить Елизавету. После этого случая он решил «зашиться», тогда и началась спокойная жизнь.

«Наши любовные отношения не затухали с годами, а наоборот, развивались по возрастающей. И если поначалу Олег мог звать меня дома просто: «Апраксина, подь сюды!», то потом я стала Далюгой. А потом и Далюшей. Наступало «отепление». Которое закончилось принятием меня в его «клан людей». При этом осторожность в общении… не бережность, а именно осторожность, присутствовала во все годы нашей жизни», – вспоминала Елизавета.

«Я – Даль, а вы тут кто такие?!»: пристрастие к алкоголю и смерть актера

Одной из последних значительных работ Даля в кино стала главная роль в телефильме «Отпуск в сентябре» по мотивам пьесы «Утиная охота». Однако эта работа, считающаяся одной из лучших в карьере Даля, столкнулась с советской цензурой. Фильм, снятый в 1979 году, вышел на экраны только спустя 6 лет после смерти главного актера.

Запрет фильма и частые отказы Даля от предложений именитых режиссеров создали ему репутацию опального актера. В 70-х он даже был «невыездным» и целых 10 лет не мог покидать пределы СССР. Такая атмосфера негативно сказалась на пристрастии артиста к алкоголю – он начал больше пить, и по воспоминаниям современников, в свои неполные 40 лет Олег уже выглядел очень уставшим, находился на грани истощения.

Олег Даль частенько выпадал из съемочного процесса – виной тому была непреодолимая тяга к алкоголю. Так, на съемках фильма «Женя, Женечка и «Катюша» актеру даже дали 15 суток за плохое поведение в алкогольном опьянении. Теперь на съемочную площадку его доставляли под конвоем.

«…дисциплину нарушал часто. Ну а как выпьет, бывало, его и заносило: «Я – Даль, а вы тут кто такие?!» Олег не умел пить, сразу же терял лицо и становился другим человеком, порой не очень хорошим. Доходило до того, что Владимир Яковлевич Мотыль говорил: «Так, у Олега глаз мутный – прекращаем снимать». Дело в том, что у Даля в трезвом состоянии глаза были, как у женщины – голубые, прозрачные, но стоило пару рюмок выпить, сразу же мутнели», – вспоминал Георгий Штиль, снявшийся с Далем в этой картине.

Дальше было только хуже, понимая это, Даль принял решение бросить пить, он продержался три года.

Олег Даль ушел из жизни 3 марта 1981 года на сороковом году жизни в номере гостиницы «Студийная» в Киеве. Сюда он приехал на пробы на главную роль в картине «Яблоко на ладони» режиссера Николая Рашеева. По распространенной версии, причиной остановки сердца стали все те же проблемы с алкоголем.

По словам коллег, Даль – это воплощение современного актера. Он был одновременно замкнут, нетерпелив, остроумен и порой совершенно невыносим. Однако к своей работе он никогда не подходил формально, полностью отдаваясь актерскому ремеслу.