«Тихановскую содержат литовские налогоплательщики»: какую «бомбу» привез борт Ryanair в Минск

19:12 06/06/2021

ЕС все же полностью закрыл небо для «Белавиа», несмотря на решительные протесты Международной ассоциации воздушного транспорта. Там призывают не политизировать действия Беларуси и призывают также к независимому расследованию. Напомним, Беларусь оказалась в такой ситуации из-за экстренной посадки ирландского лоукостера Ryanair, снятия с рейса гражданина Беларуси и его ареста. На этой неделе задержанного показали по белорусскому государственному телеканалу, передает телеканал «МИР 24».

«Вы добровольно согласились на это интервью?». – «Абсолютно».

Интервью с Романом Протасевичем в эфире через 12 дней после того, как он оказался в СИЗО. Задержали его после вынужденной посадки самолета Ryanair в аэропорту Минска. Оппозиционер находился в розыске за экстремизм и координацию протестов августа прошлого года в Беларуси.

«Я это открыто признаю, что я был одним из тех людей, которые опубликовали призывы выйти на улицы 9 числа. Они стали следствием того, что на улице начались неконтролируемые беспорядки. Три дня Минск жил в хаосе», – сказал Протасевич.

Роману Протасевичу 26 лет. Родился в семье военного. Еще в школе начал участвовать в акциях протеста оппозиции. В конце 2019 года из Минска уехал в Варшаву. Оттуда управлял телеграм-каналом, признанным экстремистским в Беларуси. Редакция располагалась в так называемом «Белорусском доме».

«Сейчас «Белорусский дом» в Варшаве – это ведущая организация, которая проконтролирует, по сути, все белорусские события, всю белорусскую повестку. Лично через премьера Польши, через карманы «Белорусского дома» в Варшаве было выделено 53 млн злотых», – сообщил оппозиционер.

Инцидент с самолетом, на котором летел Протасевич, привел к новым санкциям в отношении Беларуси. Экономическое давление извне – именно к этому призывает оппозиция.

«Сейчас уличных протестов нет, и их явно не будет. Санкции необходимы для того, чтобы экономика Беларуси рухнула как можно быстрее. И если рухнет экономика, люди выйдут на улицы. Это будут голодные бунты. И это, по сути, и является одной из целей экономических санкций, которые продолжают вводить», – считает Протасевич.

Этой весной КГБ Беларуси сообщил о предотвращении попытки вооруженного мятежа в стране. В составе группы заговорщиков как белорусы, так и иностранные граждане. Общались они в Zoom. Белорусские спецслужбы совместно с российскими вычислили всех, кроме одного. Того, что скрывался за черным квадратом.

«Это был я. Просто, с чем это было связано? Это было связано, по сути, с тем, что я должен был выступать связным между заговорщиками и штабом Тихановской», – признался задержанный.

Одной из главных задач заговорщиков было убийство президента и членов его семьи.

«Я много критиковал Александра Григорьевича. Естественно, потому что, как мне казалось, были для этого причины. Но многие вещи, за которые критиковали Александра Григорьевича, на самом деле – это просто попытка давления. Во многих моментах он поступал, извиняюсь за такое выражение, как человек со стальными яйцами, несмотря на все давление и так далее», – сказал Протасевич.

Роман Протасевич прошел и через настоящую «горячую точку». В 2014 году он был в зоне АТО на Украине. Говорит, что, как журналист, просто наблюдал. В Луганске утверждают, что воевал.

«Вся моя поездка туда, особенно с учетом, что я не только позволял себе странные высказывания, но и с учетом того, что я нарушил журналистскую этику, перейдя все границы, и, тем более, что я сам не поддерживал ту идеологию, но в моем окружении было очень много людей той идеологии... Я считаю, что это было самой большой ошибкой в моей жизни. Это та единственная вещь, о которой я, правда, жалею», – признал оппозиционер.

В конце прошлого года Роман Протасевич переехал из Варшавы в Вильнюс – это еще один центр белорусской оппозиции, которая работает «на дистанционке».

«На ту же Тихановскую работает целая спецслужба литовская. У нее свой охраняемый дом. Литовские налогоплательщики, по сути, содержат зарубежного политика из своего кармана. Отчасти это частные спонсоры, представители бизнес-элиты. Тут другой вопрос: а какие тогда у них интересы? На этот вопрос мне было самому интересно ответить», – заметил Протасевич.

Между оппозиционными лидерами идет «межвидовая конкуренция». В основном за финансовые потоки.

«Они стараются это все сохранять и не выносить сор из избы для того, чтобы весь мир не увидел, сколько на самом деле внутренних конфликтов. И в плане финансирования, и в плане политических амбиций, и в плане зон влияния», – отметил задержанный.

Роман Протасевич подозревает, что и сам мог стать жертвой своих же соратников. Кто именно по почте сообщил о минировании самолета, на котором он возвращался в Вильнюс? Пока неизвестно.

«Одна из первых вещей, о которой я подумал: реально меня просто подставили».